Как поделить тротуар — Пешеходы VS Электросамокатчики

Справедливо ли недовольство граждан поведением гонщиков на электросамокатах, оправдан ли их страх за своё здоровье и жизнь? Мы решили выйти на улицы самого густонаселенного города Казахстана – Алматы и спросить пешеходов и пользователей новомодных транспортных средств о том, как они могут сосуществовать.
Кто-то предлагает разобраться с беспредельщиками, применяя самые радикальные методы. Другие – относятся снисходительно. Так кому всё-таки должен принадлежать тротуар, разбирался корреспондент Orda.kz.
Кстати, призывы навести порядок в этой сфере услышали в соседней России. На этой неделе случилось давно ожидаемое – комитет по транспорту Санкт-Петербурга подписал с крупнейшими сервисами аренды электросамокатов соглашение о правилах использования средств индивидуальной мобильности на территории города.

Стоит отметить, что предварительно самокаты отключили от сети без каких-либо объяснений. А в отношении сервиса, как пишет РИА Новости, заведено уголовное дело – им инкриминируют оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Власти города ввели для самокатчиков ограничения как по скорости, так и по географии поездок. Кроме того, пользователи теперь должны спешиваться при пересечении пешеходных переходов.
Вернемся к Алматы. Самые крупные компании в городе, сдающие электросамокаты в аренду – ЕLЕVEN (200 ед.), JET (1000 ед.), OZIM (600 ед.). А по данным департамента полиции, в городе ежедневно передвигаются от двух до двух с половиной тысяч электросамокатчиков и мопедистов. Многие из них – курьеры доставки.

Выход из общей проблемы найти можно, если захотеть, – говорит алматинка Диана.
- Я не вожу машину, но мне очень неудобно, когда они пролетают рядом. Это очень бесит и пугает. Ты не замечаешь их со спины. Ты можешь быть в наушниках и при повороте столкнуться с самокатом. Думаю, им нужно выделить больше отдельных дорог или ограничить скорость, но сейчас такого у нас нет.

Однако в мировой практике есть примеры: в Южной Корее с 13 мая вступили в действие поправки в закон о дорожном движении, в соответствии с которыми все водители электросамокатов должны иметь водительские права; в Германии для этих ТС также необходимы номерные знаки и страховка. Почему не взять за основу этот опыт, задаётся вопросом пешеход.
Но пока мы наблюдаем ужасающую статистику – только в одну больницу в мае обратились почти 50 человек с травмами, которые получили из-за электросамокатов. Десять пострадавших госпитализировали с различными травмами, в том числе с переломами черепа и шейки бедра. Двое погибли...
Пенсионерка Валентина спокойно прогуливалась по тротуару, как вдруг мимо неё и нас пронесся мужчина на электросамокате. Однако женщина понимает, что пользователям скоростного транспорта некуда деться.

- Я знаю, что так нельзя, но лишь бы не делали нехороших вещей – никого не задевали. С этим пока ничего не поделаешь.
Девушка с ребенком в коляске наблюдала этот инцидент. Айша говорит, что лихачи ей не мешают. Молодая мама считает, что нет ничего плохого в том, что самокаты для кого-то выступают в качестве хорошей альтернативы передвижения пешком.

Второго мая в Алматы ехавшие на самокате парень с девушкой сбили четырёхлетнего ребёнка на тротуаре и скрылись. Водителя нашли через день. Полицейские составили протокол по статье «Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения», по которой предусмотрен штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге).
Кстати, недавно мы писали о том, чего не хватает для мирного сосуществования всех участников дорожного движения.
Спешащий куда-то Алексей ехал по проезжей части. Мы его остановили, ведь ему всё равно придется выехать на тротуар. Мужчина говорит, что ни разу не было конфликтов по этому поводу.

- Конечно, стараюсь ездить аккуратно, но видел, когда сбивали. Сам катаюсь давно, как только появился сервис – это очень удобно.
Рядом с нами располагается парковка для электросамокатов. Около неё остановился Нуржан, который признается, что когда был пешеходом, то его, бывало, подрезали.
- Не скажу, что это проблема. Просто, когда ты идёшь прямо по линии спокойно, никуда в стороны не дёргаешься, то всё хорошо будет. Я согласен, что нельзя по тротуару, но некоторые элекстросамокатчики боятся выезда на дорогу для автомобилистов. Это оправдано, там могут сбить и подрезать. Автобусы переполнены, а кататься – это такое же наше право. Вот лихачам советую быть осторожными и призываю к максимальной внимательности.

Молодой человек заметил тенденцию, аккуратнее всего катаются девушки, а у парней инстинкт самосохранения ниже.
А вот автомобилист Маргарита не переваривает самокатчиков. По её наблюдениям, они не соблюдают правила ПДД и очень не внимательны.
- Нужно убрать их, либо сделать везде отдельную дорожку. Я за то, чтобы забирали самокат при нарушениях, а арендные все сжечь.
Рядом сидящая Арайлым тут же оспорила заявление коллеги.
- Если они соблюдают правила, почему нельзя сразу? Они не виноваты, что мешают, просто нет возможности кататься нормально. Как человек я их поддерживаю, так как в автобусе очень тесно и жарко. Да, людям мешает, но я знаю что нужно – пусть государство выделяет для них дополнительные дорожки.
Проходящая через пешеходный переход пенсионерка Галина хотела пропустить лихача, но немного дернулась, когда они сразу не сориентировались. Как только мы подошли к ней, женщина заявила – «они меня не пугают, я к таким без претензий».

Бывает страшно, говорит пешеход Инжу, и так же считает, что в Алматы не хватает отдельных дорожек. Главное, чтобы ехали осторожно, а так не важно, по тротуару или по дороге, - считает девушка.

Где-то в конце улицы мимо нас вновь пронёсся лихой водитель на электросамокате. Семья впереди нас заметно напряглась, и оказалось, не зря.
- Это просто ужас, когда так проезжают. Сразу дух перехватывает, мой ребенок пугается, а затем и я. Такое нам вообще не нужно. Я понимаю, может, из-за маленьких дорог это, но страшно.

Ещё одна девушка действительно нас удивила. Она, как положено по правилам, встала с самоката и как пешеход прошла со всеми по «зебре». Далида говорит: это ведь просто – ездить по правилам.

- Но велосипедная дорожка есть не везде. Сейчас я буду вынуждена ехать по тротуару, но буду медленно и аккуратно объезжать людей, соблюдать дистанцию. Я для себя это поняла и хотела бы, чтобы так и со мной поступали. Нужно каждому быть вежливым.
А вот какие места оборудованы велодорожками, много это или мало, решать представителям власти.
Согласно закону, водители велосипеда, мопеда и электросамоката должны ездить по велосипедной дорожке. В случае её отсутствия – по правому краю проезжей части дороги, в том числе, по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд.
Водителям велосипедов, мопедов и электросамокатов запрещается:
- управлять средством, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров;
- перевозить груз, который выступает более чем на 50 сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
За нарушения правил штраф – два МРП (5 834 тенге). В случае, если нанесли вред здоровью пешехода, – 29 тысяч тенге.

Скорее всего, недобросовестные алматинцы продолжат нарушать правила. Возможно, если не закону, то хотя бы благодаря взаимному уважению удастся урегулировать положение, но становится очевидным, что городским властям стоит начать с обязательных рекомендаций для пользователей совсем недетских игрушек.
Не лишним будет увеличить количество велодорожек, как об этом говорят участники движения. И, конечно, сделать выводы, наблюдая за опытом иностранных государств.
Лента новостей
- «Вежливо отказался»: Зеленский не подписал соглашение по металлам
- «Следователь звонит и спрашивает, не заговорил ли Ербаян?»: юрист поделилась новостями по делу солдата
- 9 лет за удар кастетом по голове: вынесли приговор убийцам школьника в Жамбылской области
- «Пытался подкупить»: за информацию о местонахождении бывшего замакима Актау обещают вознаграждение
- Владимир Зеленский: «Я не хочу остаться в истории человеком, который помог Путину оккупировать мою страну»
- Скандалы, ошибки, мемы: чем запомнились чиновники, покинувшие сегодня посты
- «В городе новый шериф» — вице-президент США раскритиковал Европу
- Полицейский из Атырау отделался штрафом за взятку в 300 тысяч тенге
- Простят ли американским добытчикам казахстанской нефти старые взятки и подкуп чиновников?
- Запасов хватает: акимат ВКО отрицает дефицит картофеля
- Фильм «Рэкетир 3»: времена новые, герои старые
- Курс доллара в Казахстане продолжает падать
- Сотрудники павлодарской колонии попали под следствие после проверки спецпрокуроров
- Токаев уволил самого первого акима области Абай
- Разлив отходов в Атырауской области допустил подрядчик «Эмбамунайгаза»
- Казахстанки подрались с украинцами на борту турецкого самолёта
- Мероприятие феминисток в Алматы сорвали во второй раз за два дня
- Ермек Кошербаев уволен с должности акима, он перешёл в кабмин
- Когда погода порадует казахстанцев, рассказали синоптики
- Воспитательница душила четырёхлетнего мальчика в частном детсаду Алматы