«Когда он уедет»: почему встреча Блинкена и Си Цзиньпина была максимально холодной и касалась ли она Казахстана

cover Фото: Синьхуа

Orda.kz обсудила визит американского госсекретаря в Китай с востоковедом Адилем Каукеновым.

Встреча Энтони Блинкена и Си Цзиньпина проходила в максимально сдержанной атмосфере. Настолько сдержанной, что стала поводом для фейковых новостей, которые разлетелись по Сети. В первую очередь речь о том, что Блинкена якобы не встретил и не проводил никто из официальных лиц Китая. Это оказалось неправдой. 

Например, на это указал журналист китайского государственного информагентства «Синьхуа» Ян Лю. В своём аккаунте в сети X. он написал

«Согласно протоколу Министерства иностранных дел Китая директор департамента по делам Северной Америки и Океании Ян Тао находился в аэропорту, чтобы проводить госсекретаря США Энтони Блинкена после завершения его визита в Китай. Ян также принимал Блинкена, когда тот прибыл в Пекин. Любое обратное утверждение — заведомая ложь».
Скриншот сообщения в X.

Адиль Каукенов указывает на то, что большего внимания заслуживают не фейковые новости, а другие моменты. Например, то, что не было традиционной помпезности подобных визитов: высокопоставленных лиц у самолёта, ковровой дорожки к трапу, девушек с цветами и т. п. 

«Но это значит, что и китайская, и американская сторона согласились, что визит будет протекать вот так — максимально холодно и без атмосферы дружественного радушия. Это объяснятся тем, что Блинкен приехал с достаточно неприятной, острой повесткой. С пакетом претензий с американской стороны. Но и Блинкену было важно, чтобы его встречали холодно. Потому что, приехав с претензиями, он не может себе позволить, чтобы его встречали как друга», — говорит эксперт.
Адиль Каукенов. Фото: Facebook Адиля Каукенова

Кроме фейка из аэропорта, шума в медиапространстве наделало и видео ожидания Блинкена Си Цзиньпином. На нём Си говорит с кем-то из присутствующих, естественно, на китайском. Диалог переводят так:

Си: Когда он уедет?
Отвечающий: Он уедет сегодня вечером.

В Сети на этот счёт появилось два мнения. Одни утверждали, что так китайский лидер продемонстрировал своё нежелание встречаться с американским госсекретарём. Вторые писали, что никакого «когда он уедет?» там нет — благо китайский за пределами КНР знает не так много людей. 

Адиль Каукенов подтверждает: диалог на видео был именно такой. Другое дело, что востоковед не услышал в нём каких-то негативных интонаций. 

«Это был рабочий вопрос. Си спросил, когда Блинкен уезжает, и его просто поставили в известность. Другое дело, как вообще это видео попало в Сеть. Ведь оно снималось китайской стороной».

По мнению Каукенова, здесь тоже нужно смотреть на общую повестку и тональность визита, который прошёл в очень тяжёлой обстановке. 

«Си во время встречи сказал, что мир достаточно большой, чтобы и Китай, и США могли жить вместе, а не сражаться за место под солнцем. Это говорит о том, насколько сложно шли переговоры», — говорит Адиль Каукенов.

Эксперт отмечает и то, что Блинкен практически сразу по прилёте в США дал интервью, в котором заявил о подозрениях, что Китай будет пытаться влиять на предстоящие осенью выборы. Каукенов считает, что это очень жёсткое обвинение, особенно на фоне того, что Китай всегда подчёркивает своё невмешательство в дела других государств. 

«Американская сторона и во время визита использовала методы медийной борьбы. Например, Блинкен на фоне гордости Китая, шанхайской набережной Вайтань, записал видео, где говорит, что поднимает острый вопрос о производстве китайскими компаниями компонентов фентанила — наркотического вещества, с которым в США сейчас очень большая проблема из-за настоящей эпидемии наркозависимых», — рассказывает Каукенов.

Поэтому попадание видео с вопросом «когда он уедет?» в открытый доступ могло быть своего рода ответным шагом Китая в этой медийной борьбе. 

Что касается самих переговоров, то в русскоязычном интернете ожидаемо обсуждаемой темой стало требование США прекратить поставки в Россию продукции двойного назначения. Учитывая, что значительная часть товаров, идущих из КНР в РФ, проходит через Казахстан, возник вопрос — а не скажется ли это на РК? По мнению Адиля Каукенова, не скажется. 

«Да, Казахстан — это важная точка транзита между Азией и Европой. Но что отправляет одна страна и что принимает другая — это транзитную сторону мало волнует», — говорит эксперт.

Как отмечает востоковед, на самом деле на переговорах США и КНР речь шла не только о продукции двойного назначения, а о гораздо более широком спектре поставок. И суть американских требований была в том, что если китайские компании будут поставлять эти товары в Россию, то они не смогут вести дела с американскими компаниями. Это, собственно, и есть американские санкции. 

«На самом деле это диалог не о России, а об американо-китайских отношениях. Ведь главная проблема сейчас в чём: китайская экономика стремительно приближается к американской, в ряде секторов не уступает, а где-то даже превосходит. И на китайской экономике уже есть американские санкции. Например, на компании Huawei. Это флагман китайской экономики, но он не может закупать ни полупроводники, ни чипы. Но при этом Huawei смог создать свои аналоги, поэтому, несмотря на американские санкции, продолжает быть болью американских компаний — например, Apple. Есть американские ограничения на китайскую экономику, которые тянутся ещё с 1980-х годов. То есть даже до российско-украинского конфликта на китайские компании налагались американские санкции и, скорее всего, будут ещё», — говорит Адиль Каукенов.
Huawei Partner Summit в Алматы. Фото: huawei.com

Эксперт отмечает, что российский вопрос в диалоге Китая и США далеко не самый важный. Он был на пятом или шестом месте в повестке. А куда важнее, например, был вопрос об «избыточных мощностях». В США считают, что Китай выпускает слишком много продукции для продажи за рубеж, поэтому американские компании теряют прибыль. А Китай считает, что его товары покупают во всём мире потому, что в них нуждаются, а значит, имеет право их выпускать столько, сколько нужно. 

По мнению Адиля Каукенова, развивающимся странам скорее нужно наблюдать именно за взаимоотношением США и Китая как двух крупнейших экономик современного мира. Также он отмечает, что при всём холоде встречи Блинкена и Си был в ней и позитив: стороны договорились поддерживать контакты, в том числе на уровне первых лиц. По мнению Адиля Каукенова, это говорит о том, что США и КНР всё-таки не скатываются к конфронтации. И это важно!

Читайте также: 

Лента новостей

все новости