Во что Кайрат Боранбаев превратил культовый «Целинный». Репортаж с открытия арт-пространства
Коллаж: Orda.kz
Вернулся к жизни ещё один памятник Алматы: когда-то знаковый советский кинотеатр. Он был в дыму кальяна, вмещал в себя молодёжь, которая ночью отдавалась танцам. Но сегодня это больше не модное, а современное место. Orda.kz об искусстве глазами обывателя.
Двери бывшего кинотеатра открыты уже несколько дней, и 12 тысяч человек, как утверждают сотрудники, посетили новый «Целинный»
История ДО
История «Целинного» началась в 1964 году. Именно с этой даты, как отметил владелец арт-пространства Кайрат Боранбаев, стартует декабрьская кинопрограмма: зрителям покажут фильмы, отсчитывая путь от года основания и до наших дней
Кинотеатр был высшего разряда — 1500 мест, громадный экран. В 2000 году павильон раскололся на две части. В 2014 году владельцы заложили имущество, но выкупить его не смогли. В 2015 году Кайрат Боранбаев приобрёл актив, уже через год бизнесмен заявил, что хочет видеть в «Целинном» арт-пространство. И в 2018 принялся за реконструкцию.
Грандиозная задача обрела формы лишь спустя семь лет. Но и время для реконструкции оказалось совсем непростым. Проект застигла пандемия, Кантар, и сам задумщик скандально попадал в тюрьму. В итоге «Целинный» вызрел. Архитектурно уникальный, грандиозный, но тёплый и радушный, он встречал гостей твёрдым занавесом.
Высокий потолок и светлое пространство вместе с архитектурными формами напоминают о сложности задумки.
А ещё напоминают о детстве. На стенах сграффито — обязательный атрибут советского дизайна. Он так часто украшал остановочные комплексы, где была ещё и мозаика, и при этом всегда ассоциировался с сакральным и традиционным.
Десятилетия назад от монументального здания хотели адаптивности. Внутри были точки питания, фотосалоны, ночной клуб и кальянная. За время всех перерождений многие фрагменты сграффито Евгения Сидоркина канули в лету. Но их восстановили. Чтобы показать, что утеряно, а что оригинальное, выбрали систему оттенков. Тёмное означает оригинальную часть изображения, белый цвет — полностью восстановлен.
Сделали это так, чтобы не превращать «Целинный» в памятник Сидоркину — тонко и учтиво. Но есть место, где сохранился абсолютный кусок истории. Как окно в прошлое.
В холле было что-то вроде сувенирной выставки.


Формы модернизма в современной казахстанской интерпретации.
С другой стороны — огромный стеклянный дастархан с мягкими камнями вокруг.
Только на круглом столе не было угощений: внутри фрагменты создания «Целинного».




С фотографиями, осколками бывшего здания, вдохновляющими эскизами и предметами.
Не просто арт-объект, по задумке — это величественный стол переговоров.
Как говорит директор Джамиля Нуркалиева, по-настоящему долго думали: как восстановить и перепридумать «Целинный». У общества, утверждает директор, был колоссальный спрос на воссоздание архитектуры.
В итоге остановились на решении британца — Асифа Хана. Именно он спроектировал павильон Великобритании на выставке ЭКСПО-2017 в Астане.
«Решили выбрать Асифа, потому что он находился в среднем возрасте: это ещё не какая-то непостижимая звёздность, но уже устоявшаяся и очень интересная практика с собственной методологией. Нам было важно увидеть, что Асиф умеет сохранять современность при особом уважении к истории. Он никогда не строит проекты только на основе принципа „вот новая технология — давайте внедрять, а остальное неважно“. В случае реконструкции именно этого здания для нас было принципиально соединить эти два начала, ведь оно уже прошло монументальную реконструкцию, и возвращаться назад мы не могли»,рассказала директор «Целинного» Джамиля Нуркалиева.
Но Асиф, как позже выяснится, привязался к Казахстану настолько, что встретил здесь свою жену Зауре.
«Мой первый визит в Казахстан состоялся в 2017 году. Я уже не могу сосчитать, сколько раз был здесь после этого, но всё это время я не был один — рядом со мной была Зауре, моя жена и архитектор. Вместе мы начали историю „Целинного“ и вместе её завершили. Эти семь лет мы работали бок о бок, путешествовали по всему Казахстану — от Мангистау до Алтая, побывали на Кольсае, на озёрах, передвигались самолётами, на лошадях, разными путями. Именно она показала мне эту страну и познакомила с её людьми. Для меня стало особенным то, что меня называют зятем: я чувствую себя зятем не только для семьи моей жены, но и для этой страны. Архитектура, которой мы занимались всё это время, изменила нас самих. Наша задача — не навязывать место в соответствии с тем, что мы знаем, а меняться вместе с местом, идти к новому. Только так можно работать по-настоящему. Это и есть симбиоз. Путь, начавшийся в 2017 году, стал для нас судьбоносным: тогда мы с Зауре поженились. Это произошло в Алматы».
У «Целинного» уникальное расположение. Рядом — Алматинское хореографическое училище имени Александра Селезнёва.
Кстати, сквер рядом с ним Кайрат Боранбаев в рамках меморандума планирует взять в хозяйственное управление.
И Никольская церковь.
А ещё департамент полиции и караоке-бар.
Какое-то время крышу пространства хотели сделать смотровой, с видом на золотые купола. Но вариант оказался невоплотимым.
Макет привлёк внимание. Жаль, облака редко спускаются на уровень второго и третьего этажей, но идею показали сказочно.
Ещё один макет: капсула времени. «Целинный» сделал свой мини-фильм.
«Когда в 2022 году началась реконструкция, мы сделали проект под названием „12 секунд“. Это была капсула времени. Мы пригласили современного художника Александра Угая стать куратором, и он предложил интересную идею: раздать 52 плёночные камеры людям, чтобы они могли снять себя, своих родных и друзей. Мы объявили open call в Instagram, и откликнулись 52 человека. Каждый получил камеру и сделал по 27 кадров. Все эти плёнки мы собрали и поместили в капсулу. Каждый участник также написал небольшую записку с именем и фамилией и тоже положил её внутрь. Смысл проекта в том, что суммарное время выдержки этих 52 камер составило 12 секунд. По сути получилось, что 12 секунд жизни были запечатлены множеством людей. Мы предполагаем, что капсулу откроют через 27 лет — и тогда будущие поколения смогут увидеть, как жили мы»,
сказала Джамиля Нуркалиева.
Яркий исчезнувший Арал
В огромном просторном зале посетителей застала ярчайшая, но нежная картина.
Каркасную конструкцию, покрытую войлоком, создала художница Гульнур Мукажанова.
Не одна — ей помогало несколько десятков человек. Работа велась в течение трёх месяцев. Это первый проект, в котором Мукажанова смогла доверится команде. Опыт работы над перформансом оказался очень приятным.
Название — «Барсакелмес». Посвящено утраченному Аралу. В переводе «Барсакелмес» означает «пойдёшь — не вернёшься».
«Это всплеск эмоций, когда мы говорим о трагедии. Но она одновременно отражает наше настоящее время, всё, что происходит в современном обществе. Поэтому то, что мы сегодня переживаем, не может быть тихим и однотонным. Яркие цвета здесь — это своего рода надежда. Надежда на хорошее, на лучшее, на что-то новое. И в сущности это надежда, которую мы создаём сами, каждый из нас. Работа с войлоком — это дань казахскому наследию и традициям», сказала художница.
Вокруг много деталей. Например, к «замку», позволим его себе так обозначить, ведут полосы из соли.




Одновременно это и инклюзивная среда, и сеть из последствий Арала. Кстати, про инклюзивность. На этой детали Кайрат Боранбаев остановился отдельно.
«При строительстве мы полностью убрали барьеры. Это было для нас очень важно. Когда мы обсуждали это с Асифом Ханом, он поддержал идею, и мы подняли входную группу на полтора метра. Тем самым мы обеспечили доступность для людей с инвалидностью и другими ограничениями. Для нас это было принципиально, потому что когда мы изначально проводили исследования, связанные с реконструкцией, для меня стало неожиданностью узнать: в Советском Союзе по сути инвалидов „не существовало“, поэтому при зданиях всегда проектировались лестницы. Я очень рад, что Асиф нас поддержал»,сказал Боранбаев.
Действительно так: пространство у «Целинного» единое.
Как красная икра помогла Боранбаеву полюбить искусство
Один из журналистов, который изучал «Целинный», обратился к владельцу с необычным вопросом. Он попросил Боранбаева рассказать, когда тот полюбил современное искусство и был ли переломный момент, который сориентировал курс опытного в своё время тренера.
«У меня интерес к искусству заложился ещё в студенческие годы. У моего отца был младший брат — заслуженный артист Казахстана, он занимал важное место в театре. И когда я приехал студентом в Алма-Ату, я жил у него. Почти каждую пятницу, субботу и воскресенье я ходил с ним в театр. Он меня не учил специально, просто говорил: „Раз есть время, послушай, что происходит на сцене“. Мне повезло: я видел всю закулисную жизнь. Заходил с ним через служебный вход. А я ведь был студентом и как все студенты всё время хотел есть. Так что я всегда первым убегал — чтобы успеть поесть икры. Давали красную икру. Я тогда в первый раз в жизни поел красную икру. Наверное, с этим и связана какая-то фамильная история, которая во мне осталась. Конечно, в 90-е годы всё было иначе. Мы думали совсем о другом: как прокормиться, как заниматься предпринимательством. Но со временем приходит понимание, что есть и другие важные вещи. Я знал многих артистов, в том числе музыкальных, и в какой-то момент понял: а почему бы не создать что-то, что смогло бы объединить всех этих людей в одном месте?» задался вопросом бизнесмен.
«Целинный» — не модное место
О том, каким Кайрат Боранбаев видит арт-пространство, он высказался ясно.
«Мы считаем, что создали площадку для мероприятий, которые не обязательно связаны с выставками или чем-то подобным. Чтобы сюда приходили не потому, что это модно, а осознанно — чтобы увидеть и почувствовать изменения, происходящие в каждом. Это очень философский вопрос», — сказал Кайрат Боранбаев.
О деньгах уже традиционно не говорят. Кайрат Боранбаев не понимает, почему людям всегда интересны именно деньги. Ну...
«Честно, мне неинтересно про деньги говорить», — скромничает Кайрат Боранбаев.
Проект был полностью реализован на средства Боранбаева. Билетная система посещения «Целинного» долгое время не сможет окупить затрат. Однако при пространстве есть кафе, куда бизнесмен всех призвал приходить.
«Целинный» существует без вертикали власти. К художникам не лезут с требованиями, акционеры не давят. Пространству предстоит ожить, вместить в себя множество идей творческих казахстанцев и зарубежных художников.
Много говорили о том, что в нашей стране необходимо образование. Искусство как коммерческая индустрия в Казахстане только начинает развиваться. Людям предстоит научиться поддерживать его. И теперь для этого есть конкретное место, которое, как надеются создатели, сможет стать жемчужиной города.
Пока арт-пространство приоткрывается очень аккуратно: сначала будет работать лишь несколько дней в неделю, постепенно их количество будет расти.
«Барсакелмес» будет выставляться до 7 декабря. В середине последнего месяца года стартует долгожданная кинопрограмма. В неё войдут истории о самом центре, показ лучших фильмов и ретроспективы картин, которые когда-то пользовались популярностью ещё с первых лет его существования. В январе планируется новая выставка.
Помимо открытого пресс-показа, «Целинный» устроил отдельное мероприятие по приглашениям. Особенной гостьей «Целинного» стала Дарига Назарбаева.
Читайте также:
Лента новостей
- Выдающаяся казахская поэтесса Куляш Ахметова ушла из жизни
- Касым-Жомарт Токаев встретился с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым
- Касым-Жомарт Токаев поздравил Махмуда Аббаса с Днём независимости Палестины
- Димаша едва не задавили фанаты и как акимов защищает народ: что обсуждали в соцсетях на неделе
- А где ракушечник? Как и почему в КазНУ реконструируют Дворец студентов
- США вывели из-под санкций КТК, «Тенгизшевройл» и проект освоения Карачаганака
- Ветер и туман: прогноз погоды на 15 ноября
- С начала года в Казахстане произошло свыше 29 тысяч аварий
- Должны привлекать спонсоров и инвесторов: в Казахстане предлагают ввести KPI для руководителей спортфедераций
- Валят всё в одну кучу, статистика врёт — вопрос переработки мусора подняли в мажилисе
- Токаев посредником не был: альтернативное мнение об итогах поездки президента Казахстана в Москву
- Юрия Дудя заочно приговорили к одному году и 10 месяцам колонии
- Шымкентского судью, показавшего язык журналисту, привлекли к ответственности
- «Прекратите крайности»: президент Кыргызстана требует остановить прессинг на кафе и рестораны
- Несколько десятков тонн российского мяса птицы развернули на въезде в Казахстан
- Товар на миллионы бесследно исчезал в аэропорту Алматы
- Отвели на тюремный бой и не вернули живым — мать солдата Алмаса Шахимова раскрыла правду
- Дрон рухнул у стен СИЗО в Таразе
- Да будет свет: когда алматинцам подключат электричество
- По 100 000 тенге за электричество: из-за кого под Актобе замерзают тысячи людей



