Air Astana под ударом: падение тенге, конкуренты, акции подешевели — справится ли Питер Фостер?

Глава Air Astana Питер Фостер в беседе с исполнительным директором Казахстанской ассоциации миноритарных инвесторов (QAMS) Данияром Темирбаевым поделился своими размышлениями о причинах снижения стоимости акций компании, перспективах их роста и о том, как падение тенге сказалось на компании. Подробнее в материале Orda.kz.
Падение стоимости акций
Фостер прокомментировал ситуацию с падением стоимости акций компании. Он отметил, что снижение связано с общим состоянием авиационной отрасли, которая испытывает давление из-за высокой инфляции, роста расходов и снижения покупательной способности во многих странах.
Он подчеркнул, что, несмотря на эти трудности, акции Air Astana положительно реагировали на публикацию финансовых результатов за три квартала 2024 года, каждый раз демонстрируя рост более чем на 10 %. Компания надеется на восстановление стоимости акций в будущем:
«Очевидно, что рынок реагирует положительно на результаты, когда мы о них объявляем; это предполагает, что негативным фактором здесь является именно ситуация в индустрии в целом. Здесь хотелось бы вспомнить старую цитату Уоррена Баффета: когда компания показывает хорошие результаты, стоимость её акций тоже рано или поздно вырастет. И мы надеемся, что в нашем случае как раз так и произойдёт».
Фостер не может делать прогнозы относительно роста стоимости акций, поскольку это зависит от рынка, а компания ограничена правилами раскрытия информации. Однако он отметил, что по мультипликатору EBITDAR, используемому для оценки эффективности бизнеса, акции Air Astana торгуются заметно ниже, чем бумаги большинства авиакомпаний, с которыми проводится сравнение.
Фостер подчеркнул, что по мере того как инвесторы лучше узнают финансовые показатели компании, истинная стоимость бизнеса станет более очевидной. При сохранении текущей динамики и отсутствии серьёзных внешних потрясений в конце 2024 — начале 2025 года компания рассчитывает на значительные выплаты, максимально приближенные к верхней границе, указанной в проспекте эмиссии акций.
Боится ли британец вьетнамцев
Фостер также прокомментировал возможный выход на рынок Казахстана вьетнамского лоукостера VietJet и его влияние на деятельность компании. Хотя было объявлено о намерении VietJet приобрести 49 % акций Qazaq Air и начать полёты в Казахстане, их появление неоднократно откладывалось.
«Но даже если они придут, создание авиакомпании и организация её деятельности — это весьма сложный процесс с очень высокими техническими и регуляторными барьерами, которые нужно преодолеть. Вопрос не только в самолётах: даже если бы они у них были, нужна вся инфраструктура: пилоты, техническое обслуживание, ангары, слоты для рейсов и т. д. и т. д. Этот вид бизнеса очень сложный, его невозможно организовать в спешке. Но если они придут, так тому и быть. Мы никогда не боялись конкуренции».
Фостер отметил, что после пандемии многие зарубежные авиакомпании возобновили полёты в Казахстан, и Air Astana успешно конкурирует с ними как по качеству предоставляемых услуг, так и по эффективности. Появление VietJet на рынке не станет для компании чем-то новым.
Обесценивание тенге
Ослабление курса тенге оказывает значительное влияние на бизнес Air Astana, особенно в части тарифов на внутренние перевозки. Фостер отметил, что авиакомпания использует естественный хеджинг, так как около двух третей доходов и расходов номинированы в долларах или их эквиваленте.
«Особенно если смотреть на FlyArystan, у которого более чем 70 % бизнеса приходится на внутренние маршруты, которые, конечно, продаются в тенге»,подчеркнул глава компании.
Номинация в долларах создаёт проблемы, особенно с учётом текущей траектории тенге. Внутри компании уже активно обсуждаются возможные меры, чтобы минимизировать последствия для бизнеса и тарифной политики.
Фостер поделился планами на будущее: Air Astana планирует существенно расширить свой авиапарк, добавив в течение трёх лет 20 самолётов семейства Airbus A-320 и три Boeing-787 Dreamliner. Компания уверена, что стремительный рост рынка оправдывает такое увеличение флота.
Согласно прогнозам IATA, рынок авиации в Центральной Азии и на Кавказе станет одним из самых быстрорастущих в мире в ближайшие 5–10 лет, что создаёт благоприятные условия для расширения провозных мощностей.
Читайте также:
Лента новостей
- Спасатели и военные помогают водителям на казахстанско-российской границе
- «Детей передавали в дар»: суд Караганды огласил приговор участникам схемы
- В Атырау осудили мужчину, убившего бывшую жену на рабочем месте
- Попытка снять дорожный ремонт в Атырау обернулась нападением на блогера
- Потенциальные олимпийские медали казахстанцев стали премиями у сотрудников администрации
- Нацбанк получит доступ к банковским данным всех казахстанцев
- «Наши дипломаты выслушали столько грязи» — в МИД возмущены поведением казахстанцев за рубежом
- «Смертная казнь вполне реальна» — МИД о казахстанцах в Индонезии
- Двух сотрудников ФСБ задержала полиция в бакинском офисе Sputnik – СМИ
- Сюрприз от президента: сотрудники Антикора не знали о грядущей реорганизации
- Жену бывшего начальника полиции Талдыкоргана подозревают в подкупе потерпевшей по делу об изнасиловании
- Следователь Антикора попался на взятке по делу топ-менеджера ФОМС
- Измир охвачен огнём: аэропорт закрыт, жителей вывозят из зоны бедствия
- Отставного генерала задержали по делу о коррупции
- Казахстан запретил носить никаб в общественных местах
- Экс-советницу главы Верховного суда Таткееву подозревают в мошенничестве
- Схема на миллиард: глава департамента госимущества задержан за махинации с землёй в Алматинской области
- Бывший министр юстиции Марат Бекетаев получил девять лет тюрьмы
- Токаев присоединил Антикор к КНБ
- Добровольцы с оружием и акимы-военачальники — президент подписал закон о территориальной обороне