«Взращиваем бишимбаевых»: психолог раскрыла тайны воспитания абьюзеров 

cover Фото: mykaleidoscope.ru

Убийство Салтанат Нукеновой разбередило старую рану. В чём корни насилия и почему жертвы до последнего терпят его — в материале Orda.kz. Своим мнением поделилась психолог, психотерапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Елена Тен. 

Фото: Orda.kz

Не смейся над другим, посмотри на себя

Предпосылкой к появлению абьюза служит неправильное воспитание детей. А это, по мнению психолога Елены Тен, происходит во многих семьях Казахстана.

«Ребёнок, который формируется в семье, где, во-первых, насилие поощряется, во-вторых, где насилие осуществляется. Ребёнок так или иначе заимствует агрессивные паттерны поведения. Что это значит? Не обязательно ребёнка должны были бить смертным боем и не обязательно при нём должны были кого-то избивать. Но когда физическая сила или даже вербальное насилие поощряется, ребёнку говорят — вот молодец, как ответил, как ударил обидчика, ты настоящий мужик», — поясняет Тен.

И наоборот, когда девочку или мальчика в семье часто притесняют, физически или вербально, то наверняка во взрослой жизни это продолжится. 

Личностное расстройство продолжает усугубляться, когда родители оправдывают каждое насильственное действие и правонарушение, а человек не получает за это никакого наказания:

«Если у тебя появилась склонность к насилию, то завтра ты будешь делать ещё больше, проверяя эти границы. То есть там, где здоровый человек знает, что это нельзя и за этим последует наказание, человек с личностным расстройством восприятия, наоборот, будет это делать. Что мы и наблюдаем на примере Куандыка Бишимбаева: если сошли с рук экономические преступления, то почему не могут сойти с рук и уголовное, например? И человек воспринимает это с какой-то уверенностью. "Господи, а что тут такого? Убил, ну убил. Никакой особой жестокости тут не было. Просто убил". То, что мы и видим сегодня».

Таким образом, зерно абьюзинга можно легко взрастить в любой среде: школа, внешкольный коллектив, сверстники. Там, где поощряют насилие. 

Сошлись, как пазл

Что удивительно, повзрослев, жертвы и абьюзеры мгновенно находят друг друга. 

«Был эксперимент, когда преступникам показывали видео многолюдного проспекта и просили их определить, с кем из прохожих они могли бы совершить преступление — насилие, убийство, грабёж и так далее. И удивительно, что все они указали на одних тех же людей. То есть сформированный паттерн даже визуально прочерчен: в жестах, в походке и так далее. И таким же образом, когда ребёнок растёт и его поощряют за насилие, он вырастает, понимая это».

Так Куандык с Салтанат нашли друг друга и сошлись, как пазлы, считает психолог. Это мнение подтверждает и тот факт, что она не могла сразу уйти от него, терпела побои. Всё дело в созависимом типе привязанности: 

«Есть люди очень волевые и сильные, которые, если столкнутся с побоями, это будет последнее, что для них сделает партнёр. Но для того, чтобы созависимый человек ушёл из пары, ему может потребоваться от 14 до 25 попыток. Многие уходят ценой своего здоровья. Дело в том, что тираны после насилия становятся шёлковыми. Он такой нежный, заботливый, колечки дарит, словечки говорит и так далее. Проблема только в том, что агрессия всегда нарастает. Периоды воздержания от насилия становятся всё короче, а насилие происходит всё чаще, "сладкой жизни" всё меньше, и она уже совершенно не покрывает издержки», — говорит психолог.

Почему человек становится созависимым?

Эту травму, как оказалось, имеют многие казахстанцы. Она появляется под влиянием разных обстоятельств, когда человек в детстве теряет опору в виде родителей.

«Чтобы произошла такая травма, достаточно, например, чтобы мама уехала на учёбу и оставила ребёнка до года с бабушкой. А вы знаете, что у нас оставить с бабушкой вообще не считается травмой. Потому что есть в культурных традициях такая штука. Это может человека сделать созависимым или, наоборот, выработать контрзависимое поведение, когда человек ни с кем пару построить не может. У него внутри есть убеждение, что все люди предают, уходят и оставляют тебя в самый жуткий час».

Ребёнок — не унитаз! 

Психолог поделилась советами, как воспитать ребёнка, чтобы он не стал абьюзером или жертвой.

Не поощряйте малейшее проявление насилия (дать сдачи, нахамить). И самому родителю не надо вымещать на ребёнке агрессию и демонстрировать власть.  

«Часто родители рассержены и раздражены, измотаны работой, финансовыми проблемами и т. д. И ребёнок, как правило, как самое бесправное существо ощущает на себе весь спектр родительских чувств. Его используют, как сливной бачок в унитазе, чтобы смыть эти чувства», — отметила Тен.

Если ребёнок совершит реальный проступок, наказание должно быть неотвратимым, но соразмерным:

«Например, он не делает уроки, так ты скажи ему твёрдо: вот телевизор выключается, Wi-Fi выключается, и не на один день. И мой сын через полчаса приносит мне сделанные уроки. Это происходит тогда, когда взрослый реально хочет, чтобы уроки были сделаны. Но когда человека хочется ударить по лицу и сказать — ты, свинота, почему не делаешь уроки? Или как-то другим способом унизить или извести, такому человеку нужны не уроки, ему нужно выместить свою агрессию».

На читающего нотации родителя ребёнок смотрит обозлённо, как на тирана. Бездумно балующий подарками и деньгами родитель — просто кошелёк. В обоих случаях ребёнок учится манипулировать и тем самым ещё больше раздражает и огорчает. 

Но, чтобы стать авторитетом, нужно подойти к процессу воспитания по-другому. Родитель, по словам психолога, должен постоянно изучать своего ребёнка, чтобы понять и найти к нему подход. При этом научиться правильно с ним разговаривать. Этот навык, судя по всему, есть далеко не у всех казахстанцев.

«Представим, что ребёнок украл у вас деньги. Тогда вопрос не о наказании, это вопрос о разговоре. А разговаривать люди не умеют. О чём тогда мы должны говорить ребёнку? "Я сегодня пересчитал(а) деньги в кошельке. У меня было 100 тысяч, а осталось 70. Я очень расстроен(а), потому что я не хочу прятать деньги от членов семьи. Я прошу тебя: когда тебе нужны деньги, обсуждай это со мной. И мы будем покупать то, что тебе действительно нужно". Повторите эту фразу несколько раз — и всё».

Почему казахстанские женщины терпят насилие и как с этим быть? 

Многие взрослые казахстанцы не умеют отстаивать свои границы. Это говорит о том, что в детстве им не давали свободы выбора и не развивали эмоциональный интеллект.

«С младенческого возраста мама должна называть ребёнку его чувства: я вижу, ты радостный или грустный. И тогда он сможет распознавать свои и чужие чувства. Также важно давать ему право выбора. Это формирует его навыки отстаивания границ. В начале нужно объяснить ребёнку, что его тело неприкосновенно, и никто без его желания не смеет его трогать. А теперь представьте, что во многих культурах, встречаясь с родственниками, родитель говорит ребёнку: дай дяде ручку, поцелуй тётю. Мы не даём право выбора. Родитель хочет выглядеть мило и продавливает эту ситуацию через ребёнка. И в этом есть элемент насилия. Почему? Потому что когда я чего-то не хочу, но со мной продолжают это делать, прикрываясь благими намерениями, это насилие», — объясняет специалист.

Лучше развод, чем морг

Судебный процесс по делу об убийстве Салтанат Нукеновой вырос до мирового масштаба благодаря высокому статусу подсудимого и его медийности. Однако уровень домашнего насилия вырос ещё во время пандемии, ведь супругам приходилось всё время находиться вместе дома. Но тогда жертвы не получили поддержку на уровне государства. Закон о криминализации бытового насилия позволит сократить число преступлений. По словам психолога, если имеет место насилие и оно обостряется, то это должно пресекаться законом. Главная ошибка жертв — пытаться справиться самостоятельно. Помочь исправиться абьюзеру может только грамотный психотерапевт и лишь в том случае, если он сам захочет исправиться. Поэтому важно усилить подготовку таких специалистов.

«Можно, с одной стороны, усиливать подготовку семейных психологов, а с другой — пропагандировать обращение к ним в случае возникновения конфликтов. Раньше проблемы с бытовым насилием не стояли так остро из-за того, что был институт семейных ценностей в виде матерей, старших сестёр, женгешек, с кем жертвы часто советовались и получали поддержку. Сегодня этот институт не работает. На его место мировое сообщество предлагает поставить семейных психотерапевтов. Но без их должной подготовки это пустая трата времени и денег», — считает Елена Тен.

Бытовое насилие родом из детства и появляется в результате ошибок в воспитании. Так что бороться с этим злом нелегко. Чудовищное убийство Салтанат Нукеновой положит начало настоящей борьбе, надеются специалисты. Ведь стало понятно, что жертвой бытового насилия может стать любой человек. А следствием — удар по имиджу целого государства. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости