Вагончик тронется: в Темиртау начали восстанавливать трамвайные пути

cover Фото: orda.kz

Бывшие работники трампарка и жители города добивались этого больше года. 

За время пока «АрселорМиттал Темиртау» стоял у руля Карагандинского металлургического комбината, трамваи пришли в негодность, возить на них людей стало опасно. О приостановлении движения АМТ заявил в январе 2023-го. После жители Темиртау стали замечать, как ночами бригады начали срезать провода. Темиртаусцы завалили местный акимат жалобами, записывали даже видеообращения к президенту и требовали вернуть трамваи.

«Для нас это очень важно, для нас это не просто транспорт, для нас это часть истории, часть нашей жизни. Темиртау немыслим без трамваев. Все общественники за это дело бились очень долгое время. Это очень важно, это визитная карточка Темиртау. Фраза оскомину уже набила, но это действительно так. Когда наш бывший инвестор говорил о том, что это экономически нецелесообразно — ну это полный бред. Причём здесь экономика и жизнь людей простых, которые в этом находят удовольствие, какое-то счастье для детей покататься на трамвае. Вот дороги, по которым мы ходим. А они не целесообразны с точки зрения экономики! За них надо платить, надо асфальт класть, подметать, но это наша жизнь человеческая! Также и трамвай, он не может быть убыточный или доходный. Это непосредственно то, чем мы живём. Не надо деньги ставить выше людей! К тому же, это экологически чистый вид транспорта»,   говорит активист Темиртау Станислав Войцеховский. 
На фото: Станислав Войцеховский

 Экология в Темиртау одна из самых грязных в Казахстане, говорят жители, а потому экотранспорт городу нужен. Его запустили больше 60 лет назад. Сначала трамваи возили рабочих на металлургический комбинат и обратно. После жители стали ездить по маршруту за символическую плату. В последние годы проезд для темиртаусцев стоил 50 тенге.

Для работников трамвайного парка его закрытие стало настоящим шоком. 

«Вы знаете, у меня просто нервы взрывались, когда закрыли парк, жизнь будто оборвалась. Мы боролись за него. Нам предоставили работу на комбинате, кому на коксохиме, кому на аглофабрике, но кто-то не смог там работать. Я, например, не смогла по состоянию здоровья, я аллергик, а там вредное производство. И потом, 25 лет отработать в трампарке на одной работе — это говорит о многом. Я уволилась. Очень многие хотят вернуться, потому что у всех возраст за 40-45. Мы, как бывшие работники, ждём, надеемся, что парк восстановят, что мы вернёмся, что нас позовут, что вспомнят»,  поделилась бывший водитель трамвая Татьяна Фадеева.
На фото: Татьяна Фадеева

 Аким Темиртау признается, что вопрос о восстановлении трамвайного сообщения был в числе самых приоритетных на переговорах с новым инвестором Карметкомбината. 

«Проект достаточно дорогой. По нашему предварительному расчёту, его стоимость выше 10 млрд тенге. Поднять этот проект за счёт средств городского бюджета невозможно. Очень отрадно, что эти проекты, как и многие другие, были включены в программу развития Темиртау, как моногорода», — говорит аким Темиртау Ораз Таурбеков.
Фото: orda.kz

 На первом этапе инвесторы намерены полностью заменить рельсовое плотно, протянуть электрический кабель, восстановить депо. 

«Проект будет реализован в течение ближайших 2-3 лет. В будущем мы планируем покрыть 30 км протяжённости трамвайным транспортом. На первом этапе закупим два трамвая, в последующем с увеличением. Но это пока обсуждается. Возможно, их будет десять в будущем. В текущем году уже будет запуск пилотного участка, уже прямо трамвай проедет и перевезёт первых наших пассажиров. Более-менее реалистичный срок для нас — это июнь»,  рассказал официальный представитель компании «Qarmet» Талгат Темирханов.
Фото: orda.kz

Пока неизвестно, на чьём балансе останется трамвайный парк. Но аким считает, что правильнее было бы передать его городу. В последнее время работал только один маршрут. Когда-то их было три. У Кармета не будет заинтересованности развивать трамвайное движение в других районах города, считает аким.

«Какие преимущества даёт использование трамвая как общественного транспорта? Во-первых, это будет официальный маршрут. На этом официальном маршруте будет установлен тариф. А поскольку это не социально-экономический проект, он должен окупаться. Неокупаемая часть будет субсидироваться, как и все наши 22 пассажирских маршрута из городского бюджета. Мы с 1 мая систему Онай внедряем. Если это будет нашим официальным пассажирским транспортом, будет электронная система оплаты, и Кармету не составит никакого труда по персональным карточкам сделать проезд бесплатно для своих работников», — считает Ораз Таурбеков.
Фото: orda.kz

 Пока темиртаусцы наблюдают, как подрядчики Кармета начали замену наиболее изношенной части рельс в районе заводоуправления Карметкомбината.

Лента новостей

все новости