Зачем Россия строит новый транспортный коридор в обход Казахстана
![cover](/uploads/sites/2/2023/07/morskoj-port-turkmenbashi-4-1440x810.jpg)
На днях губернатор Астраханской области РФ Игорь Бабушкин сообщил о разработке Южного транспортного коридора, который соединит юг Кыргызстана с Узбекистаном и Туркменистаном и протянется с порта Туркменбаши на Каспийском море на север до Астрахани в России и далее в Санкт-Петербург. Это позволит Кыргызстану и Узбекистану и другим южным странам торговать с Россией в обход Казахстана
Корреспондент Orda.kz поговорил с экономистом Мадияром Кенжебулатом, почему данными странами было принято такое решение, и какое влияние оно может оказать на экономику Казахстана.
По мнению экономиста, здесь имеется несколько причин. И последние заявления казахстанского руководства о том, что оно намерено строго соблюдать антироссийские экономические санкции и не пропускать через свою территорию товары двойного назначения выступили лишь катализатором процесса.
«Но на самом деле проблема транспортировки грузов в Россию через территорию Казахстана существует уже давно. Несколько лет назад я лично разговаривал с кыргызскими предпринимателями и они жаловались на то, что их грузы постоянно застревают на казахстанской границе, подвергаются длительным проверкам, и из-за этого они опаздывают по срокам и несут убытки. При чём, по их словам, нередко казахстанские таможенники задерживают грузы по каким-то надуманным, искусственным предлогам. Вероятно, аналогичная ситуация и у узбекских бизнесменов».
При чём фуры застревают как на южных границах РК, так и на северной – казахстанско-российской. В свою очередь власти Казахстана оправдывались тем, что через страну идёт большой поток нелегальной контрабанды из Китая, которую необходимо пресекать.
России эта ситуация с постоянными проволочками тоже не нравилась. Поэтому и она, и её партнёры в Средней Азии искали альтернативные пути для своих караванов. Также как Казахстан сейчас ищет альтернативные маршруты транспортировки нефти в обход России.
«Однако этим альтернативным маршрутом, скорее всего, будут провозить товары, которые далее пойдут в европейскую часть России. А те, которые ждут в Сибири и на Дальнем Востоке, доставлять через Астрахань будет слишком дорого. Хотя и это не точно, учитывая жалобы некоторых кыргызских бизнесменов, что их грузы простаивают на южной, а затем северной границах Казахстан в общей сумме до 20 дней. Для многих это неприемлемо», – говорит Мадияр Кенжебулат.
![](https://orda.kz/uploads/sites/2/2023/07/64a1424cc579b.jpg)
Определённую роль играет и политическая ситуация. Например, правительство Кыргызстана сейчас разворачивается от Запада в сторону России, усиливает давление на НПО, существующие за счёт американской и европейской подпитки.
Россияне сейчас очень активны и в Узбекистане. Строят атомную станцию, вкладываются в газовую инфраструктуру, запускают предприятия лёгкой промышленности, открывают филиалы российских вузов. В этом им усердно помогает российский олигарх узбекской национальности Алишер Усманов, который, по слухам, является родственником президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.
«Вообще Россия сейчас развивает свой глобальный проект – транспортный коридор «Север-Юг», который протянется от побережья Индийского океана до астраханского порта через Иран и Каспийское море. Этот проект требует огромных инвестиций, зато он заметно ускорит движение товаров из Индии, Пакистана, других южных стран, которые сейчас везут через Средиземное и Чёрное моря в порт Новороссийска. Но главное, через него можно будет поставлять те самые товары двойного назначения, так как Иран не боится западных санкций».
Поэтому российские власти в любом случае намерены увеличивать пропускные возможности каспийских портов.
В случае успешного запуска данного проекта казахстанская экономика может лишиться части денежных поступлений, которые шли, во-первых, от таможенных сборов, во-вторых от путевых расходов дальнобойщиков. Ведь последние заправляются на АЗС, останавливаются в гостиницах, кушают в столовых, закупаются на рынках и в магазинах. Но в глобальном масштабе экономика РК пострадает не сильно, спрогнозировал Мадияр Кенжебулат.
Лента новостей
- Сборная Казахстана с флагом страны на Олимпийских играх в Париже
- Челябинская область: прорыв плотины, затопило несколько сёл
- «Переводчик смеётся, обвиняемый протестует»: Айтбек Амангельды возмущён судом над Айтеновым
- В Париже началась церемония открытия XXXIII летних Олимпийских игр
- Арест и выдворение: иностранца задержали в Астане за домогательства к женщине
- Суд в Алматы вынес приговор избившему детей в лифте
- Олимпиада в Париже: волна преступлений захлестнула город
- Рэпер Снуп Догг пронёс олимпийский огонь перед открытием Олимпиады
- «Не сможем простить его»: родные погибших супругов, которых сбил полицейский
- Подрядчик сорвал сроки, но продолжает получать миллионы от акимата Алматинской области
- Казахстан хочет принять международные нормы по минимальной зарплате
- Леса в двух регионах отдали совместной казахстанско-китайской компании
- Шуточный срок: как казахстанцы отреагировали на арест комика Александра Меркуля
- Котельная в сельской школе горела в Жамбылской области
- «Я обнимал её, а она дубасила» — что Айтенов сказал в суде
- «В Шымкенте похитили девушку, полиция отказалась заводить дело» — Дина Смаилова
- Комфортные школы: что правда, а что миф?
- Зампрокурора Алматы Нурлан Ауганбаев вернулся на работу
- Бывшей супруге Марата Айтенова вынесли предупреждение
- «Здесь просто отмывают деньги!»: жители улицы недалеко от Акорды устали от многолетнего ремонта