В Актау снова очереди на газовые заправки. Кто виноват и когда это кончится?

В Актау вновь появились огромные очереди автомобилей перед заправочными станциями. Водители часами ждут, чтобы заправить свои машины автогазом. Голубое топливо в городе в большом дефиците. На этом фоне некоторые актауские АЗС просто закрылись и не работают. Корреспондент Orda.kz выясняла, что случилось.
О проблеме нехватки автогаза в Актау начали говорить ещё в августе. Но с приближением зимы эта тема в инфополе звучит чаще, и с такой же скоростью увеличиваются очереди на городских автозаправках. В социальных сетях только ленивый не выложил видео с километровыми очередями автомобилистов перед АЗС. И днём, и ночью эта вереница как будто не кончается. Гневные комментарии горожан о том, что проблема создана искусственно, местные власти не подтверждают, но и не опровергают.



Мы проехались по автозаправкам Актау и сами убедились — длинные автомобильные очереди в городе есть. Причём работают далеко не все станции, где заправляют сжиженным газом. Вход в некоторые из них преграждает шлагбаум — это значит, что там топлива нет. А на АЗС, где мы увидели столпотворение машин, ответили, что всем, кто стоит в очереди, газа не хватит.
«Я сегодня только открыл заправку. 10 дней назад я продал последний газ. По лимиту же выдают нам, три раза в месяц привозят. Из Жанаозена бочками. Но за два дня всё топливо кончается, и вот тебе очередь. За два дня всё продал, а потом ждём ещё неделю», говорит владелец небольшой АЗС в центре Актау.

Те, кто стоят в очереди, пытаются запастись автогазом впрок. Одна женщина, пока заправляла свою машину, звонила своим близким и советовала поторопиться — тоже приехать за топливом, пока оно не кончилось.
«Я из окна увидела, что открылась заправка, и сразу рванула сюда. Я в соседнем доме живу. Газа по всему городу нет в последнее время. Попробовала ездить на бензине — накладно. Сами посмотрите: я заправилась газом сейчас 53 литра — вышло чуть больше 3000 тенге. А бензин в четыре раза дороже выходит», говорит жительница Актау.

Литр сжиженного газа в Актау сейчас стоит 59 тенге. Это самая низкая цена по стране, в остальных регионах — на 15–30 тенге больше. Самый дорогой автогаз — в Алматы и Алматинской области: 89 тенге за литр. Водители в Актау жалуются, что дефицит голубого топлива в городе создаётся намеренно, чтобы поднять цены на него.
«Это всё коррупция! Вы не у нас спрашивайте, наверху там спросите, — возмущается пенсионер Амалбай Баулибаев. — Хотят повысить стоимость автогаза, поэтому специально создают дефицит. А сейчас он у нас дешёвый, почти что бесплатный. В моей семье две машины, и обе на газе. Пока не было голубого топлива, приходилось ездить на бензине, но это бьёт по карману».
В акимате Мангистауской области на запрос Orda.kz ответили, что дефицит сжиженного газа в регионе возник из-за внешнатной ситуации.
«Ежемесячно в Мангистаускую область поставляется 18 тысяч тонн сжиженного газа. Из них 16 тысяч тонн поступает с НПЗ „КазГПЗ“ в г. Жанаозене и ещё две тысячи тонн — с Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ). Однако из-за ремонта на АНПЗ в октябре произошёл перерыв в поставках газа с АНПЗ, и в регион было доставлено всего 17 тысяч тонн. Это вызвало временные очереди на некоторых АГЗС региона. Сейчас ремонт на АНПЗ завершён. В ноябре ожидаются поставки сжиженного газа в объёме 500 тонн в регион. Помимо этого, приняты меры по поставкам дополнительного объёма в количестве 828 тонн с ТОО „ПКОП“ и 300 тонн с ТОО „КазГПЗ“. Эта мера позволит стабилизировать ситуацию по обеспечению региона газом», сообщили в управлении энергетики области.
Мангистау — один из крупнейших потребителей сжиженного газа в Казахстане. В регионе практически каждый второй транспорт переоборудован на автогаз. Это можно понять не только по жёлтым наклейкам на машинах и нескончаемым очередям на газовых АЗС.

Как ответили Orda.kz в областном департаменте полиции, на территории области зарегистрировано 183 632 автомобиля, из них на 104 020 установлено газобаллонное оборудование (ГБО).
Как выяснилось, мангистауские автовладельцы делают это, чтобы сэкономить. В нефтяном регионе не все могут позволить себе бензин. Причём на газ переходят владельцы не только старых машин, но и хозяева дорогостоящих свежепригнанных внедорожников. Автомастерских по переоборудованию автомобилей в Актау предостаточно.

«Так сложилось, что на западе Казахстана предпочитают ездить на газе. Бывает так, что прямо из салона привозят мне машину, чтобы переоборудовать её. К примеру, покупают джип и пользуются им для выпаса скота. Расходов на топливо много, поэтому газ в этом плане выгоднее, чем бензин. К тому же им так удобно: закончился газ в баллоне, ездят на бензине, и наоборот. Как запасное топливо используют. Они же в степи пасут скотину, а там не везде есть заправка», говорит владелец автомастерской Куаныш Изимов.
Переоборудовать легковое авто на газовое топливо в Актау стоит от 180 000 тенге. Сюда входит и стоимость оборудования, и работа мастеров. Установить ГБО на крупный внедорожник стоит около 300 000 тенге, говорит Изимов. Даже несмотря на огромную нехватку автогаза в городе, желающих перейти на голубое топливо меньше не становится.
Впрочем, недовольство актаусцев дефицитом сжиженного газа растёт. Но эта проблема у горожан пока на втором месте — больше всего их сейчас волнует отсутствие отопления и горячей воды в домах. Из-за этого жители областного центра неоднократно митинговали и перекрывали дороги, требуя акима. Метод оказался действенным: после протестов коммунальщики оперативно восстанавливали подачу тепла и воды. К решению вопроса с автогазом люди ещё не приступали.
Автор: Динара Бекболаева
Читайте также:
Лента новостей
- Зловонные кучи в поле: в Актюбинской области сельчане задыхаются от запаха куриного помёта
- 15 лет за убийство 22-летней давности: в Костанае огласили приговор за преступление, совершённое в 2003 году
- «Антикитайские настроения поменялись»: как прошёл саммит с Си Цзиньпином в Астане
- «У нас полный контроль над небом Ирана» — Трамп
- В Туркестанской области нет массовой гибели скота из-за засухи и саранчи — акимат
- В Шымкенте до полусмерти избили водителя автобуса за требование оплатить проезд
- Китай подарит более 100 млрд тенге странам Центральной Азии
- В Сатпаеве в ДТП погибла 13-летняя девочка
- Казахстан может сам построить ТЭЦ, которые обещала возвести Россия
- «Давит и запугивает»: мать-одиночка заявила о внебрачном ребёнке от акима Мангистау и обратилась к Токаеву
- Чиновников акимата выгнали на улицу в Актюбинской области
- Китайский язык будет в школьной программе? Зачем Си Цзиньпину нужен Казахстан и почему США это не нравится
- Доллар подорожал сразу на пять тенге — несмотря на растущую нефть
- Карагандинские угольные шахты оснащают автоматическими системами пожаротушения
- «Иран не должен иметь ядерное оружие»: G7 сделала громкое заявление
- Токаев предложил объявить 2026-й годом науки и образования
- Суд признал незаконной реорганизацию крупного вагоностроительного завода
- Человечество не должно развиваться по законам джунглей: Си Цзиньпин выступил на саммите в Астане
- Где будут строить вторую АЭС в Казахстане, решат осенью
- Теплотрассу прорвало неподалёку от AlmaU в Алматы