Выставка «Мир сказки»: гравюры от Африки до Якутии

cover

Собрание графики и скульптур, созданных на основе сказок разных народов, представили в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева. Выставка продлится до 30 августа.

Пожалуй, ни один книжный жанр не нуждается в иллюстрациях так, как сказка. Картинки из первых книжек отпечатываются в памяти на всю жизнь, и важно подходить к ним с особой чуткостью. Поэтому экспозиция новой выставки «Мир сказки» рассчитана, скорее, на взрослых – не тематикой, а исполнением.

Мрачная, сотканная из ломаных линий и отрезков графика, на первый взгляд, никак не ассоциируется с волшебными сюжетами. Особенно если начать просмотр с секции северных мотивов. Шаманские работы Бориса Пака по общему настроению напоминают довольно жутковатые советские мультфильмы, снятые по мотивам якутских эпосов. Тут тоже чувствуется инфернальный дух: герои картин явно общаются с потусторонними силами. Главное – не испугаться, потому что дальше начинаются куда более знакомые мотивы. Батальные сцены Агимсалы Дузельханова, воспевающие батыров, и замысловатые, вдохновлённые наскальной живописью фигурки на полотнах Евгения Сидоркина. Их сменяют уже не гравюры, а полноценные картины где-то на стыке китайской и арабской живописи. На них уличные сцены перемешиваются с визитами в султанские покои. Любопытное подражание эпохе, когда людей на картинах не могло быть в принципе.

Особняком на выставке стоит графика по русским народным сказкам. Тут и изба с печкой, и добрый молодец, и рыбье царство кисти Василия Тимофеева. Глядя на них, сразу вспоминаешь былины – или ещё один советский мультфильм, про молодильные яблоки.

Но стоит повернуть голову – и тридевятое царство сменяется полушуточными гравюрами Карима Бекенова с пляшущими чертятами. Главный герой, эдакий Алдар Косе, перекочёвывает из картины в картину, окружённый странными и несуразными мистическими существами.

Шутливый подход не чужд многим авторам на выставке: очень симпатично смотрятся иллюстрации Константина Баранова к текстам Максима Зверева. Здесь спрятался очаровательный каламбур, потому что все герои антропоморфны. У них абсолютно человеческая одежда и тела, но при этом красивые звериные и птичьи головы. Причём передающие нужные черты: глядя на грифа в чепце и очках, сразу представляешь сухую морщинистую старушку.

Венчают сказочный ансамбль несколько не особо примечательных график с приветом из Африки. Это почти негритята с подноса у Агаты Кристи, но на фоне наших богатых сюжетов папуасы и пальмы смотрятся куцо. Как и немногочисленные скульптуры, которые не сразу-то и замечаешь.

При этом сама по себе выставка получилась любопытной. Несмотря на отсутствие цвета и отрывочность линий, графика действует гипнотически: чем дольше на неё смотришь, тем больше сюжетов видишь. Особенно когда не знаешь основы, и фантазия сама дорисовывает необходимое.

Лента новостей

все новости