Зачем Россия строит новый транспортный коридор в обход Казахстана

На днях губернатор Астраханской области РФ Игорь Бабушкин сообщил о разработке Южного транспортного коридора, который соединит юг Кыргызстана с Узбекистаном и Туркменистаном и протянется с порта Туркменбаши на Каспийском море на север до Астрахани в России и далее в Санкт-Петербург. Это позволит Кыргызстану и Узбекистану и другим южным странам торговать с Россией в обход Казахстана
Корреспондент Orda.kz поговорил с экономистом Мадияром Кенжебулатом, почему данными странами было принято такое решение, и какое влияние оно может оказать на экономику Казахстана.
По мнению экономиста, здесь имеется несколько причин. И последние заявления казахстанского руководства о том, что оно намерено строго соблюдать антироссийские экономические санкции и не пропускать через свою территорию товары двойного назначения выступили лишь катализатором процесса.
«Но на самом деле проблема транспортировки грузов в Россию через территорию Казахстана существует уже давно. Несколько лет назад я лично разговаривал с кыргызскими предпринимателями и они жаловались на то, что их грузы постоянно застревают на казахстанской границе, подвергаются длительным проверкам, и из-за этого они опаздывают по срокам и несут убытки. При чём, по их словам, нередко казахстанские таможенники задерживают грузы по каким-то надуманным, искусственным предлогам. Вероятно, аналогичная ситуация и у узбекских бизнесменов».
При чём фуры застревают как на южных границах РК, так и на северной – казахстанско-российской. В свою очередь власти Казахстана оправдывались тем, что через страну идёт большой поток нелегальной контрабанды из Китая, которую необходимо пресекать.
России эта ситуация с постоянными проволочками тоже не нравилась. Поэтому и она, и её партнёры в Средней Азии искали альтернативные пути для своих караванов. Также как Казахстан сейчас ищет альтернативные маршруты транспортировки нефти в обход России.
«Однако этим альтернативным маршрутом, скорее всего, будут провозить товары, которые далее пойдут в европейскую часть России. А те, которые ждут в Сибири и на Дальнем Востоке, доставлять через Астрахань будет слишком дорого. Хотя и это не точно, учитывая жалобы некоторых кыргызских бизнесменов, что их грузы простаивают на южной, а затем северной границах Казахстан в общей сумме до 20 дней. Для многих это неприемлемо», – говорит Мадияр Кенжебулат.

Определённую роль играет и политическая ситуация. Например, правительство Кыргызстана сейчас разворачивается от Запада в сторону России, усиливает давление на НПО, существующие за счёт американской и европейской подпитки.
Россияне сейчас очень активны и в Узбекистане. Строят атомную станцию, вкладываются в газовую инфраструктуру, запускают предприятия лёгкой промышленности, открывают филиалы российских вузов. В этом им усердно помогает российский олигарх узбекской национальности Алишер Усманов, который, по слухам, является родственником президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.
«Вообще Россия сейчас развивает свой глобальный проект – транспортный коридор «Север-Юг», который протянется от побережья Индийского океана до астраханского порта через Иран и Каспийское море. Этот проект требует огромных инвестиций, зато он заметно ускорит движение товаров из Индии, Пакистана, других южных стран, которые сейчас везут через Средиземное и Чёрное моря в порт Новороссийска. Но главное, через него можно будет поставлять те самые товары двойного назначения, так как Иран не боится западных санкций».
Поэтому российские власти в любом случае намерены увеличивать пропускные возможности каспийских портов.
В случае успешного запуска данного проекта казахстанская экономика может лишиться части денежных поступлений, которые шли, во-первых, от таможенных сборов, во-вторых от путевых расходов дальнобойщиков. Ведь последние заправляются на АЗС, останавливаются в гостиницах, кушают в столовых, закупаются на рынках и в магазинах. Но в глобальном масштабе экономика РК пострадает не сильно, спрогнозировал Мадияр Кенжебулат.
Лента новостей
- Три устькаменогорца сдавали квартиры под интим-салоны
- В Подмосковье мертвым нашли экс-депутата Верховной рады Илью Киву
- В Караганде семиклассницу с разбитой головой отправили со школы домой пешком
- В Атырау мужчина с ножом напал на букмекерскую контору
- С антиваксерами будут бороться сертификацией
- 2,6 млрд тенге потратит акимат Астаны на подготовку к Новому году
- Коррупция в погранвойсках: как подчиненные Самата Абиша с ней боролись, и что из этого вышло
- Замешан и Казахстан: в Финляндии расследуют уголовное дело по поставке запрещенных товаров в РФ
- Казахстанские таксисты выступили против иностранных коллег
- Смерть крановщика в Костанае: жители добились отмены строительства многоэтажки
- Апелляция оставила в силе приговор охранникам караоке, которые участвовали в драке с детьми олигархов
- Булат Утемуратов переизбран на пост вице-президента Международной федерации тенниса (ITF)
- Пять лет ограничения свободы получила экс-глава управления охраны окружающей среды Алия Кожабаева
- Директора станции скорой помощи Астаны отправили за решетку
- 37 миллиардов долларов инвестиций потребуется на запуск нефтегазовых проектов, которые утвердили в правительстве РК
- «Слово пацана»: страх и ностальгия. На какие районы делился Алматы, и что сейчас вспоминают их обитатели
- Город Конаев стал меньше почти на 11 тысяч гектаров: кому отдали земли и что планируют с ними делать
- «Не дают по-честному вести бизнес»: представители алматинской «барахолки» обратились к президенту
- От тюрьмы не зарекайся: каково быть «зэком» — мировой опыт
- Петицию против бытового насилия обязательно учтут — Балаева