Закон есть, но проблемы остаются: почему запрет вейпов в Казахстане не работает

Почти год назад в Казахстане вступил в силу закон о запрете вейпов. Однако, несмотря на это, одноразовые электронные сигареты продолжают продаваться – подпольно, через мессенджеры или даже с рук вблизи вузов. Ситуация вновь подтверждает: одними законами, штрафами и международными конвенциями проблему табачной зависимости не решить.
Государство продолжает бороться с табакокурением, однако уровень распространения сигарет среди молодежи остается высоким. Так, в 2021 году в Республиканском научно-практическом центре психического здоровья МЗ РК проведено клинико-эпидемиологическое исследование, в котором приняли участие больше 3000 казахстанцев в возрасте от 18 до 34 лет. Согласно этому исследованию электронные сигареты среди опрошенных использовал каждый пятый.
Международные конвенции – не панацея
Несмотря на то, что Казахстан с 2006 года является участником Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ), статистика показывает тревожную тенденцию. Согласно данным GATS (Глобальное исследование потребления табака), за последние 10 лет уровень курения в стране практически не изменился – с 22,4 % в 2014 году до 20,8 % в 2021 году.
Ту же тенденцию можно заметить и в отчёте Бюро национальной статистики: в 2024 году распространённость табакокурения среди взрослого населения Казахстана составляет примерно 20 %.
Однако дьявол кроется в деталях. При пересчёте в абсолютные числа оказывается, что общее количество курильщиков в стране не уменьшилось, а, наоборот, выросло – по нашим оценкам, с примерно 2,8 млн человек в 2014 году до порядка 2,99 млн в 2024 году. Такое противоречие объясняется тем, что за этот период существенно увеличилась численность населения Казахстана, в том числе взрослого – при сопоставлении с долей курящих это приводит к росту их абсолютного числа. Это подтверждает, что при неизменном или лишь незначительно снижающемся проценте курильщиков общее их количество растёт за счёт демографического роста.
Таким образом, формально наблюдаемое снижение доли курящих не означает сокращения самого числа потребителей табака: именно эта деталь – рост числа курильщиков в количественном выражении – и сводит на нет кажущиеся успехи антитабачной политики. Почему же выполнение международных рекомендаций – той же конвенции ВОЗ – не даёт ожидаемого эффекта?
На этом фоне особенно актуально высказывание президента Касым-Жомарта Токаева, озвученное им в ходе недавней XXXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана. Он подчеркнул, что в условиях глобальной нестабильности Казахстану крайне важно неуклонно следовать своим стратегическим курсом.
«Мы не говорим, что в Казахстане нет проблем. Они, конечно, имеются, как и в других странах, но мы будем решать их не по чьим-то учебникам или методичкам, а в соответствии со своим законодательством и национальными интересами. Уверен, такую логику действий хорошо понимают наши граждане и доброжелательно настроенные международные партнеры», сказал глава государства.
Международный опыт
Подход, при котором государство опирается на собственные приоритеты и национальный контекст, успешно применяют в других странах – зачастую такой путь часто оказывается эффективнее универсальных рецептов.
В качестве примера рассмотрим опыт Японии. Страна является участницей РКБТ, однако к строчкам Конвенции относится с избирательностью: здесь значительная доля табачного рынка принадлежит государству. Несмотря на то, что Япония подписала Конвенцию еще в 2004 году, удручающая ситуация с табакокурением начала меняться только в 2014-м, когда на японском рынке появились бездымные изделия. Уже в 2019 году количество курильщиков снизилось на 30 % по сравнению с 2016 годом, а общий объем продаж сигарет сократился на 34 %.
Швеция тоже реализует положения РКБТ, однако вводит и свои собственные подходы, также связанные с альтернативами сигаретам (снюсы). Благодаря этому страна достигла одного из самых низких уровней курения в Европе: если 60 лет назад почти половина шведских мужчин курили сигареты, то к 2022 году этот процент сократился до рекордных 5,6 %. И по классификации ВОЗ страна приблизилась к статусу страны, свободной от табачного дыма.
Новая Зеландия была одной из первых стран, ратифицировавших РКБТ. Сегодня страна активно адаптирует положения Конвенции к своим национальным реалиям, учитывая культурные и социальные особенности, а также интегрировав ее принципы в национальную стратегию по борьбе с табакокурением. Так, если в 2011 году показатель распространенности курения равнялся 16,4 %, то в 2022 году удалось достичь отметки в 6,8 %.
Где искать решение?
Казахстан же придерживается формальной модели, но без ощутимого прогресса. Стоит ли дальше безоговорочно следовать универсальным рекомендациям, не учитывая социокультурную и политическую специфику?
Вспомним ситуацию с переводом часового пояса в стране в 2024 году. Тогда решение было принято без учёта регионального контекста и вызвало волну недовольства среди казахстанцев. Теперь люди в восточных регионах начинают свой день в темноте, что стало причиной жалоб на стресс и расстройство сна среди населения.
Противоположный пример – Индонезия. Это одна из немногих стран, которая отказалась от универсальных подходов в борьбе с табакокурением. Страна внедрила гибкие налоговые механизмы, работала с производителями на условиях публичных соглашений и запустила масштабные образовательные программы. В результате в течение нескольких лет удалось добиться снижения уровня потребления сигарет среди молодежи. Может, и Казахстану следует присмотреться к примерам других стран, сделав ставку на адаптацию?
Читайте также:
Биохакинг близости: почему одиночество убивает быстрее, чем сахар и алкоголь
Лечат бесплодие БАДами: что на самом деле угрожает нацбезопасности Казахстана
Лента новостей
- В Алматы дети отправились в лагерь в микроавтобусе, который вёл пьяный водитель
- Задержали брата олигарха Кайрата Боранбаева
- ДТП в Сатпаеве: водитель, сбивший девочку, арестован
- После ливня в международном аэропорту Атырау протекает крыша
- «Здоровье детей не в приоритете?» — атыраусцы жалуются на длинные очереди в детской областной больнице
- «Стенка на стенку»: в Зачаганске в полицию доставили 21 подростка
- «Отведайте полевой куырдак»: жители Шалкарского района страдают от нашествия саранчи
- Ураган в Павлодарской области: в регионе вводят режим ЧС
- Концерт ещё одной популярной группы отменили в Казахстане
- Курс доллара на KASE снова превысил 520 тенге
- Десятилетний мальчик получил удар током, когда играл в сквере в Актюбинской области
- Экономист: казахстанские госорганы тайком используют российский софт
- Умышленный поджог? В Атырау проверяют все версии возникновения пожара
- «Спасатели ехали 40 минут» — десятки людей остались на улице из-за пожара в Шымкенте
- 600 миллионов за экспертизу: кто и зачем преследует оценщика в деле костанайской птицефабрики
- Казахстанцы пятый год подряд тратят на еду больше половины своих доходов
- Смерть 14-летнего Айболата Муратхана в Есике: две судьи, эксгумация и попытки закрыть дело
- Не Алматы и не Астана: в каком регионе едят больше всего сладкого
- Кулибаев, «Газпром» и имиджевый позор: депутат требует вернуть АЗС государству
- После 46-градусной жары в Казахстан идут ливни и грозы