Зачем Евросоюзу авиационное соглашение с Казахстаном – мнения экспертов

cover коллаж Orda.kz

Накануне появилась информация о том, что в Евросоюзе обсуждают заключение обширного соглашения с Казахстаном о воздушном сообщении. Информация была дана кратко. Orda.kz опросила экспертов, о чём может быть будущий документ

В конфиденциальном документе, который попал в руки американских журналистов, идёт речь об индивидуальных планах по четырём странам – Чили, Бразилии, Нигерии и Казахстане. Глубокое сотрудничество с которыми, по мнению авторов, должно способствовать изоляции воюющей России и сдерживанию набравшего силу Китая. Касательно Казахстана речь идёт и об авиаотрасли.

В документе отмечается, что Казахстан добивается безвизового режима для своих граждан. И предполагается, что ЕС может заключить соглашение о воздушных перевозках в масштабах всего Евросоюза со страной. Эксперт Артур Шахназарян предполагает, что поводом может быть геополитическая ситуация и конкуренция в небе.

"Одно из первых Соглашений, которое готовит ЕС с Казахстаном в рамках "приоритетности", это воздушное сообщение. Причём его подписать собираются не только двусторонним документом, но и также, примечательно, что каждая страна ЕС и в отдельности, в дополнении. Пассажирские авиакомпании много теряют от взаимного санкционного закрытия воздушного неба. А китайские авиакомпании спокойно летают через территорию России", – считает эксперт.

скрин сервиса Flightradar.com: пустое небо Украины и большое количество авиарейсов из Европы в Азию, летящих через Чёрное море

Воздушное пространство Украины с 24 февраля 2022 года остаётся закрытым для всех. Россия, в ответ на запрет на полёты своих авиакомпаний в ЕС, закрыла своё небо для европейских перевозчиков. Таким образом последние вынуждены облетать Россию, совершая рейсы в Азию, в том числе в Южную Корею, и полуторамиллиардный Китай, который недавно снял коронавирусные ограничения. В это время китайские, индийские перевозчики, не поддержавшие санкции, продолжают пользоваться российским небом. Шахназарян полагает, что транзит – главное, что интересует европейцев.

"В настоящее время западноевропейские авиаперевозчики вынуждено используют "турецкий коридор". Если смотреть по карте Черного моря, между Турцией и Россией через воздушное пространство Румынии и Болгарии есть коридор, который не длиннее российского, и явно короче, чем турецкий. Через Румынию или Болгарию, далее через Чёрное море, затем Грузия или Армения, Азербайджан, Каспий, Казахстан и далее прямиком Китай! Там максимум – лишняя сотня километров. И это, если рассматривать авиарейсы из стран Скандинавии (Финляндия, Швеция, Дания). Если посмотреть на более южные страны Европы, то разницы почти никакой".

Эксперт авиаотрасли Абул Кекилбаев рассказал Orda.kz, что у европейских авиалиний и так нет иного выбора, как пролетать через Казахстан в Китай.

"Так или иначе, они все равно полетели бы через Казахстан. И всё равно Казахстан бы их обслужил. Скорее, это сигнал всем, что по такой схеме нужно летать. Сейчас европейцы не могут конкурировать с китайскими авиаперевозчиками: в обход России перелёт становится длиннее на 2-2,5 часа".

Абул Кекилбаев, фото из личного архива

И без того длительное, путешествие становится ещё более утомительным для пассажиров, и существенно повышает расходы на каждый авиарейс. Кроме того, поясняет эксперт, Евросоюз сейчас не готов возобновить авиарейсы в КНР и по техническим причинам, хотя после трёхлетнего локдауна пассажиропоток будет просто гигантским, особенно в преддверии летнего сезона.

"Во время пандемии многие самолёты остались на земле, то есть их попросту не использовали. Для полетов в Китай используют небольшой набор авиалайнеров – это большие дальнемагистральные самолеты. Чтобы их снова ввести в строй, необходимы серьезные технические работы. Это совсем непросто. Авиавласти КНР подготовились к возобновлению полётов, так что у них с авиапарком проблем нет".

При этом эксперт обращает внимание на то, что вместо того, чтобы радоваться возможному увеличению авиасообщения через казахстанское небо, надо решить основную проблему – безопасность полётов, о которой недавно заявил президент Air Astana Питер Фостер. Казахстан едва не попал в чёрный список по авиабезопасности Еврокомиссии. Как объясняет Абул Кекилбаев, страна избежала этой участи только по политическим причинам: если закрыть воздушное пространство Казахстана – это бы ещё больше осложнило жизнь европейским перевозчикам.

Согласно статистике "Казаэронавигации" в 2022 году в небе над Казахстаном обслужили 410 561 полётов.

96 913 – казахстанские авиакомпании

313 648 – иностранные авиакомпании (цифра включает транзит и посадки в Казахстане)

При этом критично за 2022 год выросло число транзитных российских рейсов. После начала войны были закрыты 11 воздушных гаваней на юге России, а самолёты облетают регионы близ границ с Украиной. Так через Западный Казахстан летают рейсы из Москвы и Петербурга в Сочи, Махачкалу, а также в Ереван и Баку и другие.

Подписание приоритетного соглашения с Казахстаном обсуждалось на встрече глав МИД ЕС, которая прошла в Люксембурге 24 апреля, и основной темой которой была ситуация в Украине. 16-17 мая в столице Исландии Рейкъявике пройдёт аналогичная встреча, но уже на уровне глав государств и правительств.

Лента новостей

все новости