Выставка «Перерождение»: метаморфозы, которые не случились

В Esentai Gallery в эти дни проходит выставка «Перерождение». И хотя список принимающих участие художников довольно солидный, впечатление остаётся неоднозначное.
Современное искусство не терпит дилетантов. Равно как и дилетанты его. Тех, кто далёк от мира высоких материй, оно способно раздавить. Примерно это и делает выставка «Перерождение». Нет, она вовсе не мрачная или угнетающая – просто поиск смысла в увиденном может оказаться сильнее смотрящего.
Приманивает опубликованный в соцсетях тизер: гусеница закрывается в коконе и выбирается из него бабочкой. От экспозиции тоже ждёшь каких-то намёков на метаморфозы. Но на деле хоть что-то похожее можно углядеть от силы в пятой части работ. Притом, что под одной крышей собрали художников, чьи имена на слуху не только в Казахстане: Кенжебай Дуйсенбаев, Сауле Дюсенбина, Бахыт Бубиканова, Зоя Фалькова, Катерина Никонорова (Катипа-апай) и ещё полтора десятка творцов. Почему при таком богатом ансамбле не удалось найти работы, которые хоть как-то между собой согласуются, – вопрос.
Дело даже не в том, что все они выполнены в разных техниках – это как раз в плюс. Масляная живопись, пэчворк, скульптуры из дерева, металла и фарфора, тканевые инсталляции и даже автопортрет на соляризированные фотокарточки. Это спасает, смещая фокус с содержания на форму. Потому что как бы ни хотелось рассмотреть в триумфальной арке, сделанной из туалетной бумаги, хоть какой-то посыл, получается плохо.
Выставке очевидно не хватает текстовых пояснений возле работ. Огромное тканевое нечто, висящее прямо на входе, похоже не то на окровавленные руки, сведённые артрозом, не то на вырванные кишки. И только в описании на сайте узнаёшь, что это дебют художницы Доминик Бейсен «Крылья».
Самыми понятными и раскрывающими тему выглядят скульптуры Алибека Мергенова.
«Работы «Весна», «Материнство» и «Утро» объединены общей темой перерождения – природного, человеческого и духовного», гласит кураторский текст.
Это три женщины, и неясно, что здесь работает больше: детальность скульптур или то, что женщина – символ любого (пере)рождения. И хотя скульптуры статичны, в них прослеживается динамика: линии, изгибы, застывшие в материале чувства.
К сожалению, это ощущение момента, невидимой глазу перемены выставке, как единому организму, поймать не удалось. Представлено много любопытных работ, но от них остаётся ощущение разрозненности. Хотя, возможно, для кого-то такая пестрота – и есть перерождение. До 1 декабря можно попробовать испытать это чувство самостоятельно.
Лента новостей
- Полторы тысячи религиозных радикалов пытались вторгнуться в Казахстан
- Выпускники на внедорожнике попали в аварию в Жанаозене
- Каннский дневник: «Безумный Макс» по-французски, антитрампизм и «заевший» Уэс Андерсон
- Казахстан перевыполнит план по добыче нефти в 2025 году
- Северный антициклон заглянет в гости: Казахстан накроют холода
- Станцию по перекачке казахстанской нефти на КТК отремонтировали после атаки украинских дронов
- Германия впервые за 80 лет разместит свои войска за пределами страны
- «Не хватило денег на кредит»: что известно о нападении на девушку в Сатпаеве
- Стало известно, на каком этапе расследование авиакатастрофы в Актау
- Уходить не собирается: министр Карабаев после выговора президента пообещал оправдать доверие
- «Наши машины угнали в Россию»: отчаявшиеся алматинцы требуют справедливого расследования
- За агитацию шествия в память о жертвах репрессий арестовали жителя Караганды
- Комик Ануар Нурпеисов обвинил власти в давлении из-за отмены концерта в Астане
- Житель Кокшетау хранил в машине тело своего начальника
- Скоро появятся плесень и мокрицы: в Астане недостроенный ЖК «ЖанаАрка» уходит под воду
- Carlsberg и Pepsi построят в Казахстане завод за 250 млн долларов
- Бывшего топ-менеджера Samruk-Kazyna Construction объявили в розыск по делу о краже миллиардов
- Акиматы несправедливо распределяли жильё — теперь это будет делать «Отбасы банк»
- Казахстан и Россия договорились разделить между собой телефонные номера с кодом +7
- Минсельхоз Казахстана подал в суд на блогера из-за постов про саранчу