«Закон Салтанат» не работает. Алматинке муж сломал позвоночник, а полицейские уговаривали её помириться

Жительница Алматы Маргарита Звягинцева вынуждена судиться с бывшим мужем в апелляции, потому что за её разрушенное здоровье его приговорили к году заключения, сообщает Orda.kz.
Романтика и первые «звоночки»
Маргарита и Александр встретились в марте 2023 года в тренажёрном зале. Она — довольно хрупкая женщина — ходила тренироваться, чтобы набрать вес, при росте 176 см даже не дотягивала до 55 килограммов. Он же, напротив, поддерживал форму, занимался дзюдо и, по словам нашей собеседницы, весил 150 кг при росте около двух метров.

Маргарита назвала его очень красивым мужчиной, первое впечатление он произвёл приятное. Женщина не насторожилась даже от того, что он каким-то образом раздобыл номер её телефона у администратора тренажёрного зала. Позднее она напишет жалобу на администраторов за то, что они раздают личные данные, но тогда всё это выглядело как часть романтического ухаживания.
Первое свидание случилось 8 марта, пара гуляла по терренкуру, обсуждая жизнь, общие интересы. Отношения завязались, Маргарита и Александр встречались до ноября 2023 года.
«Были первые „звоночки“, но я на них не обращала внимания. Я никогда раньше не сталкивалась в жизни с насилием ни дома от родителей, нигде. Но изучала психологию и читала о таком. Когда мы с ним познакомились, ездили на горячие источники, проводили время вместе. И он меня периодически толкал. Это было так — когда у нас возникали разногласия, незначительный конфликт, он мог меня толкнуть. При этом он в шутку всё не переводил, было очевидно, что у него серьёзные намерения, скрытая агрессия», рассказала Маргарита.
Она не высказывала открытых возражений на такие действия, и всё вроде бы было нормально. В ноябре они договорились пожениться.
«Нам уже много лет, это мой второй брак и для него тоже второй брак. Я не хотела особо тянуть, у меня было желание родить ребёнка, потому что у меня нет детей. Серьёзные намерения вроде как и с его стороны были, и с моей. У него был недостроенный дом, мы туда ездили, стали его достраивать. Он продал машину. Я предложила: „Перед тем как заедем, давай поженимся“. Так в ноябре мы и расписались», уточнила Маргарита.
Второй «звоночек» был от его родителей. Со своей матерью Маргарита его знакомить почему-то не хотела. Призналась, что интуиция что-то подсказывала, настороженность была. Когда его родители и родственники приехали к ним в дом перед новогодними праздниками, его мама при знакомстве, говоря о своём сыне, спросила новую сноху: «Зачем тебе этот придурошный?»
«Когда его мама задала этот вопрос, я себе „галочку“ поставила, но не переспрашивала. Был праздник, все выпивали, его братья с жёнами приезжали, племянники».
О первом браке бывший муж рассказал только, что прожил с женой восемь лет. Но когда Маргарита пыталась выяснить причину расставания, имя и фамилию бывшей супруги, Александр уходил от ответа, уводил разговор на другие темы. Она старалась не быть навязчивой и не настаивала на ответах. Тем более что сама в первом браке была 10 лет и расстались они из-за того, что не смогли завести детей. Расстались без скандалов и ссор, сохранив нормальные дружеские отношения.
«Я думала, он меня убьёт, как Бишимбаев»
«Где-то после нового года в феврале 2024 года он меня ударил в солнечное сплетение, ударил настолько сильно, что я потеряла дыхание, присела на корточки. Это было в момент ссоры, когда я сказала, что надо выходные проводить с пользой. Я люблю изучать английский, хожу в тренажёрный зал, занимаюсь юриспруденцией. На что он мне ответил, мол, если ты хочешь с пользой проводить время — вон потолки недоделанные, иди делай. Я ответила, что в моей семье не принято, чтобы женщины потолки делали. Можно же и нанять профессионалов, которые все сделают. Мы поссорились, и он меня ударил», поделилась Маргарита.
В тот день пара собиралась на вечеринку с шашлыками к его родителям. Женщина с трудом отдышалась и поднялась, потом проплакала всю дорогу до пригорода, где живут родители бывшего супруга. Уже позднее её знакомая — врач — сказала, что от сильного удара могли быть опасные внутренние повреждения, нужно пройти обследование. Но Маргарита в тот день не ходила к врачам и не фиксировала побои.

Она поехала к его родителям, чтобы с ними поговорить об этой ситуации и попросить принять меры.
«Мне его отец сказал, мол, у него бывает, что он начинает скандалы из ничего. Я удивилась, у нас не было ссор без причины, он причину всегда находил. У него полная семья, я надеялась, что его папа ему объяснит, что так нельзя. Думала, он учтёт, что я юрист, задумается, что лучше не связываться, что это его остановит», призналась наша собеседница.
Она пыталась сохранить отношения, говорит, что «давала шанс себе». Перед глазами был относительно успешный кейс одной из сестёр, которая тоже пережила насилие, муж её однажды ударил по лицу. Тогда вся семья встала на её защиту, мужчине объяснили, что если он ещё раз допустит подобное, его просто посадят. В итоге они поговорили и помирились. Сестра хотела сохранить семью ради ребёнка, который тогда был ещё грудным младенцем. С тех пор они прожили вместе 15 лет, сын заканчивает школу, и никаких побоев со стороны мужа не было.
«Я ссылалась на то, что у сестры получилось сохранить брак, поэтому не стала сразу разводиться. Но съехала на три недели к маме. Я всё это проговаривала три недели для себя, и всё же вернулась, понимая, что я рискую. В это время, весной 2024 года, как раз шёл суд по Бишимбаеву, и я по работе смотрела трансляции с этого процесса», рассказала Маргарита.
Когда она вернулась от мамы, сначала в отношениях с бывшим мужем всё было спокойно, но потом он начал высказывать ей — мол, ездишь к маме, а она тебя там как-то неправильно настраивает.
«И я тогда поняла — вот оно. Он меня ограничивает так же, как Бишимбаев ограничивал Салтанат — туда не ходи, с этими не общайся. И я его спросила: „Почему ты так меня контролируешь? Ты во мне сомневаешься?“ Он тогда ничего не объяснил, а позже уже в суде он заявлял, что я, оказывается, не к маме ездила, а якобы к мужикам».
Хотя Маргарита уехала к маме, там ходила только в гости то к одной сестре, то к другой, и больше никуда не выходила из дома. Но бывший супруг и здесь нашёл к чему прицепиться:
«Я была дома, когда он начал скандалить на эту тему. Тогда я поняла, что надо уходить, начала собирать вещи, хорошо, что возле дома была припаркована моя машина, я потихоньку туда складывала всё. Но я даже предугадать не могла, что случится дальше, всё произошло внезапно. Бывший муж только что лежал на кухне на диване и вдруг вышел в зал, увидел, что я собираюсь, встал передо мной и начал меня оскорблять, обзывать шлюхой. Я была в шоке от его слов, стояла неподвижно, и он подставил мне подножку, приём в дзюдо такой есть, называется подсечка. Получается, он обе ноги выбил из-под меня и меня толкнул, я рухнула на спину на позвоночник, лежала, не могла вдохнуть и от боли не могла пошевелиться. И в тот момент я думала, что он сейчас меня начнёт пинать и убьёт, как Бишимбаев».
Немного восстановив дыхание, Маргарита дотянулась до мобильника на диване, включила громкую связь и позвонила в полицию. Бывший муж, по её словам, не ожидал, что она обратится к полицейским, даже немного растерялся.
Когда она сказала полиции, что у неё, возможно, сломан позвоночник, сотрудники чуть ли не кричали, что надо срочно звонить в скорую.
«Полицейские в итоге так и не приехали. Только скорая была, и та прибыла только через 40 минут. Хотя в позднее время пробок на дорогах почти не было. За это время я смогла встать, через боль и страх, у меня выбора не было, мне нужно было бежать. Я открыла дверь и громко разговаривала, чтобы соседи слышали», сказала Маргарита.
Бывший муж в это время вышел во двор и звонил какому-то Володе, Маргарита частично слышала разговор.
«После этого он зашёл, взял вазу и при мне на кухне нанёс сам себе повреждение в области виска. Вышел с кухни и мне говорит: „Ты на меня напишешь заявление — я на тебя тоже напишу“. Но я проходила криминалистику, знаю, как доказать, когда ты сам себя ударил и когда тебя ударили. Я молча собирала вещи и понимала, что он не сможет это инсценировать и доказать, что якобы это я ударила его».
В момент, когда врачи грузили женщину в скорую, её бывший муж был занят тем, что забирал из её вещей все свои подарки.
Полицейские после инцидента высказывали противоположные мнения, одни хвалили — «Молодец, что не испугалась и позвонила в полицию», другие, наоборот, говорили: «Иди с ним мирись, тебе с ним ещё жить». Такую позицию, в частности, занял участковый.
«Я хочу это придать огласке, потому что буквально на днях мне позвонил начальник РУВД Илийского района, где следствие шло, и спросил: „А вы что с ним, не помирились?“ Есть такое отношение в полиции. Я ещё тогда участковому задала вопрос, как он может мне говорить, чтобы я с этим человеком помирилась после того, как он меня травмировал. А он ответил, что все женщины так делают — пишут, а потом забирают заявления», рассказала Маргарита.
Её заявление тоже приняли в работу далеко не сразу. Сначала его даже не зарегистрировали.
«Только спустя месяц зарегистрировали заявление, ждали, когда мы с ним помиримся. Следствие шло целый год, и из-за того, что не было зарегистрировано заявление, прокуратура несколько раз возвращала на новое расследование. Потом заявление, видимо, внесли в базу задним числом. За это время я столкнулась и с буллингом, и с газлайтингом, и с беспределом. Дошло до того, что мне было стыдно за то, что это случилось, я винила себя за то, что сама выбрала это чудовище».
При этом следователи говорили, что её дело очень простое для расследования, есть все доказательства. Травмы были подтверждены МРТ и КТ. Судебный эксперт по результатам обследований дал заключение о нанесении среднего вреда здоровью, а это уже не административная, а уголовная статья.
У Маргариты оказался компрессионный (в результате удара) перелом третьего грудного позвонка, она пережила долгий период мучительных болей в спине и голове, у неё отнимались руки.
Лечение было дорогим, она не могла работать, лишилась дохода, а страховка покрывала далеко не все процедуры. Поэтому женщина заявила максимально большой моральный вред 30 млн тенге, и ещё пять млн в компенсацию потерянного дохода за те полтора года, пока она не работала.
В итоге суд решил, что экс-супруг должен выплатить ей миллион тенге. Александра 27 июля 2025 года приговорили к году лишения свободы — минимальному сроку наказания по статье 107 УК РК ч. 2 п. 3 («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью человеку, заведомо находящемуся в зависимом положении от виновного»).
Позиция его адвокатов — их подзащитный ни в чём не виноват, преступления не совершал, дело надо прекратить, а его освободить.
Он сам также настаивает на том, что не ломал женщине позвоночник. Сейчас идёт процесс рассмотрения дела в апелляционной инстанции. Маргарита вынуждена носить два разных корсета, ей нельзя сидеть дольше двух часов подряд.
«Я не хотела подавать апелляцию в части срока наказания, только в части морального вреда, потому что на один миллион я ничего серьёзного из лечебных процедур я не смогла бы оплатить. Но потом я узнала, что с его стороны адвокат подала апелляционную жалобу с требованием, чтобы его освободили от наказания, потому что он якобы не виноват. И тогда я написала в дополнение к той апелляции просьбу ужесточить наказание бывшему мужу до трёх лет», рассказала Маргарита.
На всех очных ставках и на судебных заседаниях её бывший муж смеялся, улыбался в суде, когда начинался какой-то допрос, у него это вызывало смех. На заседании апелляционной коллегии 30 августа онлайн он тоже сначала веселился, но потом, когда потерпевшая озвучила свои доводы, вдруг начал плакать.
По словам Маргариты, бывший муж со слезами рассказывал, как ему тяжело в тюрьме и заявлял, что она ещё должна доказать, что это он сломал ей позвоночник.
«„Закон Салтанат“ не работает. Мы криминализировали домашнее насилие, ужесточили наказание. Но суд с такой травмой дал подсудимому только год. В законе есть требования к тому, как полицейские должны реагировать, сейчас даже не обязательно заявление потерпевшей, просто по факту должно быть возбуждено дело. А ко мне даже не приехал никто из полиции, а потом не регистрировали заявление, месяц тянули и мне предлагали помириться», возмутилась Маргарита.
Она решила, что как юрист должна пройти через этот судебный процесс, не нанимала адвоката и защищает себя сама. Следующее заседание апелляционного суда состоится во вторник 7 октября.
Убийство, совершённое бывшим министром национальной экономики Куандыком Бишимбаевым в 2023 году, потрясло весь Казахстан. Он годами истязал свою гражданскую супругу Салтанат Нукенову и однажды в ресторане BAU ночью забил её до смерти. В 2024 году Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы.
Читайте также:
Лента новостей
- «Чёрный водозабор»: воду из скважины незаконно качали в Рудном
- После скандалов и провалов сменили начальника полиции в Жамбылской области
- Собирал деньги с российских легионеров: задержан беглый начальник ХК «Кулагер»
- Дорога Достык — Мойынты оказалась декорацией. Что скрыли от президента Токаева?
- Мемориальную доску в честь Салтанат Нукеновой установили в пантеоне «Амангельды»
- Бывший управляющий резиденциями президента незаконно добывал золото в Павлодарской области
- Снег придёт в Казахстан: по каким регионам ударят заморозки
- «Закон Салтанат» не работает. Алматинке муж сломал позвоночник, а полицейские уговаривали её помириться
- Казахстан продолжает скупать золото по рекордно высоким ценам
- «Незаконно продавал нефть» — казахстанца задержали в Дубае
- Первый из Казахстана: Димаш собрал главный зал Америки
- Чиновники продали имущество акимата в Таразе
- Экономическая бомба: зачем власти Казахстана лгали о новом Налоговом кодексе?
- Что изменится для учителей в Казахстане?
- Ясно и свежо — прогноз погоды на 6 октября
- Землетрясение произошло на юге Казахстана
- Кто такой Алексей Ситников, восхвалявший Путина на форуме жены казахстанского олигарха
- Казахстанские боксёры остались без золота на Играх среди стран СНГ
- «У погибшей остался маленький сын» — новые подробности в деле майора и мёртвой женщины в Караганде
- «Если дарить — то всем»: главный тренер «Кайрата» высказался о подарках игрокам команды