«Журналисты в тюрьме больны, но их не лечат»: адвокаты Мухаммедкарима и Тлеужан бьют тревогу

cover Коллаж: Orda.kz

Адвокаты Думана Мухаммедкарима и Айгерим Тлеужан заявляют о том, что журналисты нуждаются в стационарном лечении, но их болезни попросту игнорируют. Правозащитница Бахытжан Торегожина ждёт действий от чиновников: «Ведь сегодня ты депутат, а завтра сам можешь оказаться на месте наших подопечных». Об этом рассказывает Orda.kz.

Галым Нурпеисов, адвокат Думана Мухаммедкарима, не согласен с решениями ДУИС Кызылординской области. Правозащитник говорит, что о лечении журналиста распространяются ложные сведения:

«Есть человек, который говорит, что Думан получает помощь и витамины, якобы ему делают массаж, а начальник учреждения не единожды заходил к нему. К тому же обещали отправить на лечение в больницу, но в итоге этого не сделали. Даже сейчас сообщают, что он уже в больнице. Однако сотрудники больницы рассказали, что Думана там нет».

По словам адвоката, Мухаммедкарим отбывает наказание в карцере, где чуть меньше восьми квадратных метров. Из окон дует ветер, а стены — холодные. У заключённого застужена предстательная железа, почки, увеличена печень. В комплексном обследовании, как уверяет Нурпеисов, отказывают.

Думан Мухаммедкарим. Фото: КМБПЧ

Вторая проблема — это исчезнувшие письма. Заключённый их отправляет, но до адресатов они не доходят. Генпрокурор, администрация президента, Бахытжан Торегожина и сам адвокат не получили ни одного из четырёх писем.

«Его пытаются ограничить в попытке реализовать своё право»,говорит о своём подопечном адвокат Галым Нурпеисов. 

Третье: по закону Мухаммедкарим должен отбывать наказание в Алматинской области. Однако его не переводят из-за 13-ти взысканий.

«Он не носит тюремную робу, и это единственное его нарушение. Думан это признаёт. Он не надевает эту форму, потому что не согласен с тем, что он преступник. Остальные 12 взысканий мы считаем провокацией со стороны сотрудников учреждения. Он ведёт себя спокойно, а они делают попытки „сломать“ человека. И когда он начинает отвечать на повышенных тонах, включают камеры и записывают видео».
Голодать до изнеможения каждое 30 число месяца — единственная форма протеста, которую придумал Думан Мухаммедкарим. Непринятие пищи может длиться неделю или 10 дней на постоянной основе. 
«Я прихожу на встречу с моим подзащитным рано, но попадаю к нему только к шести вечера. Часами я стою на проходе, где сквозит ветер, и меня продувает. В Кызылорде уже холодно. Думан ждёт меня в комнате для свиданий около часа. Все смеются, улыбаются и говорят, что комната занята и мест нет. Но я лично видел, что у них есть ещё помещение», негодует правозащитник.

Кроме того, своё слово сказала и Анара Айдарханова — адвокат заключённой журналистки Айгерим Тлеужан. У девушки нарыв, который перерос в неизвестное заболевание. Адвокат утверждает, что тюремная медпомощь не помогает и усугубляет болезнь из-за ошибочного диагноза или плохого лечения. 

«У неё постоянные боли, ослаб иммунитет, потеря веса. Ест как обычно, но худеет. Её вывозили в центральную больницу, но лишь создали иллюзию помощи. Лечение провели неэффективно, улучшений нет, становится всё хуже», объясняет Айдарханова.  
Айгерим Тлеужан. Фото: Orda.kz

Адвокаты и правозащитники обратились с жалобой в ДУИС и Минздрав. Потребовали обследование и другое лечение. Но, по их словам, уже семь месяцев помощи нет, а ответ ведомства звучит примерно так: помощь достаточная, мнение стороннего врача не нужно, госпитализация не требуется, показано амбулаторное лечение.

Правозащитники винят ДУИС в том, что они поместили Тлеужан в холодную камеру, и не хотят предоставлять машину и конвой для перевозки в больницу.

По мнению адвокатов, если Минздрав, ДУИС и районная больница не будут препятствовать, а частный хирург поставит диагноз и начнёт лечение, то проблема решится.

«Мы считаем, что больную не увозят на обследование из тюрьмы, потому что не хватает кадров, чтобы организовать ей конвой. И легче сказать, что она здорова и сама может делать себе перевязки. Но всем абсолютно понятно, что семь месяцев болезнь прогрессирует, и, значит, с организмом что-то неладное».

Правозащитники указывают на то, что при первичном обращении Айгерим, в тюрьме не было самых простых лекарств, которые гарантированы государством. На них ежегодно выделяется бюджет. В итоге лекарства купили и привезли из Алматы родственники журналистки.

Казахстанская правозащитница Бахытжан Торегожина, в свою очередь, предупредила сотрудников тюрьмы, что заключённые не обманывают и не симулируют. Логика проста: всего три человека заболели из всех, кого защищает организация. Среди них Думан Мухаммедкарим, Айгерим Тлеужан и Марат Жыланбаев. О том, как депутат Бапи посетил в колонии марафонца Жыланбаева мы писали ранее.

Читать также:

Лента новостей

все новости