Air Astana под ударом: падение тенге, конкуренты, акции подешевели — справится ли Питер Фостер?

Глава Air Astana Питер Фостер в беседе с исполнительным директором Казахстанской ассоциации миноритарных инвесторов (QAMS) Данияром Темирбаевым поделился своими размышлениями о причинах снижения стоимости акций компании, перспективах их роста и о том, как падение тенге сказалось на компании. Подробнее в материале Orda.kz.
Падение стоимости акций
Фостер прокомментировал ситуацию с падением стоимости акций компании. Он отметил, что снижение связано с общим состоянием авиационной отрасли, которая испытывает давление из-за высокой инфляции, роста расходов и снижения покупательной способности во многих странах.
Он подчеркнул, что, несмотря на эти трудности, акции Air Astana положительно реагировали на публикацию финансовых результатов за три квартала 2024 года, каждый раз демонстрируя рост более чем на 10 %. Компания надеется на восстановление стоимости акций в будущем:
«Очевидно, что рынок реагирует положительно на результаты, когда мы о них объявляем; это предполагает, что негативным фактором здесь является именно ситуация в индустрии в целом. Здесь хотелось бы вспомнить старую цитату Уоррена Баффета: когда компания показывает хорошие результаты, стоимость её акций тоже рано или поздно вырастет. И мы надеемся, что в нашем случае как раз так и произойдёт».
Фостер не может делать прогнозы относительно роста стоимости акций, поскольку это зависит от рынка, а компания ограничена правилами раскрытия информации. Однако он отметил, что по мультипликатору EBITDAR, используемому для оценки эффективности бизнеса, акции Air Astana торгуются заметно ниже, чем бумаги большинства авиакомпаний, с которыми проводится сравнение.
Фостер подчеркнул, что по мере того как инвесторы лучше узнают финансовые показатели компании, истинная стоимость бизнеса станет более очевидной. При сохранении текущей динамики и отсутствии серьёзных внешних потрясений в конце 2024 — начале 2025 года компания рассчитывает на значительные выплаты, максимально приближенные к верхней границе, указанной в проспекте эмиссии акций.
Боится ли британец вьетнамцев
Фостер также прокомментировал возможный выход на рынок Казахстана вьетнамского лоукостера VietJet и его влияние на деятельность компании. Хотя было объявлено о намерении VietJet приобрести 49 % акций Qazaq Air и начать полёты в Казахстане, их появление неоднократно откладывалось.
«Но даже если они придут, создание авиакомпании и организация её деятельности — это весьма сложный процесс с очень высокими техническими и регуляторными барьерами, которые нужно преодолеть. Вопрос не только в самолётах: даже если бы они у них были, нужна вся инфраструктура: пилоты, техническое обслуживание, ангары, слоты для рейсов и т. д. и т. д. Этот вид бизнеса очень сложный, его невозможно организовать в спешке. Но если они придут, так тому и быть. Мы никогда не боялись конкуренции».
Фостер отметил, что после пандемии многие зарубежные авиакомпании возобновили полёты в Казахстан, и Air Astana успешно конкурирует с ними как по качеству предоставляемых услуг, так и по эффективности. Появление VietJet на рынке не станет для компании чем-то новым.
Обесценивание тенге
Ослабление курса тенге оказывает значительное влияние на бизнес Air Astana, особенно в части тарифов на внутренние перевозки. Фостер отметил, что авиакомпания использует естественный хеджинг, так как около двух третей доходов и расходов номинированы в долларах или их эквиваленте.
«Особенно если смотреть на FlyArystan, у которого более чем 70 % бизнеса приходится на внутренние маршруты, которые, конечно, продаются в тенге»,подчеркнул глава компании.
Номинация в долларах создаёт проблемы, особенно с учётом текущей траектории тенге. Внутри компании уже активно обсуждаются возможные меры, чтобы минимизировать последствия для бизнеса и тарифной политики.
Фостер поделился планами на будущее: Air Astana планирует существенно расширить свой авиапарк, добавив в течение трёх лет 20 самолётов семейства Airbus A-320 и три Boeing-787 Dreamliner. Компания уверена, что стремительный рост рынка оправдывает такое увеличение флота.
Согласно прогнозам IATA, рынок авиации в Центральной Азии и на Кавказе станет одним из самых быстрорастущих в мире в ближайшие 5–10 лет, что создаёт благоприятные условия для расширения провозных мощностей.
Читайте также:
Лента новостей
- ОСМС в Казахстане — хорошая вещь? Тогда почему государство не платит поликлиникам
- Трагедия на футбольном поле: в Астане на мужчину упали ворота
- США ввели санкции против главного прокурора Международного уголовного суда
- Туман и гололёд — прогноз погоды на 14 февраля
- В Астане прогремел взрыв
- «Неутешительные цифры» — рекордным по числу погибших журналистов стал 2024 год
- Минус три дня за книгу: в Узбекистане предложили сокращать сроки наказания за чтение книг
- Сразу в нескольких регионах ограничили движение на дорогах
- Beeline искусственно завышал цены на домашний интернет — АЗРК
- В Таразе сотрудник центра поддержки детей избил воспитанника
- Микробизнес и малый бизнес полностью освободят от уплаты НДС?
- Токаев подписал указ о призыве в армию
- Сапфировое стекло и белое золото: изъятые у казахстанских олигархов часы продадут на аукционе
- Бишимбаев продолжает судиться с колонией, адвокат экс-министра подал апелляцию
- «Старшие братья»: в Талгарском районе поймали банду вымогателей
- Канадцы будут искать медь на одном из крупнейших месторождений в Казахстане
- Подозреваемого в изнасиловании девочки арестовали в Таразе
- «Странное ощущение»: курс доллара упал ниже 500 тенге
- Сапаров оплошал? Россельхознадзор отреагировал на заявление министра сельского хозяйства
- Надолго ли оправданы — кто может отменить приговор для охранников пыточной колонии в Атбасаре