"За чистый воздух нужно будет платить" – зарегистрирована партия зелёных "Байтак"

cover Члены партии "Байтак". Фото: Orda.kz

В Казахстане зарегистрировали новую политическую партию "Байтак", члены которой рассказали о своих планах и целях, а ещё о болевых точках страны – экологических проблемах

После январских событий в Казахстане случился "бум" партийной активности – инфополе запестрело сообщениями о создании новых политических партий. Orda.kz ещё весной разбиралась, что это – бутафория после Кантара или долгожданный «Жана Казахстан».

В копилке зарегистрированных партий стало на одну больше – новое политическое объединение партия зелёных "Байтак" прошла регистрацию 28 ноября. Своей основной задачей она ставит решение экологических проблем страны.

"Рациональное использование природных ресурсов (разумное потребление), социальная справедливость, местное самоуправление, а также ненасилие являются основными принципами деятельности нашей партии", – заявил председатель Азаматхан Амиртаев на пресс-конференции.

"Зелёную повестку" члены партии называют сегодня одной из самых актуальных: на ESG-стратегию переходит как бизнес, так и программы развития целых государств.

"АЭС поддерживаем!"

Отвечая на вопрос журналистов об отношении партии к предстоящему строительству атомной электростанции, председатель Азаматхан Амиртаев заявил, что выброс СО2 в атмосферу – одна из главных экологических проблем Казахстана. Преимущественно выброс происходит из-за использования угля.

"Энергетическая сфера Казахстана потребляет 80% угля. Как мы это заменим? Большой вопрос. Мы понимаем, что есть политические соглашения, есть соглашение низкоуглеродной нейтральности, в 2030 году мы должны снизить выбросы СО2 на 25%. Мы понимаем, что без АЭС это невозможно", – заявил Амиртаев.

Для решения энергетических проблем это необходимо, однако экологи выступают против выбора конкретных государств, которые могут начать строительство АЭС в Казахстане. Председатель новоявленной партии отмечает, что строить должны страны дальнего зарубежья, так как у наших соседей есть определённые геополитические интересы.

"Пусть строят французы или японцы, технология есть. У Казахстана имеются финансы, чтобы возвести атомную электростанцию, даже сможем экспортировать энергию, так что мы поддерживаем строительство АЭС", – подытожил председатель партии.

Члены политсовета и председатель партии. Фото: Orda.kz

Об алматинском воздухе

Подняли и наболевший вопрос загрязнённого воздуха в Алматы. По мнению руководителя алматинского филиала партии зелёных и вице-президента фонда Nature First Исмаила Беделбая, необходимо бороться не с автомобилями, а с недобросовестными водителями.

"В первую очередь, нужно ужесточить правила технического осмотра транспортных средств. Сейчас все знают, что достаточно просто сфотографировать техпаспорт и даже не обязательно везти автомобиль на диагностику. Мы предлагаем создать проектно-аппаратный комплекс в Алматы и ужесточить правила техосмотра, так как система выхлопа у машины – это точно такой же агрегат, как фары, который должен быть в исправном состоянии", – заявил Беделбай.

Вокруг города находится 19 пунктов экологических постов. Беделбай предлагает установить камеры видеонаблюдения, которые будут фиксировать автомобили, непрошедшие техосмотр. Их пускать в город, по предложению члена политсовета, не будут.

Со своим коллегой не согласился другой член политсовета партии, предприниматель Бейбит Апсенбетов. Как считает бизнесмен, эту проблему нужно решать комплексно, так, например, есть очень много социально уязвимых слоёв населения, которые каждый день приезжают в Алматы на работу.

"Мы эти темы внутри себя ещё обсуждаем. И здесь нужно решать вопрос развития современного транспорта в целом. Можете ли вы представить европейский город, где бы не было электричек? Не было интеграции метро с наземным транспортом? В акимате говорят, что это очень дорого. На мой взгляд, если бы все средства распределялись правильно, то для города такого уровня как Алматы выстроить транспорт будущего – это не что-то из ряда вон выходящее", – заявил Апсенбетов.

Фото: Orda.kz

Бизнесмен заявляет, что чёткого решения по этой проблеме у объединения нет, однако "партия может предложить честный диалог со всеми острыми углами".

"Должен огорчить, что за это придётся платить населению. За чистый воздух нужно платить, и это будет дорого, но мы должны убеждать через экологическое воспитание народ, что не получится ни за что не платить и получить чистый воздух", – заявил Бейбит Апсенбеков.

К слову, ежегодный объём выбросов загрязняющих веществ в Алматы составляет около 125 тысяч тонн, более половины из них приходится на транспорт. Например, сегодня, 6 декабря, индекс качества воздуха (AQI) и загрязнение атмосферы составляет 172 балла, что квалифицируется как "вредно для здоровья".

Концентрация PM2.5 в стране Алматы сейчас в 19.4 раз выше рекомендуемого ВОЗ среднегодового значения качества воздуха.

Лента новостей

все новости