Жезказганская аномалия: что не так с медной столицей Казахстана и как туда добраться
Фото Orda.kz
Жезказган. Центр области Улытау, в сердце которой скрыто одно из крупнейших медных месторождений мира. В конце 2025-го года информация о смене контролирующего акционера в компании «Казахмыс» привлекла внимание казахстанцев к этому изолированному и редко всплывающему в новостях региону. Orda.kz подготовила фоторепортаж в формате дорожных заметок о том, как выглядит и чем сейчас живёт медная столица Казахстана.
Ожидания
Готовясь к поездке в центр области Улытау, наши журналисты ждали встречи с серым, маленьким, депрессивным городом, где на улицах прямо переда акиматом сидят нищие, разбросан мусор и повсюду носятся бродячие собаки. Так описывали Жезказган перед созданием области и присвоением ему статуса областного центра.
Город с большим количеством проблем, как характеризовали его те, кто годами там жил и работал. Мини Семей, как характеризовали его коллеги-журналисты, побывавшие там (то есть город с тем же набором инфраструктурных и коммунальных бед, что и в Семее). В общем, один из худших областных центров Казахстана.
Реальность оказалась сложней. Жезказган не похож ни на один другой региональный центр Казахстана.
Жезказган — маленький и богатый город?
И не просто богатый. А в каком-то смысле один из самых богатых городов Казахстана. Во всяком случае, именно такую картину демонстрирует нам статистика.
Жезказган — город с населением 89 000 человек (в некоторых источниках указано 86 000). Предпоследний по численности населения областной центр страны (меньше только в Конаеве — 65 000) и центр самой малонаселённой области (около 220 000 жителей). Да, численность населения всей области Улытау едва достигает численности одного среднего областного центра.
Характерная черта региона — заметный разрыв между доходами жителей города и сельской местности (зарплата в городах на 44,3% больше, чем в деревнях). При этом по ВВП на душу населения Улытау находится на третьем месте в Казахстане. Богаче неё только Атырауская область и Алматы. Средняя зарплата в регионе Улытау в 2025 году превысила показатель 550 000 тенге — на 24 % выше среднего по республике.
По данным на середину 2025 года Улытау находится на втором месте в топ-5регионов с самой высокой зарплатой.
Отметим также величину городского бюджета. В 2025 году общий объём бюджета Жезказгана (89 000 населения) составил 56 миллиардов. Для сравнения: бюджет Семея (310 000 населения) с момента образования области Абай составлял не менее 85 миллиардов в год. Формально в Семее больше. Но с учётом численности населения на одного жезказганца приходится в 2,2 раза больше бюджетных средств, чем на одного семейчанина.
Бюджет Павлодара — порядка 250 миллиардов в год, что даёт нам около 680 000 тенге наодного жителя (в Жезказгане около 620 000 тенге, в Семее — около 280 000).
То есть по бюджету на душу населения Жезказган намного ближе к богатому Павлодару, чем к нищему Семею.
Жезказган выигрывает финансово и с точки зрения площади города. Она, согласно доступным источникам, составляет около 47 км² (в Павлодаре, для сравнения, 350 км², в Семее — 210 км²). То есть на содержание одного квадратного километра территории маленького Жезказгана приходится в два раза больше денег, чем в Семее. И в полтора раза больше, чем в Павлодаре.
Меньше территория. Меньше расходов на содержание асфальтированных дорог. Меньше линий освещения. Подземных коммуникаций. Парков, дорожной разметки. То есть экономия — не в ущерб качеству. Жезказган — компактный город, на обустройство которого уже три года тратятся суммы, сравнимые с теми, что тратятся на содержание богатейших областных центров Казахстана. Но это город с высокими зарплатами, то есть с высокой покупательной способностью у населения.
Так должно быть в теории. Но как на самом деле?
Долгая дорога в дюнах
Выезжая из Караганды, мы планируем доехать до Жезказгана часа за четыре. 528 километров трассы. Это отличный план, который постигает классическая судьба всех отличных планов. Он проваливается.
Потому что нельзя просто так взять и приехать в Жезказган.
Подскакивая на многочисленных кочках и ямах, с замиранием сердца прислушиваясь к ворчанию двигателя нашего побитой жизнью машины, мы часами гоним по пустой скользкой трассе со скоростью около 50 км. Сильный ветер постоянно сносит нас с дороги. Из снежного тумана и мглы навстречу неожиданно поднимаются остатки древних сооружений...
Пояснение от редакции: регион Улытау известен одной из самых разбитых в Казахстане трасс — А-17. Это наиболее длинная дорога в стране протяжённостью свыше 1500 км. Часть трассы десятилетиями не была заасфальтирована. Участок от Караганды до Жезказгана считается относительно нормальным (но нам не понравился). От Жезказгана до Кызылорды дорога много хуже. С 2023 года там идёт дорогостоящий ремонт, СМИ сообщали о приостановке работ в связи с удорожанием проекта с 90 до 145 млрд тенге.
Между Жезказганом и Карагандой часть трассы пересекает знаменитую Голодную степь, Бетпак дала. Поэтому жилищ и сёл вдоль дороги мы видим очень мало. Улытау вообще производит впечатление крайне пустой области. И немудрено. Область Улытау — самая малонаселённая область страны. При площади в 188 000 квадратных километров там живут всего лишь 219 000 человек (по данным на конец 2025 года). Для сравнения: в области Абай — 596 000 жителей (при практически такой же площади). В ВКО — 720 000 человек (при площади почти вдвое меньше).
В какой-то момент по пути в Жезказган мы поворачиваем не туда. И три лишних часа ползём какими-то объездами по уже совсем мёртвой ледяной трассе. Ни одного жилища. Ни одного автомобиля. Интернета и телефонной связи здесь тоже нет. Асфальт оказывается так плох, что мы каждую минуту ждём, что машина вот-вот застрянет и мы останемся одни на этой абсолютно безлюдной трассе в сильный мороз.
Три часа на этому участке мы потратили не потому, что он оказался слишком длинным (там и было-то километров 70). Просто асфальт на нём так разбит, что ехать можно со скоростью 25–30 километров в час максимум.
Интересно, что думают об этом участке чиновники области Улытау?
На обратном пути в Караганду мы уже едем по намного более приличному участку дороги... который также оказывается очень плох. Наша команда регулярно ездит на автомобиле по стране, но такую скверную трассу встретила в первый раз.
Знакомство с городом
Не блещет богатством. Таково первое впечатление. Театр начинается с вешалки, а город начинается со въезда. На въезде в Жезказган гостей встречает сиротливая поцарапанная табличка, за которой в небо столбами уходит дым из труб индустриального сектора.
Позже сравнения ради мы объезжаем границы всего города (он очень маленький). Отдельное внимание привлекает дорога из аэропорта. Надпись здесь существенно монументальнее.
Но сам въезд производит странное впечатление. Многокилометровый участок от города до аэропорта старательно закрыт новеньким забором из металлического листа. Забором, на который прикреплены чёрные металлические круги с надписью Ulytau.

Специфическое оформление. Ничего плохого в нём, разумеется, нет. Но заглянув за забор, мы видим явно проблемный район. То есть забор поставили не для красоты.

Это район, населённый жителями с большим количеством социальных и экономических проблем. Вода, свет, проблемы трудоустройства...
Что же это? Жителей города прячут от гостей города? Не имея возможности решить проблемы, чиновники решили закрыться от них забором?
Выходит, что так. Денег на ликвидацию «гетто» нет. А позориться перед проезжающими из аэропорта в город гостями (среди которых часто мелькают крупные воротилы медного бизнеса) чиновникам не хочется. Эту логику, наверное, можно понять. Но она не вызывает уважения. И непонятно: как эти «гетто» согласуются с огромной средней зарплатой в городе?
Что ж. Едем дальше.
По улицам Жезказгана
Город встречает нас буйными красками. Стандартный ход всех новых областных центров. Они ярко раскрашивают старые серые дома, рисуют муралы. Бюджетный способ визуально изменить что-то в городе. В Семее так же раскрасили дома в первый год существования в качестве областного центра. Краску использовали дешёвую и во многих местах она облезла.

Яркими красками привлекает внимание даже индустриальный сектор.
Порой муралы соседствуют с развалинами брошенных домов.

Да, согласно публикациям прошлых лет, в городе все ещё есть немало изношенных и, наоборот, недостроенных зданий.
Заметны и очевидные попытки украсить город другими способами. Некоторые арт-объекты неплохо продуманы и вписываются в городской пейзаж.
Из очевидного также можно выделить относительную чистоту на улицах города (как и в целом хорошее состояние дорожного покрытия). В других новых областных центрах мы сталкиваемся грудами неубранного снега, ледяными наростами. Но опять же стоит учесть, что город маленький. Его намного проще содержать в порядке, чем, например, более крупный Семей.
В целом явно видно, что за городскими дорогами следят. В одном месте ночью мы замечаем проекционную зебру. Сложно сказать, нужна ли она здесь. Эта часть города неплохо освещена.
Да и в вообще Жезказган освещён неплохо. Во всяком случае в сравнении со сверстником (по срокам пребывания в статусе нового областного центра) Семеем.
Главными местами отдыха горожан называют Площадь первостроителей и прилегающий к ней Бульвар космонавтов.
На этом участке сосредоточена большая часть культурных объектов города: центр молодёжи, городской фонтан, Свято-Андреевский православный храм, стелы первостроителям и покорителям космоса.
В городе есть и другие памятники. К сожалению, не все в хорошем состоянии. На пути из аэропорта гостей встречает монумент повстанцам-сарбазам. Ансамбль вокруг памятника явно разрушается.
Небо над городом украшают дымящие трубы... и крылья многочисленных ветряков. Согласно официальной информации, в Жезказгане установлено 16 ветровых мачт. Инвестор проекта — компания из Гонконга.

Подведём итоги однодневного пребывания. Город десятилетиями находился в депрессивном состоянии. В нем деградировала инфраструктура, шёл значительный отток населения (110 000 жителей в 1991 году— 89 000 сегодня). Сейчас состояние города несколько стабилизировано.
За три года провели работу над ошибками. При этом в Жезказгане заметна некоторая аномалия. В нём не ощущаются ни огромный городской бюджет, ни высокая средняя зарплата. Это всё ещё маленький небогатый город посреди огромного пустынного пространства. Места, где находится одно из крупнейших месторождений меди.
Orda.kz заинтересовалась этой аномалией и решила провести более глубокий анализ экономического состояния Жезказгана и области Улытау в своих будущих публикациях.
Все фото Orda.kz
Читайте также:
- В каких городах Казахстана продукты дорожали сильнее, чем в мегаполисах
- Крупный иностранный инвестор отказался от работы в Казахстане, пожаловавшись на новые законы
- Новый парламент, вице-президент и Народный совет: на Курултае рассказали, что изменится в стране
Лента новостей
- Qarmet может усилить позиции на рынке труб: готовится запуск нового стана
- Жезказганская аномалия: что не так с медной столицей Казахстана и как туда добраться
- В Кыргызстане накрыли сеть вебкам-студий, действовавшую в Казахстане
- Отбасы банк снял барьер для желающих получить льготную ипотеку
- Цены на нефть растут из-за перебоев с поставками из Казахстана
- Казахстанские студенты смогут поехать в Китай по гранту
- Крупный иностранный инвестор отказался от работы в Казахстане, пожаловавшись на новые законы
- Казахстанцев научат правильно использовать государственные символы
- Новым частным школам в РК перестанут давать госзаказы
- «Вывести человечество на новый уровень»: в Давосе внук Назарбаева заговорил о 5D-сознании
- Казахстанцам выплатили более 130 млрд тенге по случаю потери работы
- В Казахстане изменят правила финансирования медицинских организаций
- Тенгиз простаивает: восстановление может затянуться до февраля
- Снова 15 лет: экс-президента Украины осудили за незаконный захват земли под Киевом
- Сериал «Рыцарь Семи Королевств»: «Игра престолов» для бедных
- Вторая железнодорожная катастрофа в Испании за три дня
- Снег и метель — прогноз погоды на 21 января
- ДТП в Шымкенте переросло в массовую драку с убийством
- «Кайрат» проиграл «Брюгге» и завершил домашние матчи в Лиге чемпионов
- Трамп, пошлины и Гренландия: стартовал Всемирный экономический форум в Давосе



