В Астане арестовали застройщиков долгостроев, подозреваемых в миллиардных хищениях

В Астане возбудили уголовные дела по факту мошенничества в отношении двух застройщиков четырёх проблемных домов. От их действий пострадали более 200 дольщиков, которые ждут правду и ключи от квартир больше 10 лет. Orda.kz разбиралась в истории столичных долгостроев.
Спустя 10 лет лёд тронулся: по обращениям дольщиков четырёх проблемных ЖК в Астане возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество» в отношении учредителей двух компаний – ТОО «Нурлы-Жол-К-2008» и «Строительная компания Astana Building».
Подозреваемых в хищениях и растрате 2 млрд тенге, принадлежащих дольщикам, неделю назад арестовали и водворили в СИЗО.
«ЖК "Ордабасы" строится почти 11 лет. Застройщик привлёк деньги дольщиков, несмотря на отсутствие разрешения, но обязательства не исполнил. Собрал сумму в размере 450 млн тенге, а дом построил на 300 млн. Второй застройщик, который тоже не имеет разрешения на строительство, тоже привлёк деньги дольщиков. Люди обратились в органы следствия, возбуждено уголовное дело», – сообщил адвокат потерпевших Жанарбек Бектемиров.
В борьбе за свои квадратные метры дольщики ЖК «Ордабасы» потратили 10 лет, здоровье и даже жизнь. Некоторых из них уже нет в живых.

Дольщица Санобар Сайпиллаева в 2013 году продала квартиру, чтобы купить жильё в Астане. Риелтор подсказала, что ЖК «Ордабасы» – перспективный, а застройщик – надёжный.
«Она показала план города. Говорила, что в дальнейшем на этом месте планируется строительство ЭКСПО. Заверила, что компания надёжная, и я пошла на поводу, так как хотелось быстрее вложиться и получить квартиру», – рассказывает Санобар.
Позже выяснилось, что застройщик «Строительная компания Astana Building» не имел разрешения на привлечение денег дольщиков. Чтобы успокоить людей, учредитель кормила их обещаниями, а в 2017 году даже возобновила стройку, которая через некоторое время снова заморозилась.
Долгие годы дольщики верили обещаниям и ждали, пока не заподозрили мошенничество. Выяснилось, что проблемный дом и земельный участок долгостроя переданы в качестве залога для получения кредита в размере 1 млрд тенге банку, который впоследствии обанкротился и закрылся.
«Мы узнаем, что наш объект заложен в банке Qazaq Banki. И через пару месяцев этот банк закрывается. Понятно, что умысел был. Но когда мы пошли в ДП и сообщили, что это – мошенничество, почему-то нас не услышали. Мы требовали возобновить дело, но акимат нас не принимал», – рассказывает Санобар Сайпиллаева.
По факту мошенничества в 2020 году дольщики обратились в полицию. Дело было возбуждено, но потом закрылось за отсутствием состава преступления из-за неверных результатов экспертизы.
"Дело расследовали целый год и закрыли за отсутствием состава преступления. И лишь когда дольщики обратились в прокуратуру города, они отменили решение и направили дело на дорасследование. По нему созданы следственно-оперативные группы. По указанию прокуратуры города органы следствия устанавливают причастных к правонарушению лиц и их имущество для обеспечения гражданского иска», – сообщил адвокат Бектемиров.
Второй объект – ЖК «Актау сити» – строится с 2020 года. Дольщики должны были получить ключи в 2022-м, однако стройка до сих пор заморожена. У генподрядчика – ТОО «Нурлы-Жол-К-2008» – не было даже разрешения на строительство.
«ТОО «Нурлы-Жол-К-2008» вошло в качестве генподрядчика. Заказчиком было ТОО «Ертау». При этом последний якобы не знал, что генподрядчик продаёт квартиры и ведётся стройка. Хотя продажи шли целый год, но ТОО «Ертау» не принимало никаких мер. А сейчас они якобы ни при чём. Но в это трудно поверить», – считает адвокат Бектемиров.
С трёх объектов застройщик собрал 2 млрд тенге, однако на строительство потратил в разы меньше. Этот факт подтверждает экспертиза.

Учредителя генподрядчика недостроенных ЖК ТОО «Нурлы-Жол-К-2008» арестовали и водворили в СИЗО. Между тем заказчик пытался выставить виноватыми дольщиков. Им пришлось через суд доказывать своё право на уже купленное жилье.
«Ертау» хотел признать наши договора недействительными. Это ТОО подало иск в суд, но мы выиграли процесс. Говорить о том, что в «Ертау» ничего не знали, это нелепо, потому что в декабре 2020 года они заключили договор предварительного генподряда. И она (генподрядчик) там проводила работу, вела продажи. Сейчас она говорит, что денег нет, они вложены в строительство. Но там стоят голые сваи. Куда потрачены деньги – неизвестно», – говорит потерпевшая Мария Тарасова.
Когда дольщики получат долгожданные ключи от квартир – неизвестно. Им предстоит пройти судебную эпопею о передаче прав на объект жилищно-строительной корпорации дольщиков (ЖСК). Далее на спасение «Ордабасы» и «Актау сити» предложат скинуться инвесторам в обмен на свободные площади недостроенного объекта.
Читайте также:
Лента новостей
- Эскорт российских Су и турецких F-16: стало известно, как Путин доберётся до Будапешта
- Тысячи тонн казахстанского лука потерялись в России
- Россия разрешила ввозить пшеницу из Казахстана
- Тегеран заявил об утрате правовых оснований для санкций
- Кому выгодны «космические» цены на коммуналку в Казахстане?
- Димаш против Олжаса, языковой скандал и мохнатые трусы. Что обсуждали соцсети на неделе
- Земельный скандал в Алматы: аким взял вопрос на контроль
- Депутат Бапи посетил в колонии марафонца Жыланбаева: о чём он рассказал и чего не упомянул
- Премьер морозит цены. В армии РК снова волна смертей. «Орда» на конференции ОБСЕ
- Разрывное ДТП в Алматы: пять человек пострадали
- Бывший глава Антикора получил должность заместителя генпрокурора
- Киберпреступность в РК: откуда к нам лезут хакеры с мошенниками и как от них защититься
- Протесты зумеров на Мадагаскаре: временным президентом стал военный
- Беги, Фостер: куда делись обещанные боинги Air Astana?
- Цены на бензин заморозили: в Минэнерго объяснили, что это значит
- Днём ясно, ночью мороз — прогноз погоды на 18 октября
- Осторожно, высокое напряжение: астанчан предупредили об опасности у ЛРТ
- Тысячи дронов в обмен на Томагавки: о чём договорились Зеленский и Трамп в Белом доме
- Ребёнок чуть не умер в арысской больнице, а врач спал
- На фоне роста цен Минсельхоз предлагает ограничить вывоз говядины