Вторичные санкции: российские олигархи нацелились на казахстанскую промышленность

cover Коллаж Orda.kz

Война в Украине идёт почти 10 месяцев. За это время российская элита решила обходить санкции с помощью близлежащих стран. Казахстан в этом плане стал одной из самых удобных территорий. Некоторые из когорты промышленных олигархов решили сбывать санкционный товар либо на отечественном рынке, либо через него. Такая ситуация грозит Казахстану не только репутационными рисками, но и вторичными санкциями. Orda.kz выясняла, кто может подвести страну под удар

В Экибастузе функционирует предприятие по выпуску железнодорожных колёс – ТОО «Проммашкомплект». Завод запустили в 2018 году в рамках государственной программы Форсированного Индустриально-Инновационного Развития (ФИИР). В 2021 году его дооснастили оборудованием, которое позволило увеличить мощности с 200 тысяч до 300 тысяч колёс в год.

У компании имеется налоговая задолженность 395 млн тенге по корпоративному подоходному налогу, обязательным пенсионным взносам, налогу на добавленную стоимость за нерезидента и взносам на социальное медицинское страхование. Несмотря на столь крупную сумму долга, в этом году ТОО пополнило госказну на 8 млрд тенге.

Среди учредителей компании числятся российское предприятие – ООО "Трансметаллснаб", швейцарская компания EK EISENBAHNKOMPONENTEN AG и казахстанское ТОО "RAILWAYS TECHNOLOGIES & SERVICES".

Но не всё так просто: "Трансметаллснаб" является дочерней компанией EK EISENBAHNKOMPONENTEN AG, а уже швейцарская компания находится под прямым контролем АО «Трансмашхолдинг», что следует из отчёта за II-квартал 2021 года.

Зачем Казахстану новый завод по производству железнодорожных колёс?

Объёма в 300 тысяч колёс в год хватит на весь Казахстан, потому что потребность в спецтехнике составляет около 70 тысяч в год. Однако в начале декабря 2022 года в Актюбинской области объявили о создании нового кластера по производству железнодорожной продукции, в который войдут завод по изготовлению колёс и рельсосварочное предприятие. Возводить комплекс будет ТОО «АКТОБЕСТИЛ». Сумма инвестиций приблизилась к 280 млн долларов. Планируется, что ежегодно на рынок будут поставлять около 330 тысяч колёс. Основное технологическое оборудование закупят у европейских производителей. Запуск производства запланирован на апрель 2025 года.

На VII Международном инвестиционном форуме «Investment Aktobe-2022» аким Актюбинской области Ералы Тугжанов подписал меморандум о создании кластера кластер по производству железнодорожной продукции/ Фото gov.kz

Вот только у нового завода корни растут из России. Директором ТОО "АКТОБЕСТИЛ" выступает Борис Билоненко. Его полный тёзка в 2018-2020 годах значился юристконсультантом «Загорского трубного завода» (ЗТЗ). В его функции входило исполнение обязанностей номинального директора и представление интересов компании в различных судебных органах Российской Федерации.

А его предполагаемый отец Виктор Билоненко до недавнего времени значился заместителем директора по техническому развитию Загорского трубного завода. По крайней мере, именно так его представляли в СМИ в конце июля 2022 года.

Учредитель ТОО "АКТОБЕСТИЛ" Сергей Бандаев задолжал по исполнительным производствам 1,3 млн тенге. Взыскателем выступает коллекторское агентство "Big Almaty Group".

Как через завод получить казахстанский рынок

Галялхак и его сын Денис Сафины (родился в Темиртау Карагандинской области в 1980 году) решили заняться прибыльным бизнесом в России. Родственники планировали заработать на производстве труб большого диаметра (ТБД) и изоляции. Под это дело они создали два производства – Изоляционный трубный завод (ИТЗ) и Загорский трубный завод (ЗТЗ). Строительство последнего обошлось в 10 млрд рублей, Сбербанк выдал кредит на 5,1 млрд тенге, а остальное вложили сами Сафины. Крупную сумму они получили в результате продажи восстановленных труб, которые купила компания «Промышленные технологии». Б/у товар поставили на нефтебазы и линейный нефтепровод в Усть-Луге, что в итоге привело к реальным срокам и штрафам для руководства «Промышленных технологий».

Фото dzen.ru

Сафины объединили две компании в единый комплекс по производству ТБД мощностью до 500 тысяч тонн в год. Руководство планировало стать поставщиком в нефтегазовом секторе, трубы также продавали для нужд ЖКХ. Но итоги деятельности не впечатляли. В 2016 году увеличилась кредитная нагрузка, так ещё и появились иски о признании Изоляционного трубного завода банкротом.

Спасением стал новый бизнес-партнёр. Однокурсник Владимира Путина по юридическому факультету Ленинградского государственного университета Николай Егоров выкупил 25% доли в Загорском трубном заводе плюс одну акцию в марте 2017 года. По некоторым данным, он лично договорился с директором Сбербанка Германом Грефом о финансовой поддержке. В этом же году Егоров пролоббировал и контракт с АО"Газпром", в котором ранее с большими оговорками приняли произведённые трубы. Загорский трубный завод предложил руководству транснациональной энергетической компании поставлять товар со скидкой в 13-15%. Поэтому в "Газпроме" решили, что остальные поставщики завышают цены и прекратили с ними сотрудничество. В июле 2020 года стало известно, что «Газпром» отдал ЗТЗ 10% от тендера на 1,3 млн тысяч труб общей суммой 95,5 млрд рублей. 

Несмотря на столь впечатляющие результаты, «Изоляционный трубный завод» всё-таки ликвидировали. Кроме того, постановлением Арбитражного суда Тверской области 30 марта 2021 года Денису Сафину запрещено отчуждать патенты на изобретение ИЗТ, за которые можно было выручить дополнительные средства.

Чтобы нарастить производственные мощности ещё больше, Сафины за 500 млн долларов приобрели у Алишера Усманова «Уральскую сталь». Предприятие является ведущим российским производителем мостовых сталей, а также поставщиком стальной продукции для строительства, производства труб и высококачественной судовой стали.

На базе компании Сафины планировали построить колёсное производство. Но началась война в Украине, после которой многие зарубежные поставщики оборудования и покупатели отказались от сотрудничества.

По данным Фонда развития трубной промышленности, в 2022 году экспорт труб из России упал на 30%. А следовательно Загорскому трубному заводу понадобился рынок сбыта. И, видимо, в качестве новой базы Сафины выбрали Казахстан, откуда они родом.

Планы Абрамовича на новый завод поломала война

Выпуском железнодорожных колёс решил заняться и известный олигарх Роман Абрамович. В партнёрстве с группой "Рейл Сервис" ЕВРАЗ создал совместное производство – ООО "Алегро".

Строительство завода по производству железнодорожных колес в «Титановой долине» Свердловской области стартовало в январе 2021 года. Объём инвестиций составил около 16 млрд рублей. Всё шло по плану, в феврале 2022 года ожидалось оборудование для монтажа первой из трёх линий механической обработки колес. Но началась война, в результате санкций часть техники из Германии так и не добралась до завода.

Однако его всё равно открыли в мае этого года. Строители завершили возведение производственного комплекса для технологической линии по выпуску железнодорожных колес.

По плану он должен обеспечить рабочими местами 400 человек. Производство на первых порах было рассчитано на 200 тысяч единиц в год. В будущем это количество должно было увеличиться ещё на 100 тысяч железнодорожных колёс. Отметим, что запуск производства намечен на июль 2023 года. Каким образом заменят оборудование и заменят ли вообще, пока неизвестно. Неясно также, куда будут продавать произведённый товар.

Локализовать российский бизнес в Казахстане до того, как это стало мейнстримом

В ноябре 2011 года на II Железнодорожном съезде в Москве на тот момент президент национальной компании «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин и гендиректор научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) Олег Сиенко договорились о продаже акций и доли в «Востокмашзаводе» и «Казахстанской вагоностроительной компании». Для этого стороны подписали соглашение об инвестициях в предприятия транспортного машиностроения Казахстана. Одна компания находилась в Усть-Каменогорске, а другая в Экибастузе. Конечную стоимость акций и доли уставного капитала должны были обговорить после комплексной финансово-юридической экспертизы и оценки.

"Уралвагонзавод" – машиностроительный комплекс, выпускающий военную технику, дорожно-строительные машины, цельнометаллические полувагоны, специализированные вагоны и железнодорожные цистерны. Принадлежит госкорпорации "Ростех", генеральным директором которой выступает бывший сослуживец президента России – Сергей Чемезов.

Сергей Чемезов и Владимир Путин в молодости/Фото globalmsk.ru

Реализацию проекта разделили на три этапа. Конечной точкой должно было стать производство современных вагонов.

«Мы создаем национального производителя подвижного состава. Это очень важно сегодня для стратегии развития казахстанских железных дорог. На втором этапе мы создадим предприятия, так называемую локализацию, для того, чтобы полностью и независимо собирать подвижной состав в Казахстане. И третий этап – мы переходим к нашему современному вагону 196-му с нагрузкой 25 тонн на ось», – рассказывал генеральный директор ОАО «Научно-производственная корпорация «УВЗ» Олег Сиенко.

В рамках партнерства планировалась модернизировать завод в Экибастузе и на первом этапе запустить там производство около 3 тысяч полувагонов в год. Позже эти объёмы планировали удвоить. Литье для «Казахстанской вагоностроительной компании» должен был поставлять "Востокмашзавод".

Вот только вместо производства собственных вагонов, сейчас Казахстан их в основном закупает за рубежом

Когда переговоры зашли в тупик: деньги или спрос?

Два года организации пытались прийти к единому решению, но в итоге договор купли-продажи не подписали. Информацию о разрыве контракта опубликовали в июле 2013 года. Среди возможных причин значились стоимость активов, а также падение спроса на грузовые вагоны.

Как писала газета «КоммерсантЪ», переговоры зашли в тупик, потому что "так и не удалось определить финальную конфигурацию совместного предприятия". Якобы казахстанская сторона регулярно меняла условия сделки. Также причиной могла стать финальная стоимость акций и доли уставного капитала. Возможно, при оценке «Уралвагонзавод» предложил цену ниже, потому что к этому времени через подконтрольную украинскую компанию "Техвагонмаш" всё-таки модернизировал мощности Экибастузского завода. Оборудование поставили ещё до сделки.

Кроме того, в 2013 году спрос на полувагоны в Казахстане значительно сократился из-за неопределенности перспектив перевозок нефтеналивных грузов. Нашей стране нужны были больше зерновозы, которых УВЗ не выпускал. А локализировать производство цистерн было нецелесообразно. Также в том году снизилась цена на крупное вагонное литьё, что фактически показало отсутствие необходимости в приобретение "Востокмашзавода" для создания полного цикла.

Вот только никто не знал, что через почти десяток лет «Уралвагонзаводу» понадобятся новые поставщики и рынок сбыта из-за санкций Европейского союза. Спрос на полувагоны в Казахстане всё ещё низкий. Нашей стране больше нужны зерновозы и фитинговые платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Поэтому логично предположить, что «Уралвагонзаводу» стоит обратить внимание на другие рынки, например, монгольский. Там такой тип подвижного состава широко востребован для перевозки угля в Китай. Вот только напрямую это сделать будет тяжело. И для этого опять же могут использовать Казахстан.

Полувагоны/ Фото news.myseldon.com

Все компании, о которых мы упомянули в статье, близки к российским госструктурам, а многие учредители лично знакомы с президентом России Владимиром Путиным. А это значит, что у них есть возможности попытаться обойти санкции, используя для этого Казахстан и местные компании.

Лента новостей

все новости