«Виновен в том, что умер». Кто ответил за гибель четырёх сотрудников «ЕМС Агро» в яме со свиными фекалиями?

cover Коллаж Orda.kz

Почти два года назад в СКО четверо работников спустились в сточный колодец, чтобы залатать насос, который откачивает отходы от разведения свиней. Никто не поднялся обратно. Обвинили одного из четырёх сотрудников, который якобы самовольно решил заняться починкой и в результате погубил себя и команду. Делить с ним ответственность выпало человеку, который решает вопросы безопасности труда. Так ли всё на самом деле, или здесь замешаны уважаемые люди, которые не хотят пачкать репутацию — рассказывает Orda.kz.

Ужасная смерть

ТОО «EМС Агро» занимается разведением свиней и не только. В целом мясом. Тайыншинский мясокомбинат находится в Северо-Казахстанской области. В своём инстаграме они бодро заявляют, что это безопасные продукты для семьи. Всю опасность, видимо, берут на себя сотрудники.

«Это самая, с полной уверенностью заявляем, „наивкуснейшая“ колбаса, вкус которой знаком вам с детства!!!» почему в  инстаграме пишут  в кавычках «наивкуснейшая», неизвестно.
Фото: Акима Северо-Казахстанской области
Фото: акимат Северо-Казахстанской области

Свиней, которых разводят на предприятии, забивают там же. Продукты их жизнедеятельности нужно как-то утилизировать.

В компании решили построить колодец метров восемь глубиной и оборудовать его специальным насосом, чтобы автоматически откачивать навоз. 

Август, жара — всё это разлагается и выделяет отравляющие вещества.

До несчастного случая, как говорит один из сотрудников, колодец работал меньше месяца. Группа из четырёх человек первого августа была вынуждена спуститься в смрадную яму, чтобы залатать шланг, который без участия людей должен был очищать содержимое колодца. Но построили колодец почему-то не по проекту. Нагрузку шланг не выдерживал, рвался — приходилось латать.

Фото: акимат СКО. Мясокомбинат
Мясокомбинат. Фото: акимат СКО
Читайте также: Четыре человека погибли на свинокомплексе на севере Казахстана

Кто строил колодец и почему он стал смертельной ловушкой?

Роману Ахметжанову на момент смерти было 32 года. Именно он занимал должность начальника службы канализационно-очистных сооружений. Ещё трое погибших — 28-летний Руслан Дуйсенов, 57-летний Сергей Шахаев и 23-летний Иван Петровский — были операторами КНС (службы канализационно-очистных сооружений).

В графе «травмирующий фактор» значится слово «утопление». Отходы в основном собирались в одном из трёх корпусов свинокомплекса — там, где животных откармливают (два других — искусственное осеменение и ферма доращивания). В каждом павильоне около тысячи свиней. Стоят специальные ванные, где собирается навоз. 12 штук на 60 кубов жидкости. 

Всё это через канализацию попадает в колодец, тот самый, который якобы ввели в эксплуатацию 3 июля 2023 года. Там отходы должны были автоматизировано перекачиваться из канализации в лагуны (искусственные озёра). Но этого не произошло. Когда туда спустились рабочие, септик был наполнен на 75 %. Автоматизированный шланг лопнул накануне, его чинили, но он всё равно протекал.

Фото: Петропавловск News
Фото: Петропавловск News

В 12:28 в колодец с насосом и шлангом спустился Дуйсенов, через четыре минуты — ещё два работника, ещё пара минут — и возле колодца никого нет. Так описывают хронологию событий по камерам видеонаблюдения в материалах дела.

В 20:30 управляющему фермами позвонила жена одного из мужчин, которые спустились в колодец. Сказала, что её муж не вернулся с работы. Руководитель и другие сотрудники подошли к новому септику и стали светить внутрь фонариками от телефонов. Увидели подошву обуви и часть рабочего костюма, решили вытащить. Костюм оказался не пустым — внутри него был человек. Фекалии из ямы выкачали и достали всех четверых.

Читайте также: Не было веревки, чтобы вытащить тела: подробности гибели 4 человек на свинокомплексе в СКО

ТОО «EМС Агро» — успешный и сильный игрок на рынке, стабильно расширяет своё производство. Сейчас компания хочет иметь 200 тысяч голов скота. Ещё недавно планировали 100 тысяч. К каждому этапу тщательно готовятся, регулярно разрабатывают проекты и показывают, в какой мере бизнес нанесёт вред окружающей среде.

Информации о вводе в эксплуатацию конкретно этого колодца не отыскать. Но известно, что строительством занималось АО «АзияАгроФуд». Септик, который стал братской могилой, вообще должен был быть устроен иначе.

После гибели рабочих завели уголовное дело, стали разбираться. Во время следствия опрашивали менеджера по строительству АО «АзияАгроФуд». Он рассказал, что 3 мая 2023 года пришло письмо от заказчика ТОО «ЕМС Агро», что не надо строить цех сепарации, а выполнить строительство проектируемой КНС 08/1 (тот самый септик) из железобетонных колодцев. Всё делали согласно требованиям типового проекта 901-09-11, в соответствии с которым конструкция должна была иметь крышку, люк, лестницу.

У септика, в котором погибла группа людей, даже по тому проекту и акту приёма, который предоставили в суде (у нас этих документов нет), отсутствовали очень важные детали.

На вопрос, почему на колодце не было крышки, люка, лестницы, менеджер строительства пояснил: колодец КНС 08/1 оставили таким из-за того, что в колодец установили металлическую конструкцию, которая выступала над септиком. Эксперт технического надзора ТОО «КазАгроКапитал» также пояснил, что строительные работы не завершили, акт ввода в эксплуатацию не подписали.

Можно остановиться очень подробно на том, кто является учредителем ТОО «ЕМС Агро». И подрядчик, и заказчик злополучной ямы были между собой связаны.

Скриншот связей. Kompra.kz
Схема связей. Инфографика Kompra.kz

Вообще у компании очень много «знакомых».

Скриншот связей. Kompra.kz
Схема связей. Инфографика Kompra.kz

 У АО «АзияАгроФуд» в списке учредителей значится ТОО «KazFoodProducts», у «ЕМС Агро» тоже.

Когда компания решила увеличить число свиней с 50 до 100 тысяч голов, четыре миллиарда инвестиций от АО «Baiterek Venture Fund» оказались очень кстати.

«ЕМС Агро» и АО «Baiterek Venture Fund» аффилированы. У них общий учредитель. Через «одно рукопожатие» есть прямой выход на Национальный управляющий холдинг «Байтерек». Это никакой не секрет, просто для понимания охватов. 

«В августе 2021 года введён в эксплуатацию инвестиционный проект по расширению свинофермы для забоя товарного стада с 50 000 до 100 000 голов в год для производства мяса свинины и колбасных изделий в городе Тайынши Северо-Казахстанской области. Общая стоимость инвестиционного проекта составляет 5,2 млрд тенге, из которых инвестиции АО "Baiterek Venture Fund" — 3,9 млрд тенге. Средства фонда были направлены на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования для содержания животных, а также на закупку племенного поголовья и пополнение оборотных средств. В рамках проекта создано 270 постоянных рабочих мест. При выходе проекта на плановые мощности ожидается, что объём налоговых платежей в бюджет составит более 228 млн тенге в год, а объём реализации продукции превысит 11 млрд тенге. В рамках проекта планируется выход на экспортные рынки — Российскую Федерацию и Китай»,говорится на сайте Qazaqstan Investment Corporation.

Фото: Qazaqstan Investment Corporation
Фото: Qazaqstan Investment Corporation

Ещё спустя полгода после таких щедрых инвестиций указом акима компания получает в управление земли на 18 лет.

Скриншот: https://ozo-tsh.sko.gov.kz/old/page/read/Zemelnaya_komissiya_Predostavlenie_zemelnyh_uchastkov.html
Скриншот: https://ozo-tsh.sko.gov.kz/old/page/read/Zemelnaya_komissiya_Predostavlenie_zemelnyh_uchastkov.html

До конца ноября 2022 года акимом СКО был Кумар Аксакалов, сейчас он занимает пост главы Костанайской области. В прошлом году там был большой скандал, ОПГ с участием чиновников украла очень много денег. 

Читайте также: Мясная мафия украла из бюджета Казахстана более трёх миллиардов тенге

В статье от первого декабря 2022 года под названием «Что сделал Кумар Аксакалов на посту акима СКО» среди перечисления итогов действительно грандиозной работы упоминается и развитие «ЕМС Агро».

«Запустили вторую очередь свинокомплекса „EMC Агро“, поголовье довели до 100 тысяч. Начали строительство третьей очереди фермы с расширением с 100 до 200 тысяч голов. Эта будет самая крупная ферма в стране».

Дорогой и хорошо описанный, рассчитанный на период с 2022 по 2031 года проект подробно описывает систему канализации. Мы не знаем, приняли программу или нет, но точно рассматривали. Компания всё планировала делать за свой счёт. Публичные обсуждения должны были пройти 23 февраля 2023 года, как раз незадолго до того, как колодец стали эксплуатировать.

Комиссия по расследованию несчастного случая установила, что КНС 08/1 строили не по переработанному проекту «Строительство фермы для выращивания свиней, Новоновановка Тайыншинского района СКО. Расширение до 100 000 голов товарного стада в год» .

По проекту КНС 08/1 должен был иметь модульную насосную станцию заводского изготовления, а именно колодец закрытого типа с установкой погружного насоса SL1.50.65.15.2., кабеля 10 м, P1/P2.2/2,15кВт 3,8 АЗ-400-415 BDN 65 Grundfos с системой включателей.

Вместо этого в колодец просто установили металлическую конструкцию, с помощью которой опускали и поднимали насос лебёдкой. Может быть, хотели сэкономить. Чтобы откачивать фекалии, использовали гофрированный шланг, который не предназначен для этого. Этот шланг постоянно рвался, и его приходилось латать. Ради этого четверо рабочих и спустились в колодец навстречу своей гибели.

Итого мы имеем: нет акта приёма насоса (подписанного); в эксплуатацию колодец надлежащим образом не ввели; на строительстве, судя по всему, сильно сэкономили и торопились, ведь пошли совсем не по проекту. Деньги на всё это были, а если и не было, можно было попросить у влиятельных друзей с общим учредителем. Позже окажется, что сэкономили не только на этом, но и на количестве людей, которые организовывают безопасные условия труда, и на средствах индивидуальной защиты.

Где корни халатности? Почему не подписали акт приёма, но при этом уже начали эксплуатировать колодец?
«Имеющийся в материалах дела акт рабочей комиссии по приёмке в эксплуатацию системы КНС ФДО от 3 июля 2023 года, которым канализационный колодец КНС 08/1 был принят в эксплуатацию, суд не может расценить как законный документ», говорится в материалах дела суда первой инстанции. 

Найти виновного

Специалист по технике безопасности Артём Музыка и руководитель службы по очистке канализационных сооружений Роман Ахметжанов, погибший в колодце, стали обвиняемыми. Романа Ахметжанова на суде представляют родители.

«У моего сына (Романа Ахметжанова) был трудовой договор. Он там числился как оператор очистных сооружений, но никак не начальник. Уже у них должностные инструкции, они его делают именно начальником. Подпись в приказе, в котором он был назначен ответственным за защиту безопасности охраны труда, она подделана», начинает с деталей мать погибшего Романа Ахметжанова, Клавдия.

Женщина бьётся за справедливость уже второй год. Ведь сегодня, когда мы пишем об этой истории, впереди ещё одна тяжба.

Читайте также: Трагедия на свиноферме: в СКО вынесли приговор по делу о гибели рабочих

В первом обвинительном акте Артёма Музыку обвиняли в том, что он не организовал безопасные условия труда, будучи за это ответственным. Колодец запустили 3 июля, и мужчина должен был провести все необходимые мероприятия.

Но, как оказалось, до 25 июля Музыка был в отпуске. Трагедия произошла 1 августа. Мужчина на момент ЧП был единственным человеком, который должен был организовывать безопасные условия труда. Уже одно это странно и неправильно, учитывая масштабы и характер производства. Свиноферма — всё-таки не теплица. Когда Музыка вышел из отпуска, он ещё целую неделю не знал, что колодец вообще работает

«Согласно межотраслевым нормативам, численность служб охраны труда в той организации, где я работал, должна была быть почти пять тэбэшников. А я был там один. И когда я вышел из отпуска, я занимался другими вопросами. На эту площадку, где расположен колодец, я даже не заезжал. Попал я туда только в тот вечер, когда ребят уже начали искать. Точнее, уже поняли, где они, и сообщили. Мне в том числе вменяли отсутствие контроля. Я и у прокурора спрашивал, и перед судом ставил такой вопрос — больше риторический — каким образом я должен контролировать всё, если я один на такую организацию? Это физически невозможно», подчёркивает Артём Музыка. 

Суд первой инстанции вынес Роману Ахметжанову и Артёму Музыке — сотрудникам ТОО «EМС Агро», —оправдательный приговор.

«В суде мы доказали, что акт ввода, который есть, был подписан в одностороннем порядке со стороны заказчика строительства и утверждён директором. В комиссии были как раз управляющий фермами, главный инженер, главный ветврач и энергетик. Но в таком строительстве акт ввода подписывается со стороны заказчика, подрядчика, технического и авторского надзора! И этот акт ввода потом направляется в ГАСК (градостроительный контроль), чтобы ГАСК понимал, что строительство завершено, объект эксплуатируется. В ГАСК этот акт ввода направили только в ноябре. По сути, через четыре месяца после несчастного случая. Акт, который есть в материалах дела, нелегитимен, он силы просто не имеет. Объект не считается принятым в эксплуатацию, тем более что тот, кто его строил, сказал: там, в этом колодце, должны быть крышка, люк и лестница. И этого они там не сделали. Каким образом можно эксплуатировать просто колодец глубиной восемь-девять метров, если там даже лестницы нет?»объясняет Музыка. 
«В силу сложившихся объективных обстоятельств ни Ахметжанов, ни Музыка как специалисты среднего звена, зависимые от руководства ТОО, не могли повлиять на условия труда, созданные им руководством ТОО „EMC Агро“, и им приходилось работать в предложенных работодателем условиях», — говорится в материалах дела. 

Прокуратура подала апелляционную жалобу. С точки зрения ведомства, Музыку и Ахметжанова оправдали необоснованно.

«На втором суде, в апелляционной инстанции, мы уже наизусть всё это выучили и сказали, что колодец в эксплуатацию не приняли, он находится в собственности другой организации. На каком основании руководство моей организации отправило туда людей, на каком основании владелец объекта допустил туда людей? Это же привело к несчастному случаю. Мы всё это разложили по полочкам, и тут на тебе: обвинительный приговор», вспоминает Артём Музыка. 

Апелляционный суд привёл доводы, опровергающие решение первой инстанции.

«Противоречивы и сомнительны выводы суда о том, что Музыка и Ахметжанов не имели какого-либо отношения к работе колодца КНС 08/1, поскольку последние достоверно знали о его строительстве, а Ахметжанов был непосредственным инициатором и лично участвовал в его постройке и оборудовании. После испытания и ввода в эксплуатацию колодец работал и обслуживался по назначению непосредственно работниками КОС под руководством Ахметжанова, что подтверждается показаниями свидетелей и проверочными документами. Прокурор обращает внимание, что суд отметил в своих выводах о ненадлежащем обеспечении средствами индивидуальной защиты и газоанализатором при производстве работ с КНС 08/1, что входило в прямые обязанности Музыки и Ахметжанова», сказано в апелляционном приговоре.

Суд отменил оправдательный приговор Аккайынского районного суда Северо-Казахстанской области от 4 июня 2024 года и вынес новый, обвинительный.

Роман Ахметжанов и Артем Музыка признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 156 УК РК (Нарушение правил охраны труда).

Роман Ахметжанов освобождён от уголовной ответственности в связи со смертью.

Артёму Музыке назначили наказание в виде двух лет ограничения свободы с пробационным контролем на этот срок. Ему запретили занимать должности, связанные с обеспечением техники безопасности и охраны труда, в течение трёх лет. На специалиста по безопасности лёг ряд ограничений, судебные издержки и 100 часов исправительных работ.

В деле есть одна странная деталь. Следователи обнаружили четыре тела, но при этом всего три мобильных телефона. Телефон руководителя подразделения, который поддерживал связь со своим начальником, на месте происшествия отсутствовал. Родственники направляли запрос, чтобы узнать, где находится устройство: они знали, что с 1 по 10 августа на него поступали сообщения. При этом смартфон не может работать 10 дней без подключения к сети и подзарядки.

Возникли подозрения, что телефон могли намеренно убрать, чтобы скрыть информацию. Возможно, в нём содержались данные о том, что погибших отправили в колодец по распоряжению руководства.

Когда доставали трупы, телефон того самого руководителя, — обвиняемого и погибшего Романа Ахметжанова, — не нашли.

«13 сентября 2023 года телефоны дали нам на опознание и выяснилось, что телефона сына нет. Дело о пропаже выдвинули в отдельное производство, которое приостановили в связи с тем, что нет виновного. Ни один телефон не может работать без подзарядки столько дней. А телефон сына был активен столько времени», обращает внимание мать погибшего Романа Ахметжанова.

По словам Артёма Музыки, само строительство, в результате которого погибла команда специалистов, — крупный проект стоимостью около 12–15 млрд тенге, и в него вложены инвестиции.

При этом если в строительстве задействованы государственные инвестиции или участие, односторонняя приёмка становится невозможной. То есть если бы компания всё делала по букве закона и в соответствии с проектом, четыре человека были бы до сих пор живы.

ТОО «EМС Агро» полностью взяло на себя организацию похорон и выплатило семьям погибших по 15 млн тенге. В качестве обвинителей в отношении Музыки и Ахметжанова представители компании не выступали.

Мать Романа Ахметжанова продолжит добиваться справедливости. Она не может поверить, что суд признал действия её сына уголовно наказуемыми. Компенсации не смогут вернуть отца, мужа и сына.

Четыре смерти. Виновны тот, кто погиб, и тот, кто не знал. Редакция будет следить за тем, как пройдёт рассмотрение кассации. Сейчас Музыка и мать Ахметжанова оспаривают решение апелляционного суда в последней инстанции, Верховном суде.

Читайте также:

Лента новостей

все новости