Как поделить тротуар — Пешеходы VS Электросамокатчики

cover

Справедливо ли недовольство граждан поведением гонщиков на электросамокатах, оправдан ли их страх за своё здоровье и жизнь? Мы решили выйти на улицы самого густонаселенного города Казахстана – Алматы и спросить пешеходов и пользователей новомодных транспортных средств о том, как они могут сосуществовать.

Кто-то предлагает разобраться с беспредельщиками, применяя самые радикальные методы. Другие – относятся снисходительно. Так кому всё-таки должен принадлежать тротуар, разбирался корреспондент Orda.kz.

Кстати, призывы навести порядок в этой сфере услышали в соседней России. На этой неделе случилось давно ожидаемое – комитет по транспорту Санкт-Петербурга подписал с крупнейшими сервисами аренды электросамокатов соглашение о правилах использования средств индивидуальной мобильности на территории города.

Фото Instagram @kirichenkomariy

Стоит отметить, что предварительно самокаты отключили от сети без каких-либо объяснений. А в отношении сервиса, как пишет РИА Новости, заведено уголовное дело – им инкриминируют оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Власти города ввели для самокатчиков ограничения как по скорости, так и по географии поездок. Кроме того, пользователи теперь должны спешиваться при пересечении пешеходных переходов.

Вернемся к Алматы. Самые крупные компании в городе, сдающие электросамокаты в аренду – ЕLЕVEN (200 ед.), JET (1000 ед.), OZIM (600 ед.). А по данным департамента полиции, в городе ежедневно передвигаются от двух до двух с половиной тысяч электросамокатчиков и мопедистов. Многие из них – курьеры доставки. 

Выход из общей проблемы найти можно, если захотеть, – говорит алматинка Диана.

      - Я не вожу машину, но мне очень неудобно, когда они пролетают рядом. Это очень бесит и пугает. Ты не замечаешь их со спины. Ты можешь быть в наушниках и при повороте столкнуться с самокатом. Думаю, им нужно выделить больше отдельных дорог или ограничить скорость, но сейчас такого у нас нет.

Диана, Маргарита и Арайлым

Однако в мировой практике есть примеры: в Южной Корее с 13 мая вступили в действие поправки в закон о дорожном движении, в соответствии с которыми все водители электросамокатов должны иметь водительские права; в Германии для этих ТС также необходимы номерные знаки и страховка. Почему не взять за основу этот опыт, задаётся вопросом пешеход.

Но пока мы наблюдаем ужасающую статистику – только в одну больницу в мае обратились почти 50 человек с травмами, которые получили из-за электросамокатов. Десять пострадавших госпитализировали с различными травмами, в том числе с переломами черепа и шейки бедра. Двое погибли...

Пенсионерка Валентина спокойно прогуливалась по тротуару, как вдруг мимо неё и нас пронесся мужчина на электросамокате. Однако женщина понимает, что пользователям скоростного транспорта некуда деться.

      - Я знаю, что так нельзя, но лишь бы не делали нехороших вещей – никого не задевали. С этим пока ничего не поделаешь.

Девушка с ребенком в коляске наблюдала этот инцидент. Айша говорит, что лихачи ей не мешают. Молодая мама считает, что нет ничего плохого в том, что самокаты для кого-то выступают в качестве хорошей альтернативы передвижения пешком.

Второго мая в Алматы ехавшие на самокате парень с девушкой сбили четырёхлетнего ребёнка на тротуаре и скрылись. Водителя нашли через день. Полицейские составили протокол по статье «Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения», по которой предусмотрен штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге).

Кстати, недавно мы писали о том, чего не хватает для мирного сосуществования всех участников дорожного движения.

Спешащий куда-то Алексей ехал по проезжей части. Мы его остановили, ведь ему всё равно придется выехать на тротуар. Мужчина говорит, что ни разу не было конфликтов по этому поводу.

- Конечно, стараюсь ездить аккуратно, но видел, когда сбивали. Сам катаюсь давно, как только появился сервис – это очень удобно.

Рядом с нами располагается парковка для электросамокатов. Около неё остановился Нуржан, который признается, что когда был пешеходом, то его, бывало, подрезали.

       - Не скажу, что это проблема. Просто, когда ты идёшь прямо по линии спокойно, никуда в стороны не дёргаешься, то всё хорошо будет. Я согласен, что нельзя по тротуару, но некоторые элекстросамокатчики боятся выезда на дорогу для автомобилистов. Это оправдано, там могут сбить и подрезать. Автобусы переполнены, а кататься – это такое же наше право. Вот лихачам советую быть осторожными и призываю к максимальной внимательности.

Молодой человек заметил тенденцию, аккуратнее всего катаются девушки, а у парней инстинкт самосохранения ниже.

А вот автомобилист Маргарита не переваривает самокатчиков. По её наблюдениям, они не соблюдают правила ПДД и очень не внимательны.

- Нужно убрать их, либо сделать везде отдельную дорожку. Я за то, чтобы забирали самокат при нарушениях, а арендные все сжечь.

Рядом сидящая Арайлым тут же оспорила заявление коллеги.

      - Если они соблюдают правила, почему нельзя сразу? Они не виноваты, что мешают, просто нет возможности кататься нормально. Как человек я их поддерживаю, так как в автобусе очень тесно и жарко. Да, людям мешает, но я знаю что нужно – пусть государство выделяет для них дополнительные дорожки.

Проходящая через пешеходный переход пенсионерка Галина хотела пропустить лихача, но немного дернулась, когда они сразу не сориентировались. Как только мы подошли к ней, женщина заявила – «они меня не пугают, я к таким без претензий».

Бывает страшно, говорит пешеход Инжу, и так же считает, что в Алматы не хватает отдельных дорожек. Главное, чтобы ехали осторожно, а так не важно, по тротуару или по дороге, - считает девушка.

Где-то в конце улицы мимо нас вновь пронёсся лихой водитель на электросамокате. Семья впереди нас заметно напряглась, и оказалось, не зря.  

      - Это просто ужас, когда так проезжают. Сразу дух перехватывает, мой ребенок пугается, а затем и я. Такое нам вообще не нужно. Я понимаю, может, из-за маленьких дорог это, но страшно.

Ещё одна девушка действительно нас удивила. Она, как положено по правилам, встала с самоката и как пешеход прошла со всеми по «зебре». Далида говорит: это ведь просто – ездить по правилам.

     - Но велосипедная дорожка есть не везде. Сейчас я буду вынуждена ехать по тротуару, но буду медленно и аккуратно объезжать людей, соблюдать дистанцию. Я для себя это поняла и хотела бы, чтобы так и со мной поступали. Нужно каждому быть вежливым.

А вот какие места оборудованы велодорожками, много это или мало, решать представителям власти.

Согласно закону, водители велосипеда, мопеда и электросамоката должны ездить по велосипедной дорожке. В случае её отсутствия – по правому краю проезжей части дороги, в том числе, по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд.

Водителям велосипедов, мопедов и электросамокатов запрещается:

  • управлять средством, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить пассажиров;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 50 сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

За нарушения правил штраф – два МРП (5 834 тенге). В случае, если нанесли вред здоровью пешехода, – 29 тысяч тенге.

Скорее всего, недобросовестные алматинцы продолжат нарушать правила. Возможно, если не закону, то хотя бы благодаря взаимному уважению удастся урегулировать положение, но становится очевидным, что городским властям стоит начать с обязательных рекомендаций для пользователей совсем недетских игрушек.

Не лишним будет увеличить количество велодорожек, как об этом говорят участники движения. И, конечно, сделать выводы, наблюдая за опытом иностранных государств.

Лента новостей

все новости