Водители автобусов просят упростить выдачу прав из-за дефицита кадров

cover Фото: Pixabay

В столице нехватка водителей автобусов дошла до того, что один шофёр вынужден работать за троих, переступая через положенные по Трудовому кодексу 40 часов в неделю.

Казахстанские автопарки испытывают дефицит водителей автобусов, который особенно остро чувствуется в Астане. Эксперты тотальную нехватку специалистов связывают с поправками в Закон РК «О дорожном движении», сообщает телеканал «Астана».

В столичных автопарках работает более полутора тысяч водителей. Для спокойного, неперегруженного графика не хватает ещё тысячи специалистов. По Трудовому кодексу каждый должен работать не более 40 часов в неделю, но фактически дошло до того, что один водитель работает за троих, говорят в столичной транспортной компании.

«Во время пандемии коронавируса произошёл отток водителей, около 400 человек. На сегодня водители предпочитают работать в службах такси, заниматься частным извозом. Либо востребована работа в Восточной и Западной Европе в качестве дальнобойщиков», – рассказывает главный менеджер-руководитель департамента координации транспорта ТОО CTS Манарбек Калмукан.

Заработок шофёров – от 300 до 600 тысяч тенге в месяц, но сами водители уверяют, что для такого перегруженного графика зарплата маленькая.

«Все уезжают в Европу, потому что в Астане работа тяжёлая. Утром нужно рано вставать. Если смена начинается в 6, то вставать нужно в 4 утра: взять автобус, заправиться, поехать на конечную станцию», – говорит водитель Сембек Жукенов.

Его коллега Абай Култасов отмечает, что из-за тяжёлой работы молодёжь идти в водители не стремится. По мнению экспертов, последние изменения в законодательстве тоже отбили желание садиться за руль общественного транспорта. Согласно поправкам в Закон РК «О дорожном движении», управлять автобусом можно с 25 лет. При этом нужно иметь водительский стаж не менее пяти лет, из которых три года с категорией D1.

«Категория D1 – это микроавтобусы до 16 мест. К сожалению, сегодня на рынке труда практически отсутствует эта вакансия. То есть, соответственно, у водителя, чтобы получить категорию D, нет возможности получить стаж», – объясняет Нурлан Ильгундинов, директор Центра квалификации специалистов транспорта ТОО CTS.

В палате предпринимателей «Атамекен» предлагают упростить выдачу водительских удостоверений для желающих водить автобус – снизить возрастные ограничения по стажу работы и по возрасту. По их словам, это решит проблему дефицита кадров.

«Мы предлагаем пересмотреть эти критерии, поскольку возрастные ограничения жёсткие в настоящий момент. Но при этом усилить программу обучения для претендентов, которые будут получать водительское удостоверение категории D. Этот вопрос мы отрабатываем с МВД уже несколько лет. До 22 мы предлагаем, но МВД пока в настоящее время поддерживает до 23», – говорит Мурат Амрин, управляющий директор департамента логистики и перевозок НПП «Атамекен».

Напомним, сейчас для того, чтобы получить водительское удостоверение категории D, претендент должен достигнуть 25-летнего возраста, иметь стаж работы на автобусах малой вместимости три года, а также год на грузовом транспорте.

По информации автопарков, в Казахстане не хватает более трех тысяч водителей: в Астане – 685, Алматы – 445, Шымкенте – 487, Актюбинской области – 450.

Лента новостей

все новости