Айтбек Амангельды, его адвокаты и их деньги: как фонд Qantar оказался в деле Шерзата

cover Коллаж Orda.kz

Общественный фонд «Центр правовой поддержки Qantar» — в его говорящем названии уже содержится суть: он помогает тем, кто пострадал в январской трагедии 2022 года. И дела эти, безусловно, важные. Но сейчас о фонде много говорят из-за другого процесса — дела Шерзата Полата. Айтбеку Амангельды, некоторое время помогавшему семье погибшего юноши, платил фонд? Почему правозащитник молчал об этом, утверждая, что всё решает сам? Как вообще Центр правовой поддержки Qantar оказался вовлечён в дело Шерзата? Orda.kz поговорила об этом с заместителем директора общественного фонда Мухамедханом Омаровым. 

Почему фонд начал оказывать правовую поддержку по делу Шерзата? Речь идёт о смене направленности? 

— Мы предоставляли правовую и психологическую помощь потерпевшим в дни Кантара, по резонансным делам нанимали адвокатов для них. Это дело активиста Берика Абишева, который в Алматы вышел с флагом на площадь, получил тяжёлое ранение в голову. Фонд предоставил юридическую помощь семьям в деле четырёхлетней Айкоркем, которая была застрелена. 

Во время Январских событий 37-летний Ермек Абдирешов получил резиновую пулю в глаз и лишился зрения. Из больницы его увезли в следственный изолятор. Абдирешов говорил, что сотрудники правоохранительных органов пытали его во время следствия. Против него было возбуждено уголовное дело. Оно было прекращено благодаря помощи фонда Qantar. 

Мы оказали помощь по делу Азамата Батырбаева, утверждавшего, что его пытали утюгом, по делу семьи Сейиткуловых — в их автомобиль стреляли в Талдыкоргане 8 января.

Снесённый в дни Кантара в Талдыкоргане памятник Нурсултану Назарбаеву. Фото Сандугаш Дуйсеновой

По Январским событиям расследовалось 55 дел в пяти городах — Алматы, Талдыкоргане, Усть-Каменогорске, Семее и Таразе. В 22 случаях речь шла о гибели от пуль, ещё в 21 — о пытках. Обвинения с 16 человек были полностью сняты. 

После завершения всех дел, связанных с Кантаром, перед нами встал вопрос: продолжать работу или закрываться? Посоветовавшись с учредителями фонда, мы приняли решение продолжить деятельность. 

Осенью 2024 года в стране одновременно обсуждались два резонансных дела — дело Шерзата Полата в Талгаре и история с сексуальным рабством в Кызылорде. Мы посчитали правильным оказать поддержку по обоим делам. То есть мы решили по таким резонансным делам оказывать правовую помощь людям. 

В кызылординское дело мы с самого начала были вовлечены, предоставили подростку психологическую помощь, наняли адвоката. 

Есть один вопрос, который волнует многих. По делу Шерзата Полата — вы первыми предложили помощь Айтбеку Амангельды или он сам к вам обратился? 

— Айтбек Амангельды сам позвонил нам и попросил помочь по этому делу. Затем мы встретились, он рассказал ситуацию, и мы приняли решение поддержать его. Изначально он сказал, что сам займётся адвокатами и другими организационными вопросами. Мы же оплачивали услуги по заключённым договорам. То есть, можно сказать, мы с самого начала были вовлечены в это дело. Между фондом и членами его команды — Саидой Тауекеловой, Кариной Кошербаевой и Марал Жайлаубаевой — было соглашение об оплате их работы. Я не могу назвать точную сумму, указанную в договорах. Кроме того, мы выделили средства на аренду автомобиля для поездок в Талгар в рамках следственных действий, а также оплатили услуги психолога для семьи Шерзата. 

Айтбек Амангельды. Фото: Orda.kz
Контекст 
Правозащитник Айтбек Амангельды и его команда адвокатов уже изучали материалы дела, но до судебного процесса не дошли. Семья Шерзата Полата отказалась сначала от услуг Айтбека Амангельды, а затем и его адвокатов. Доверенности у всех защитников отозвал отец погибшего юноши Каржаубай Нурымов, поскольку те не выходили на связь, а до суда оставалось около 10 дней. 
Причины разрыва с Айтбеком Амангельды назывались разные, но самая вероятная — разногласия между правозащитником и отцом Шерзата.
О том, что за сопровождение дела Шерзата платит фонд Qantar, Айтбек Амангельды не распространялся. Хотя у него были возможности сообщить об этом в трёхчасовом интервью Назымгуль Кумыспаевой. Или в личных прямых эфирах и постах в соцсетях. Правозащитник, напротив, утверждал, что все расходы оплатил сам. 

Получал ли Айтбек Амангельды плату за личные услуги по делу Шерзата? Был ли у вас с ним какой-либо договор? 

— Да, у нас был личный договор с Айтбеком Амангельды. Он получил плату за организационную работу по этому делу. Точную сумму назвать не могу. 

Почему Айтбек Амангельды не упоминал финансирование фонда Qantar? Может, фонд закрытый и просил его об этом сам? 

— Мы не являемся закрытым или тайным фондом. Мы не просили Айтбека не упоминать о нас нигде. Почему он скрывал нашу поддержку, получая деньги, мы сами не понимаем. 

Знал ли Каржаубай Нурымов о том, что, по сути, вы оказываете им финансовую помощь? 

— Встретившись с Каржаубаем, я узнал, что Айтбек не говорил, кто конкретно оказывает финансовую помощь. Хотя Каржаубай просил Айтбека назвать, кто именно помогает, хотя бы для того, чтобы знать их имена и выразить благодарность. Но Айтбек уклонялся, утверждая, что «сам всё решает», и не называл фонд. Мы не понимаем, почему он так скрывал нашу помощь. Что плохого мы могли сделать, чтобы нас так прятать? 

Каржаубай Нурымов. Фото: Orda.kz

Мы не собираемся принижать вклад Айтбека и его адвокатов. Но он мог хотя бы упомянуть фонд — это было бы честно. Мы не требуем благодарности или наград. Мы просто не понимаем. Вероятно, были и другие меценаты, возможно, он и сам вложил средства. Но я не вижу причин скрывать помощь фонда. 

Нам предстоит встретиться с учредителями фонда и Айтбеком Амангельды, поскольку нам до сих пор не предоставили полный отчёт по финансам, выплаченным с нашей стороны. Во время этой встречи мы зададим все волнующие нас вопросы. 

Кто учредители фонда Qantar и откуда поступает основное финансирование? 

— Директор фонда — Марат Курмалиев. Несмотря на то, что фонд носит название Qantar, как общественная организация мы намерены и дальше продолжать работу, помогать людям, нуждающимся в юридической поддержке, нанимать им адвокатов. 

У фонда пять-шесть учредителей и попечительский совет из примерно 10 человек, который следит за прозрачностью, эффективностью работы, они задают вектор развития. От них поступает основное финансирование. 

Кроме того, по собственной инициативе нам помогают отдельные граждане. Сейчас мы рассматриваем возможность подключения оплаты через банковские приложения, чтобы любой желающий мог поддержать фонд. 

Фото: Orda.kz

4 октября 2024 года в Талгаре между группой молодых людей, владельцем магазина Каржаубаем Нурымовым, его сыном Шерзатом Полатом и братом Нурканатом произошёл конфликт, завершившийся трагедией — убийством 16-летнего Шерзата.

За это осудили девять человек. Главный фигурант дела получил 23 года колонии. Самый малый срок — полтора года — у несовершеннолетнего, который не сообщил о преступлении, «хотя видел, как вытирали ножи». Остальных приговорили к лишению свободы от семи до 20 лет. 

Автор: Перизат Жарылқасын

Читайте также: 

Лента новостей

все новости