Жечь или не жечь: что делать с СНГ, обсудили эксперты в Алматы

cover Фото: LPG Expo

На этой неделе в Алматы прошла шестая Азиатско-Тихоокеанская выставка LPG Expo. На ней ведущие казахстанские и зарубежные эксперты обсуждали настоящее и будущее отрасли, связанной с производством СНГ — сжиженного нефтяного газа. О том, почему в Астане так холодно зимой, где брать деньги на развитие местных предприятий и как найти баланс между производством и потреблением — в материале Orda.kz.

Гори оно огнём

Одна из главных проблем, которую затронули казахстанские спикеры конференции, — дефицит сжиженного газа для отопления домов в Астане. На неё обратил внимание Ербол Кошкарбаев — директор ТОО «Астана Газ Кызмет». Эта компания — главный поставщик СНГ в столице. У компании более 400 заправок с автогазом, она реализует топливо в баллонах, подаёт газ в жилые дома и на предприятия. И зимой, в отопительный сезон, астанчане начинают чувствовать: газа для обогрева домов им как будто не хватает.

Основной поставщик газа астанинскому оператору — это «CNPC-Актобемунайгаз». Именно эта компания отправляет в столицу смесь пропана и бутана, которую используют для отопления. То, насколько хорошо горит сжиженный газ (теплота сгорания), зависит от содержания бутана в смеси. Чем оно ниже — тем лучше. Топливо от CNPC содержит достаточно много бутана, поэтому не очень хорошо горит и даёт менее высокую температуру.

«Поэтому у всех газовиков голубая мечта — чтобы “Тенгизшевройл” наряду с CNPC тоже отдавал свой газ на внутренний рынок. А именно пропан. Мы бы хотели его видеть на нашем рынке по такой же социальной цене. У нас в Астане 344 газораспределительных установок, из них 20 стоят. Потому что бутан по факту не горит. Когда потребитель нам звонит и говорит, что у него нет газа, это не совсем так: газ есть, но он с высоким содержанием бутана. В этом вся проблема», — объяснил Ербол Кошкарбаев.

Другие эксперты поддержали Кошкарбаева, отметив, что сжиженный газ с Тенгиза был бы вполне доступным по цене для жителей Астаны и помог бы снабжать теплом частный сектор. Но тех объёмов, которые сейчас поставляют на внутренний рынок, недостаточно. Хотя ТШО без проблем мог бы обеспечивать такой же объём месячных поставок, как четыре других завода вместе взятые.

Газ в окошке

Привлечение инвестиций — ещё один важный вопрос, который обсуждали на панельной сессии. Жандос Нургазинов, директор алматинского филиала фонда развития предпринимательства «Даму», рассказал, как бизнес стимулируют вкладываться в отрасль. По его словам, в последнее время этот процесс идёт активнее прежнего — происходит переход от нерыночных механизмов к долгосрочным мерам поддержки предпринимателей.

Азизхан Кудабеков, управляющий директор Kazakh Invest, подчеркнул: государство работает над привлечением инвестиций в сферу нефтепереработки и производства сжиженного нефтяного газа.

«По нашей линии инвестиционная деятельность в основном поддерживается через инструменты универсального характера. В первую очередь это налоговые преференции, квоты на привлечение иностранной рабочей силы, гранты в виде земельных участков и другие меры в рамках законодательства». Азизхан Кудабеков

Возникли вопросы и к модели распределения сжиженного газа на внутреннем рынке — раньше этим занималось только профильное министерство, сейчас часть полномочий передали местным исполнительным органам. Кайрат Сатымов, замдиректора департамента газовой промышленности Минэнерго, подчеркнул: в перспективе этот процесс хотят полностью перевести в цифровой формат.

«У каждого субъекта предпринимательства будет своё деловое окно, где он будет видеть все свои операции по купле-продаже сжиженного нефтяного газа. Это делается для того, чтобы полную цепочку от производителя до конечного потребителя СНГ сделать прозрачной. В том числе и распределение газа Министерством энергетики. С 1 января 2026 года мы планируем ввести данную программу. Мы сейчас прорабатываем это с нашими разработчиками, чтобы подключить туда ещё и искусственный интеллект».Кайрат Сатымов

Представитель Минэнерго дал понять, что без государственного регулирования отрасль не останется как минимум до 2027 года, когда планируют ввести в эксплуатацию новые производственные мощности для производства СНГ. 

«Когда спрос превышает предложение, госрегулирование обязательно для более-менее справедливого распределения данного продукта. Сегодня потребность в сжиженном газе опережает его текущее производство. Поэтому государство применяет регулирование, чтобы максимально справедливо распределить его по всем регионам Казахстана. В тот момент, когда спрос будет равен предложению, тогда можно будет использовать рыночные условия — отпускать цены на сжиженный газ, давать субъектам розничного рынка устанавливать те цены, которых требует конкуренция». Кайрат Сатымов

При этом Казахстану нужно наращивать производство собственного СНГ, поскольку рассчитывать на стабильные поставки топлива из России в нынешних условиях уже нельзя. И это подводит нас к самой интересной части обсуждения.

Сжигать или перерабатывать?

Наиболее жаркая дискуссия касалась вопроса о том, что вообще делать с СНГ. Как балансировать между необходимостью снабжать население социальным газом и нуждами нефтегазохимической промышленности? Ведь это не только топливо, но и важное сырьё для производства пропилена, полимеров, химических удобрений. Как найти равновесие между потребностями крупных предприятий и растущим спросом на автогаз — особенно с учётом того, что каждая сторона тянет одеяло на себя?

Кайрат Сатымов подчеркнул, что потребление СНГ промышленными предприятиями не столь велико, чтобы сильно влиять на доступность социального газа. Но в перспективе доля сырья, потребляемого промышленниками, будет увеличиваться. Этому поспособствуют новые проекты, которые планируют запускать в Казахстане — например, строительство современного завода по производству автомобильных бамперов.

«Мы должны понимать, что с учётом текущей тенденции, когда нефтегазохимия развивается, она в принципе более привлекательна для государства, потому что здесь есть мультипликативный эффект — это и рабочая сила, и производство, и экспортный потенциал. Это такая цепочка производительности, которая в конечном итоге даёт большой эффект для государства в целом», — подчеркнул Кайрат Сатымов.

В защиту бизнеса, занимающегося поставками топливного СНГ, высказался Ербол Кошкарбаев. Он подчеркнул, что не следует пренебрегать автогазом.

«Нас упрекают: “Вы просто сжигаете газ в автомобилях, в печках, а из него можно сделать какие-то изделия”. Согласен. Но почему нефтегазохимические предприятия по экспортной цене тот же газ не покупают? Зачем они лезут на внутренний рынок?»Ербол Кошкарбаев

Это выступление зал встретил аплодисментами. Но другие участники обсуждения заверили: даже если потребности нефтегазохимии будут расти, социальный газ никуда не денется.

Представитель Минэнерго указал, что дефицит СНГ в стране с каждым годом сокращается. Новым производствам будет требоваться всё больше сырья — а значит, масштабы выработки сжиженного газа в любом случае придётся наращивать. Потенциал для этого есть.

«Просто людям нужно смириться, что сжиженный нефтяной газ используется и как автомоторное топливо, и на производстве. А государство постарается обеспечить необходимые объёмы».Кайрат Сатымов

Так что производство сжиженного нефтяного газа — это очень важное направление для привлечения инвестиций. И от того, как оно будет развиваться, в значительной степени зависит будущее всей отрасли. Между тем казахстанские нефтяники не тратятся на новые технологии: об этом мы подробно писали здесь.

Читайте также:

Лента новостей

все новости