Великий мистификатор: каковы реальные кинозаслуги Ермека Турсунова?

В воскресенье, объявив себя чуть ли не павшим рыцарем, об эмиграции из Казахстана сообщил бывший председатель Союза кинематографистов, режиссёр, сценарист, продюсер, писатель Ермек Турсунов. Безусловный талант демагога и умение дружить с нужными людьми в какой-то момент сделали из него ключевую фигуру в казахстанской культуре. По крайней мере, по его мнению. Но при внимательном изучении профессиональной деятельности Турсунова можно обнаружить, что король-то, мягко говоря, не совсем одет.
Самый убыточный режиссёр
За 17 лет режиссёрской карьеры Ермек Турсунов снял восемь полнометражных картин, из которых до большого экрана добрались только шесть.
Премьеру фильма «Семь майских дней», рассказывавшего о громком нападении на инкассаторскую машину банка «БТА» в 2001 году, автор благородно отложил до выхода на свободу соавтора сценария Курманбека Артыкбаева, в 2011-м попавшего за решётку по «Хоргосскому делу».
Артыкбаева освободили в 2019-м, но про лежащий на полке фильм, ни Турсунов, ни другие его создатели так и не вспомнили. А жаль. Возможно, появился бы хоть один окупившийся проект.
К слову, «Семь майских дней», наряду с «Кемпiр» и «Жат», входит в ту часть фильмографии режиссёра, которую можно назвать «независимой» – то есть, созданной без участия государства. Остальные пять фильмов были сняты на деньги налогоплательщиков, принеся государству солидные убытки.
Кадр из фильма «Кемпiр»
Соотношение бюджетов и кассовых сборов картин Ермека Турсунова, профинансированных государством, выглядит следующим образом:
Келін (2008): бюджет – 99 млн тенге, сборы – 3,5 млн тенге;
Шал (2012): бюджет – 387 млн тенге, сборы – 59 млн тенге;
Кенже (2015): бюджет – 505 млн тенге, сборы – 4 млн тенге;
Шырақшы (2020): бюджет – 680 млн тенге, сборы – 10 млн тенге;
Бесмойнақ (2019-2021): 500 млн тенге, в прокат не выходил.
С «Бесмойнақ» получилось особенно интересно. Турсунов в своём прощальном посте пишет, что его картину якобы запретила к показу министр культуры и информации Аида Балаева. Правда, показы «Бесмойнақ» прошли ещё в 2022 году в Алматы и Астане, после чего создатели фильма благополучно о нём забыли. О запрете Турсунов начал говорить лишь за месяц до своего отъезда. И эта информация не подтверждена ничем, кроме слов самого Ермека Каримжановича.
Кроме того, Турсунов умалчивает, что вокруг фильма неоднократно бушевали скандалы. В частности, четыре года назад художник Куат Тлеубаев обвинил компанию Тursunovfilm в подделке его подписи в акте выполненных работ. Судебные разбирательства шли очень долго, и практически каждый раз Тлеубаев их выигрывал, но никаких санкций в адрес создателей фильма не последовало. Забавно, что, пытаясь объясниться, Турсунов сослался на некое ограбление, в котором очень удобно были похищены оригиналы договора с художником.
Таким образом, на фильмы Турсунова было выделено свыше 2 миллиардов тенге, из которых удалось вернуть около 80 миллионов. И это без учёта традиционной доли кинотеатров, которая составляет не менее 50%. Это делает его самым убыточным режиссером в истории независимого Казахстана.
В своём посте режиссёр сетует, что общий бюджет его картин составляет лишь половину от бюджета фильма «Томирис». Это важный момент. На протяжении многих лет Турсунов не без зависти поглядывал на экс-главу «Казахфильма» Акана Сатаева, снявшего масштабные проекты «Жаужүрек мың бала», «Томирис» и «Рассвет Великой степи», каждый из которых тоже вызывает немало вопросов. Но на фильмы Сатаева ходят люди – достаточно вспомнить недавний «Рэкетир 3», собравший в прокате свыше 1 миллиарда тенге. А на какую аудиторию рассчитаны ленты Турсунова, вряд ли кому понятно.
Кадр из фильма «Шал»
Впрочем, сторонники уехавшего режиссёра неустанно твердят о том, что он прославлял нашу страну на международной арене, его картины пользуются большим успехом на кинофестивалях. Но это не совсем так. Вернее, совсем не так.
Титулованный на словах
Началась режиссёрская карьера Турсунова действительно резво. Первый же его фильм «Келiн» попал в «оскаровский» шорт-лист, но не добрался до номинации.
Бравировать этим фактом Турсунов не перестаёт по сей день (опять же – читаем последний пост). Правда, зачастую упускается тот факт, что через несколько лет с таким же результатом свой поход за «Оскаром» завершил картина «Айка» Сергея Дворцевого, а единственный раз Казахстан был в пятёрке настоящих соискателей награды в 2008 году с картиной «Монгол».
Собственно, «оскаровский» шорт-лист и стал творческой вершиной Турсунова, как режиссёра. Нет, периодически его фильмы где-то два участвовали, но, в основном, это были фестивали в странах СНГ.
Особенно его фильмы полюбил российский «Киношок» в Анапе, который среди кинематографистов постсоветского пространства известен, как «фестиваль водки у воды».
Кадр из фильма «Шырақшы»
Примечательно, что с месяц назад на площадке Exclusive.kz вышло интервью с Турсуновым, в котором его называют ни много, ни мало самым титулованным режиссёром Казахстана. На самом деле, пальму первенства по наградам и участию в кинофестивалях последние десять лет плотно удерживает Адильхан Ержанов. Также в том материале говорится, что Турсунов – единственный казахстанский режиссёр, чьи фильмы были трижды выдвинуты на соискание «Оскара». Хотя ровно такое же количество выдвигались и картины вышеупомянутого Сатаева.
Большая же тройка главных кинофестивалей – Берлин, Канны, Венеция – ничего не знает о фильмах Турсунова.
Сам мэтр снисходительно называет награды «орехоколами», не забывая напомнить о своих мифических заслугах и как чуть ли не с половиной Голливуда пил, ел и братался. Пусть никаких подтверждений этому нет.
Впрочем, есть два свидетельства пересечения экс-главы СК с западным кино. Премьера фильма «Жат» состоялась в Торонто (чтобы вы понимали, в этом же году на той же площадке демонстрировался фильм «Ограбление по-американски» Сарика Андреасяна!). Плюс работа над сценарием к «Ближнему бою» Еркена Ялгашева, в котором снялись Эрик Робертс, Боло Йенг и Дэвид Кэррадайн, а профинансирован проект был «пивным королем» Шымкента Тохтаром Тулешовым, осуждённым в 2016 году.
Председатель, дававший пустые обещания
В феврале 2018 года на внеочередном съезде Союза кинематографистов после заключения ревизионной комиссии, возглавляемой Канатом Торебаем, верным соратником Ермека Турсунова, был лишен поста председателя организации режиссёр Ахат Ибраев, а на его место заступил Ермек Каримжанович.
Одним из ключевых пунктов его предвыборной программы было возвращение Дома кино кинематографистам. При этом новоизбранный глава СК ссылался на дружбу с тогдашним министром культуры и спорта Арыстанбеком Мухамедиулы и некими олигархами, которые «купят Дом кино под него».
Затемнение.
Титр «Прошло шесть лет».
Арыстанбек Мухамедиулы отправился в тюрьму (вообще, в каждой «серии» есть персонаж, который обязательно оказывается за решеткой), никакие олигархи Дом кино не выкупили, а Турсунов тихо покинул свой пост, переквалифицировавшись в… стэндаперы.
А на прошлой неделе композитор Алим Заиров выложил фото интерьера Дома кино, который все эти шесть лет оставался элитной заброшкой на границе «золотого квадрата» Алматы. Остаётся вопрос: что делал председатель СК Турсунов все шесть лет своего председательства?
Фото: Threads Алима Заирова
P.S. Ермек Турсунов покинул страну, которая влупила в его проекты два с лишним миллиарда тенге, хлопнув дверью, в тот момент, когда у него, кажется, наконец решили спросить: «Где деньги?» В своих бедах он обвинил и Антикор (который, правда, тут же открестился от каких-либо преследований режиссёра), и всех последних министров культуры (за исключением Мухамедиулы, которого он даже пожалел в одном из интервью), а также в очередной раз напомнил, что «Томирис» дорого обошёлся стране. И ни разу не задался вопросом: «Если все вокруг виноваты, то, может быть, дело во мне?» Что ж, можно пожелать непонятому гению удачи на новом месте.
P.P.S. Согласно посту того же Алима Заирова, сейчас появился меценат, который готов вложиться в ремонт Дома кино. Если бы не Турсунов и Торебай, это могло произойти в том самом 2018 году, когда СК руководил Ахат Ибраев.
В материале приводится личное мнение автора, которое может не совпадать с суждением редакции «Орды».
Читайте также:
Лента новостей
- Миллиардер из списка Forbes вложит 20 млн долларов в добычу редкого минерала в Казахстане
- Картофель гниёт на полях: засуха ударила по аграриям Туркестанской области
- Экстремист из Шымкента получил срок за призывы к убийствам
- 22-летний участковый покончил с собой в Западно-Казахстанской области
- Полуголая девушка станцевала на крыше перед окнами Дома правительства в Астане
- Казахстан поднялся на пять позиций в мировом рейтинге миролюбия
- Горячая вода хлынула на дорогу из-за прорыва теплотрассы в Алматы
- Станет ли Тасмагамбетов президентом? Давление России по АЭС и стиль увольнений Токаева объясняет политолог Абишев
- Новые правила въезда в Россию для казахстанцев: обязательно ли подавать заявку заранее?
- Halyk Bank получил престижную награду EMEA Finance за успешную сделку на 300 млн долларов
- Девушку в никабе избили в Атырау — видео попало в Сеть
- Ребёнок вернулся из детдома седым: медсестру роддома и приёмных родителей судят за «дарение» детей в Караганде
- Пять лет за еду: как сельский тракторист работал на полицейского и остался ни с чем
- Как выиграть тендер с фейковыми бумагами — и почему это до сих пор работает
- Столкновение грузовика с тепловозом в ЗКО: утечки опасных веществ нет
- Жара спадает: прогноз погоды на 24 июня
- Трамп: «Израиль и Иран договорились о прекращении огня»
- Куда звонить казахстанцам, застрявшим в Катаре и ОАЭ, рассказали в МИДе
- Удар Ирана по американской авиабазе в Катаре: что известно к этому часу
- Посольство Казахстана в Катаре обратилось к казахстанцам