Выставка «Опасные связи»: боль и насилие через призму искусства

cover Фото Юлии Потапенко

Казахстанское общество в очередной раз взбудоражено жуткими новостями о насилии. Острые дискуссии продолжаются вторую неделю. Тема уязвимости женщин волной накрыла все сферы жизни, затронув, конечно, и искусство. И пусть в случае с выставкой «Опасные связи» Асель Кенжетаевой и Санжара Досмагамбетова это скорее совпадение, однако её открытие в галерее Artmeken пришлось на самый апогей споров и обсуждений.

Выставка «Опасные связи» предлагает две перспективы: мужскую и женскую. За первую отвечают распечатанные на 3D-принтере фигурки женщин, созданные Санжаром Досмагамбетовым.

 «7УЯТOFF» – цикл из семи скульптур, которые, исходя из названия, должны отражать грехи. Визуально метафора не считывается: женщины из разноцветного пластика замерли в неестественных позах. Но каждая из них связана бечёвкой – отсылка к технике шибари, которую придумали в Японии в XV-XVI веках.

С той лишь разницей, что изначально эта техника предназначалась для расслабления, но сейчас в контексте событий в нашем обществе приобрела противоположную трактовку. Силуэты женщин обездвижены верёвкой, заставляя их часами висеть в неудобных позах.




Женский взгляд отражён циклом Асель Кенжетаевой The burning kelin. Zhasau («Пылающая невестка. Приданое»). Как и скульптур, полотен семь, каждое также изображает женщину. Сразу в глаза бросается кричащая палитра. Обычно тема насилия отображается в мрачных тонах с превалирующим красным. На картинах Асель женщины больше похожи на пёстрых тропических птиц. На них традиционная одежда, платки, за плечами и в руках – громадные тюки с текстилем. Кто-то вооружён топором или саблей, кто-то держит на руках младенцев. Объединяет их одно – национальные украшения. 


Громадные серьги и подвески, под тяжестью которых трудно стоять ровно; браслеты на ногах, которые вместо тонкой полоски на щиколотке оказываются почти рыцарскими латами на всю ногу. К ступням прикованы огромные ювелирные шары, больше похожие на кандалы. Всё это – такое красивое снаружи и такое разрушительное по сути.

Они душат, сковывают, пронизывают – стоит ли говорить, насколько изощрёнными бывают пытки.

«Эта выставка – о положении женщины в нашей стране, и положении довольно незавидном, – поясняет куратор выставки Валерия Ибраева. – Насилие, угнетение, неравноправие – проблемы, очень часто публикуемые и обсуждаемые в прессе. Тем не менее, рассуждая о них, художники решают эти проблемы с известной долей оптимизма, что выявляется формой, цветом и подчёркнутым декоративизмом. Главное в их работах – стремление к свободе, безудержное и бесконечное». 

В эту свободу очень хочется верить, хотя пока не получается. У женщин на картинах Асель Кенжетаевой частично закрыты глаза и рты, что на фоне последних событий смотрится особенно пугающе.



Выставка «Опасные связи» совсем небольшая, обойти её можно за десять минут, но если не торопиться и начать выуживать скрытые смыслы, можно зависнуть надолго. Любопытно, что этой экспозицией галерея Artmeken прервала молчание в несколько лет. Посетить «Опасные связи» можно до 1 декабря совершенно бесплатно.

Лента новостей

все новости