Выставка «Перерождение»: метаморфозы, которые не случились

cover

В Esentai Gallery в эти дни проходит выставка «Перерождение». И хотя список принимающих участие художников довольно солидный, впечатление остаётся неоднозначное.

Современное искусство не терпит дилетантов. Равно как и дилетанты его. Тех, кто далёк от мира высоких материй, оно способно раздавить. Примерно это и делает выставка «Перерождение». Нет, она вовсе не мрачная или угнетающая – просто поиск смысла в увиденном может оказаться сильнее смотрящего.

Приманивает опубликованный в соцсетях тизер: гусеница закрывается в коконе и выбирается из него бабочкой. От экспозиции тоже ждёшь каких-то намёков на метаморфозы. Но на деле хоть что-то похожее можно углядеть от силы в пятой части работ. Притом, что под одной крышей собрали художников, чьи имена на слуху не только в Казахстане: Кенжебай Дуйсенбаев, Сауле Дюсенбина, Бахыт Бубиканова, Зоя Фалькова, Катерина Никонорова (Катипа-апай) и ещё полтора десятка творцов. Почему при таком богатом ансамбле не удалось найти работы, которые хоть как-то между собой согласуются, – вопрос.

Дело даже не в том, что все они выполнены в разных техниках – это как раз в плюс. Масляная живопись, пэчворк, скульптуры из дерева, металла и фарфора, тканевые инсталляции и даже автопортрет на соляризированные фотокарточки. Это спасает, смещая фокус с содержания на форму. Потому что как бы ни хотелось рассмотреть в триумфальной арке, сделанной из туалетной бумаги, хоть какой-то посыл, получается плохо.

Выставке очевидно не хватает текстовых пояснений возле работ. Огромное тканевое нечто, висящее прямо на входе, похоже не то на окровавленные руки, сведённые артрозом, не то на вырванные кишки. И только в описании на сайте узнаёшь, что это дебют художницы Доминик Бейсен «Крылья».

Самыми понятными и раскрывающими тему выглядят скульптуры Алибека Мергенова.

«Работы «Весна», «Материнство» и «Утро» объединены общей темой перерождения – природного, человеческого и духовного», гласит кураторский текст.

Это три женщины, и неясно, что здесь работает больше: детальность скульптур или то, что женщина – символ любого (пере)рождения. И хотя скульптуры статичны, в них прослеживается динамика: линии, изгибы, застывшие в материале чувства.

К сожалению, это ощущение момента, невидимой глазу перемены выставке, как единому организму, поймать не удалось. Представлено много любопытных работ, но от них остаётся ощущение разрозненности. Хотя, возможно, для кого-то такая пестрота – и есть перерождение. До 1 декабря можно попробовать испытать это чувство самостоятельно.

Лента новостей

все новости