В последние годы активно развивается электросамокатная культура, а число средств индивидуальной мобильности на улицах растет в геометрической прогрессии. Фактически из детской игрушки самокат превратился в транспортное средство. Не обошлось и без серьезных инцидентов.

В Алматы 3 мая ехавшие на арендованном самокате по тротуару парень с девушкой сбили четырехлетнего ребенка, после чего скрылись с места происшествия. Редакция Orda.kz решила выяснить, чего не хватает для мирного сосуществования всех участников дорожного движения.

Электросамокаты и ДТП: почему на улицах Алматы стало тесно

Электросамокатом пользуются все желающие, в том числе дети до 16 лет, несмотря на запрет. Судя по отзывам и нарастающему недовольству в соцсетях, любители быстрого передвижения мешают многим: на тротуарах – пешеходам, на проезжей части – водителям, на велосипедных дорожках – велосипедистам.  

Что говорят правила

В Казахстане для управления средствами индивидуальной мобильности не нужно водительское удостоверение и нельзя лишить владельца транспорта за нарушения. Но можно привлечь к ответственности от двух до 10 МРП за невыполнение ПДД. Только если поймают…

По правилам, электросамокатчики, скутеристы, велосипедисты и люди, управляющие мопедами и мокиками, приравниваются к водителям. К мопедам также относятся любые другие двух- или трехколесные транспортные средства, имеющие максимальную скорость не более 50 км/ч и двигатели объемом не больше 50 см³.

Велосипеды, мопеды, (электросамокаты) двигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения. В случае их отсутствия — по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд.Велосипедистам, кроме того, в этом случае разрешается также двигаться по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, но только тогда, когда это не будет создавать опасность для движения пешеходов. В противном случае, велосипедист должен спешиться и продолжить движение как пешеход, ведущий велосипед. Ездить по пешеходному переходу водителям мопедов (электросамокатов) и велосипедов запрещается.

Однако нередки случаи, когда проведённые ТС передвигаются по тротуару нарочно, считая себя главным по пути следования.

Электросамокаты и ДТП: почему на улицах Алматы стало тесно

Что говорят эксперты

Некоторые задаются вопросом: почему бы просто не нанести разметку – с одной стороны ходим пешком, с другой – едем на велике или самокате? Председатель независимого автомобильного Союза Эдуард Эдоков поясняет, правила езды достаточно регламентированы, но нужно ужесточить наказание, например, за первое нарушение штраф 10 МРП, за второе – конфискация ТС на штрафстоянку. Также надо начать тотальную пропаганду ПДД в СМИ и соцсетях.

Электросамокаты и ДТП: почему на улицах Алматы стало тесно
voxpopuli.kz

      — Во-первых, водители подобного транспорта просто не знают правил, соответственно, не соблюдают их. Кроме того, выявить и проверить всех нельзя, я лично видел, что патрульная и транспортная полиция не реагирует на нарушителей. В результате мы получаем на дороге если не полный хаос, то беспорядок.

Эксперт считает, что новые поправки в правила езды для электросамокатов не выйдут.

       — Однако стоит добавить поправки в части обеспечения знаний ПДД и в части ответственности для водителей данных ТС. Еще нюанс – продавцы или арендаторы не спрашивают возраст и не смотрят на знания правил. С другой стороны, процесс регистрации средств индивидуальной мобильности лишь усугубит положение. Так мы дойдем до того, что ролики, коньки и лыжи придется регистрировать,  — констатирует Эдоков.

Еще, по его мнению, в городе не хватает специальных дорожек. К тому же, они имеют свойство обрываться. А чтобы построить полноценную инфраструктуру, нужно время.

Казахстанский юрист Сергей Уткин же считает, что регистрация бы облегчила фиксацию и поиск нарушителя и привила бы дисциплину.

Электросамокаты и ДТП: почему на улицах Алматы стало тесно
facebook.com/utkinkz

      — Главное, чтобы процесс был простой, без излишней бюрократии. Опираясь на международный опыт, необходимо провести исследования, анализ поведения и опросы.

Эксперт отмечает, что штраф 10 МРП за нарушение – это только часть. После вступления постановления в законную силу родители сбитого ребенка могут подать иск и взыскать материальный и/или моральный ущерб.

         — Нафантазировать можно много, суммы такого вреда не регламентированы, хоть на миллионы подавай, главное – доказать. Это и есть тот самый рычаг, когда не государство карает, а гражданское общество. А СМИ и соцсети должны ретранслировать подобные случаи. В развитых странах это есть. После подобного вердикта на миллионы мозги начинают работать лучше даже у тех, кто читает подобные истории, — говорит Уткин.

Эксперт поясняет, что конфликт интересов будет всегда. Автомобилисты недолюбливают тех, кто ездит на общественном транспорте и наоборот.

— Но люди должны относиться терпимо – это принцип цивилизованного государства.

Orda.kz направила в пресс-службы министерства внутренних дел, акимата и департамента полиции Алматы вопросы:

  • Приспособлен ли город к тому, чтобы по улицам, никому не мешая, ездили граждане на электросамокатах?
  • Сколько всего специально отведенных полос и на каких улицах?
  • Есть ли данные о том, сколько электросамокатов сдается в аренду в Алматы?
  • Что сделано акиматом городом для безопасности пешеходов от подобного вида транспорта, ведь электросамокатчики на скорости в 20-60 км/ч, гоняют именно по пешеходным зонам?
  • Какие конкретно меры планируются или уже принимаются для безаварийного сосуществования пешеходов, велосипедистов, водителей и электросамокатчиков?

Скорее всего, недобросовестные алматинцы продолжат нарушать правила, несмотря на закон. Может, городским властям стоит начать с обязательных рекомендаций? Например, в приложении арендодателя сделать раздел о ПДД, дорожной этике и использовании средств индивидуальной защиты.

Поделиться: