«Власти нас не понимают» — пострадавшие от паводка в Уральске впадают в отчаяние

cover Фото: Orda.kz

С 27 марта в Уральске действует режим ЧС из-за повышения уровня воды в реках Чаган, Деркул и Урал. За это время под затопления попали дачные массивы, жителей этих территорий массово эвакуировали. Почти месяц люди стараются поддержать себя сами, поскольку надежды на власти у них не осталось. Некоторые из пострадавших часами «дежурят» у оперштабов, пытаясь увидеть свои дома издалека, в то время как другие готовы идти к ним вплавь, чтобы забрать оставшиеся вещи. Как люди, встретившись с бедствием, пытаются противостоять проблемам, читайте в репортаже Orda.kz.

Упрёки и строгий контроль

В Уральске большинство садоводческих товариществ находятся на окраине, в направлении аэропорта. Каждые 500 метров по периметру города дежурят сотрудники МЧС, полиции и Минобороны. Попасть в город очень сложно из-за строгого контроля. Любая попытка сделать фото или видео вызывает бурю вопросов и разъяснений о запретах со стороны силовиков.

«Близко не подходите. Сотрудников не снимайте. Вон там дамбу засыпали, если хотите, её снимайте. Нас лучше не надо»,
строго сказал мужчина в военной форме.

При общении с представителями СМИ многие спасатели и полицейские выражают недовольство и отказываются давать интервью.

«Зачем вы всё это снимаете? Критиковать будете, да? Мы же выкладываем кадры, не хватает, что ли?»
остро реагируют они.

Зато обычные люди оказались намного дружелюбней силовиков. Многие были готовы поделиться своими историями и поведать о проблемах, вызванных стихийным бедствием.

«Шашлыки пусть оставят себе»

Жители дачных массивов признаются, что сначала они старались проявлять терпение и принять ситуацию, но сейчас их захлестнуло отчаяние. 

«Кто-то не верил, что вода придёт к домам. Я — один из немногих, кто здесь не жил 12 месяцев в году, а просто владел дачей, сажал картошку и привозил сюда зимние вещи из квартиры. Но и мне обидно, я ведь тоже имущество потерял. Они вот, акиматовские, говорят, что таким, как я, восстанавливать не будут, за шашлыки и отдых государство не платит. А я и не прошу, пусть оставят себе»,
 поделился мужчина. 

Внезапно нашу беседу с жителем прервала женщина, которая громко умоляла спасателей помочь ей добраться до дома, чтобы позаботиться о собаке. Однако попытки были безуспешны. Сотрудники ДЧС настоятельно просили женщину подождать, поскольку по воде передвигаться было нельзя. А также посоветовали отправиться к соседнему штабу, где «главные ей помогут». 

«Мы не бессердечные. Пробовали спасти этих собак, но они ведь тоже своему дому верные. Когда пытались их забрать, то они на нас кидались, кусали за руки. Сидят у своих домов, на крышах»,  объяснил один из спасателей.

Попасть домой пытаются многие. Один из них хотел переплыть талые воды на надувной лодке. В беседе с нами он рассказал, что в его доме осталось оборудование на пять миллионов тенге, которое никто не помог ему вывезти. Дом мужчины был полностью затоплен, за исключением чердака.

«Перебарщивают власти. Это что за опека нездоровая. Они не видели, а я вырос тут. В 1994 году, когда такое наводнение же было, я здесь ходил, не спрашивал ни у кого. Я сразу сказал всем, что останусь в доме, но соседи начали переживать и сдали меня. Они все ведь не за себя боятся, а для галочки, чтобы отчитаться руководству. Я буду у себя в доме и нигде больше»,с возмущением добавил он.

Но подобраться к дому мужчине не удалось. Ему помешали спасатели. Затем за ним около часа наблюдал полицейский, чтобы тот не уплыл на лодке.

Власти были не готовы

Тем временем у оперативного штаба бунтует толпа людей, уговаривая сотрудников МЧС помочь им спасти оставшееся имущество. Люди умоляют взглянуть на свои дома хоть одним глазком, но получают отказ. Взамен спасатели предложили запустить дрон.

«Это мой дом! Посмотрите, что с ним стало! Знаете, я не удивлена совсем. Вот что значит жить в Казахстане. Да, молодцы, работают рядовые люди, не спят ночами, но где все раньше были? Почему сначала нужно дождаться, пока разрушится безвозвратно, а потом биться головой о стену и бегать здесь? Разве подготовиться к паводкам было не дешевле, чем сейчас всё это разгребать? Они обещают восстановить, каждый день нам об этом напоминают. Мы не хотим в новую квартиру, в многоэтажку. Хотим жить на своих дачах и доживать здесь дни свои. Нас, как всегда, никто и ни о чём не спросил. Мы говорим с ними на разных языках, они наш, человеческий, не понимают»,   выразила недовольство пенсионерка.

В целом ситуация с паводками на западе страны остаётся напряжённой. В Уральск продолжает прибывать вода из Оренбургской области.

Накануне вице-премьер Канат Бозумбаев заявил, что не всем дачникам будут восстанавливать дома.

«Для людей, у которых дачи являются жилищем, если на момент объявления ЧС у них на праве собственности нет другого жилища, и если эта дача после обследования окажется неприспособленной для проживания, местный исполнительный орган купит дом или квартиру. Но этим людям придётся отдать дачу акимату, акимат её снесет. На этом месте больше ничего строить не будем. Передадим в лесхоз, и пусть там лес растет».

Власти говорят, что на восстановление требуются большие деньги. По предварительным подсчётам, на жильё  планируется потратить более 200 миллиардов тенге.

Читайте также:

Лента новостей

все новости