Всевышний, наука и нефть: где Казахстану найти инвестиции и альтернативные источники энергии
Изображение сгенерировано нейросетью DALL-E
В Астане прошёл бизнес-форум Dialogue Investment Forum, где эксперты обсудили будущее нефтегазовой отрасли в Казахстане в условиях глобального перехода к чистой энергетике. Спикеры сошлись на том, что необходима модернизация отрасли, увеличения инвестиций в геологоразведку и поддержания баланса между интересами государства и бизнеса. А еще в очередной раз напомнили, кому принадлежат казахстанские недра. Подробнее в материале Orda.kz.
Диета из нефти
Советник президента и экс-министр энергетики Болат Акчулаков на форуме инвесторов высказался о трансформации нефтегазовой отрасли и о необходимости создания устойчивого инвестиционного климата для этой сферы.
Он отметил, что индустрия претерпевает изменения под влиянием климатических вызовов, и что Казахстан стремится к углеродной нейтральности к 2060 году. Этот переход сложен и требует соблюдения баланса между интересами государства и инвесторов.
Акчулаков подчеркнул важность справедливого распределения доходов от природных ресурсов:
«По Конституции недра принадлежат народу. Мы должны учитывать социальные аспекты, такие как справедливое распределение доходов этих проектов между инвестором и государством».
Для этого, по мнению советника, необходима поддержка и развитие местных поставщиков и производства, что также играет значительную роль в инвестиционном климате. Ещё один важный аспект — наращивание разведанных запасов нефти.
«Если сегодня не заниматься, допустим, геологоразведкой, не заниматься приростом активов, то есть коэффициента разрабатываемых запасов к приращенным, то мы можем столкнуться с нехваткой ресурсной базы», отметил он, подчеркивая, что стабильные запасы важны для крупных заводов и предприятий.
Сегодня Казахстан использует только пятую часть от добываемых 100 миллионов тонн нефти, а остальные 80 % идут на экспорт.
«Если рынки, куда мы экспортируем свое углеводородное сырьё будут слишком быстро переходить на зелёную энергию, может возникнуть риск отсутствия спроса на наши ресурсы», предупредил он.
По его словам, надеяться нужно не на стечение обстоятельств, удачу или высшие силы. Решающая роль в энергетическом переходе за наукой и новыми технологиями.
«Я всегда говорю, что помимо Всевышнего, я верю в науку. Наука должна дать новый тренд, который позволит использовать полезные ископаемые и находить альтернативные решения для энергетики», заявил Акчулаков.
Завершая выступление, он подчеркнул, что развитие инвестиционного климата требует гибкости и готовности к инновациям, которые могут улучшить использование природных ресурсов и поддержат устойчивость сектора в долгосрочной перспективе.
Что мешает нефтедобывающему потенциалу страны
Генеральный директор ассоциации Kazenergy Жандос Нурмаганбетов утверждает, что объём инвестиций в геологоразведку в Казахстане сокращается, причём довольно заметно: с 1,2 млрд долларов в 2013 году до 320 млн долларов в 2023 году. Это снижение связано с тем, что большинство средств направлено на разработку уже действующих проектов, а не на открытие новых месторождений, что вызывает опасения по поводу будущих объёмов добычи нефти.
Нурмаганбетов отметил, что добыча в основном осуществляется на крупных месторождениях — Кашаган, Карачаганак и Тенгиз, которые обеспечили две трети объёмов казахстанской нефти в 2023 году. Независимые компании, напротив, вынуждены снижать объёмы добычи, поскольку их обязательства по поставкам нефти на внутренний рынок по низким ценам ограничивают возможность инвестировать в новые участки и исследования.
Эксперт подчеркнул, что нефтегазовый сектор остаётся важнейшей частью экономики Казахстана: в 2023 году его вклад в ВВП составил более 16 %. В 2024 году планируется добыча ещё большего объёма – 95,4 млн тонн нефти и 60 млрд кубометров газа, значительная часть которых будет направлена на экспорт.
«Для полномасштабной реализации нефтедобывающего потенциала Казахстана необходимо развивать перспективные направления, которые позволят повысить уровень добычи в стране и привлечь дополнительные иностранные и внутренние инвестиции. Это внедрение новых технологий добычи с целью повышения нефтеотдачи, разведка и добыча нетрадиционных углеводородов, вовлечение в разработку малых, удаленных от инфраструктуры месторождений и обособленных залежей с запасами до 300–500 тыс. тонн, развитие нефтегазохимических производств и либерализация рынков нефти», подчеркнул Нурмаганбетов.
Время реформ
Исполнительный директор Energy Monitor Нурлан Жумагулов на бизнес-форуме Dialogue Investment Forum поднял вопрос о поддержке казахстанских производителей в сфере закупок крупных нефтяных операторов, таких как NCOC и ТШО. Он отметил, что исторически компании предпочитают импорт товаров, что связано с освобождением от внутренних налогов и пошлин, делая закупки за рубежом финансово выгоднее, чем у местных поставщиков.
«Почему долгое время крупные операторы, такие как NCOC, КПО и ТШО, не закупали товары, произведённые в Казахстане? Это связано с тем, что у этих компаний есть определённые преференции по контрактам. В частности, при импорте товаров NCOC и ТШО освобождаются от внутренних пошлин и НДС, что делает импорт более выгодным. Они не стремятся покупать продукцию казахстанских заводов, которые оплачивают импортные пошлины на сырьё и НДС, что приводит к высокой цене продукции казахстанских заводов», объяснил Жумагулов.
Для изменения ситуации он призвал к реформам и улучшению условий закупок. В частности, расширить список продуктов, которые подлежат стимулированию местных закупок, чтобы поддержать отечественную промышленность.
На форуме инвесторов в Астане советник президента и экс-министр энергетики Болат Акчулаков обсудил контроль за ремонтными работами на нефтеперерабатывающих заводах и улучшение системы госзакупок. Он подчеркнул, что вопросы ремонта касаются не только Атырауского НПЗ, но и всей отрасли, и что качество ремонтных работ зависит от подрядчиков и уровня подготовки инженеров. Акчулаков отметил необходимость оперативных закупок для срочных ситуаций и добавил, что для плановых ремонтов применяются правила «Самрук-Казына», которые со временем оптимизируются.
Также Акчулаков высказался по поводу строительства АЭС в Казахстане и поддержал идею международного консорциума. Он отметил, что Казахстан — крупнейший поставщик урана и стремится развивать полный цикл производства топлива, за исключением обогащения. В качестве потенциальных партнёров в строительстве АЭС рассматриваются Россия, Франция, Китай и Южная Корея.
Читайте также:
Лента новостей
- «Оскар» объявил номинантов: рекорд «Грешников» и практически полный игнор третьего «Аватара»
- В Пхукете открывают консульство Казахстана
- Не только Газа: Трамп и Токаев подписали устав Совета мира
- Зеленский анонсировал встречу России, Украины и США 23–24 января
- Экотропы, прогулки и пикники: какими будут новые экопарки в окрестностях Астаны?
- «Душили пакетом, не давали спать и сделали виновным»: дело об убийстве в Костанайской области
- Годами убыточный горнодобытчик займет сотни миллионов тенге у владельцев ради выживания
- Алматы попал в топ-30 городов глобального юга
- В Акмолинской области около 400 охотников и рыболовов оштрафовали за нарушения
- Четыре человека пострадали при взрыве газового баллона в донерной в Караганде
- Стали известны новые детали пожара в Иртышске, где погибли двое детей
- Владелец Technodom избавляется от здания своей бывшей школы в центре Алматы
- Активы Машкевича в Казахстане перешли компании из Дубая? Что известно о сделке
- Незаконную добычу руды на миллиард тенге вскрыли в Восточном Казахстане
- «Казатомпром» отреагировал на уход иностранного инвестора из уранового проекта
- Трамп, Гренландия и мир, который больше не притворяется. Чего ждать Казахстану?
- Семь лет борьбы: как жертвы мошенников в Алматы добились осуждения виновных и вернули имущество
- Более 20 подростков с учебных сборов по борьбе госпитализировали с отравлением
- Теперь копить на квартиру можно не только в «Отбасы банке»
- Генподрядчик PepsiCo устроил нелегальную свалку рядом с Алатау



