Визовый режим с ЕС, автоперевозчики и маршруты нефти: о чём рассказали в МИД РК

cover коллаж Orda.kz

Заместитель главы МИД РК Роман Василенко рассказал об отношениях Казахстана с Евросоюзом. В том числе о релокации европейских компаний, предстоящих визитах и взаимной торговле.

Казахстан считает Европу одним из важнейших международных партнёров и прикладывает усилия для расширения сотрудничества. На долю ЕС приходится 30% торговли страны, сообщил заместитель главы МИД РК Роман Василенко на брифинге в Службе центральных коммуникаций, передаёт Оrda.kz.

Василенко отметил, что сейчас идут переговоры о релокации в Казахстан британских, чешских и других европейских компаний. Конкретные названия он не привёл, сославшись на коммерческую тайну.

"За 2022 год объём товарооборота превысил показатель 2021 года на 27,6%, достигнув 40 млрд долларов США. Это рекордные цифры с момента выхода Великобритании из состава ЕС", – заявил заместитель министра иностранных дел.

Визовый режим

C 1 марта Казахстан действительно будет находиться в перечне стран, для граждан которых отныне будут требоваться дополнительные консультации при выдаче шенгенской визы.

По словам Василенко, речь идёт не о каком-то чёрном списке, в котором давно находятся все соседи по региону, и даже Армения и Азербайджан, хотя они кандидаты на упрощённое получение визы в ЕС. Казахстан попал в список по просьбе одной из стран Евросоюза. Какой, выясняют дипломаты.

Меж тем рассмотрение заявок граждан РК на получение визы, как и прежде, занимает максимум 15 дней.

В МИДе отметили, что сейчас в рамках соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС и его государствами-членами начинаются переговоры об облегчении визового режима. Они включают в себя:

  • уменьшение стоимости виз для граждан Казахстана;
  • сокращение количества документов;
  • сокращение сроков рассмотрения заявок.

При этом Казахстан ввёл безвизовый режим для всех граждан ЕС в 2017 году. Его приостанавливали лишь на время пандемии и возобновили с января 2022 года.

Как казахстанские автоперевозчики будут ездить в Европу

Недавно Польша закрыла погранпункт для грузовиков из неевропейских стран. Причиной стали разногласия с Беларусью, которая подвергла репрессиям представителей польского меньшинства в стране. Подробности – в материале Orda.kz. В результате 400 дальнобойщиков из Казахстана с трудом смогли вернуться на родину. Сейчас перевозчики смогут свободно передвигаться по европейским дорогам, но через литовские КПП.

"Усилиями МИИР и наших посольств вопрос был оперативно решён. Теперь потоки грузовиков из Польши пойдут через Литву. В целом к нам там относятся положительно. Наши транспортные компании работают над доставкой грузов в европейские страны", – сказал Василенко.

Европейские депутаты и расследование Кровавого января

Прозвучали вопросы и о событиях Кантара. В частности, журналисты поинтересовались, почему власти Казахстана не допустили иностранных специалистов для международного расследования. Как пояснил Василенко, "законодательство Казахстана не предусматривает международные расследования по событиям в Казахстане".

При этом комиссия по расследованию при британском парламенте, как выяснилось, была создана юридической фирмой и является частной, а не парламентской инициативой. Именно поэтому МИД Казахстана не считает нужным сотрудничать с ней.

Также дипломат отметил, что Казахстан принимает меры, чтобы не попасть под вторичные санкции из-за поставок санкционных товаров в Россию. Летом в стране ожидают визитов европейских партнёров, которые планируют посетить Международный форум Астаны, который пройдёт в столице 8–9 июня. Он станет платформой для диалога высокопоставленных делегатов зарубежных правительств, международных организаций, бизнеса и научных кругов с целью поиска путей решения таких проблем, как изменение климата, нехватка продовольствия и энергетическая безопасность.

Лента новостей

все новости