В АФМ предложили изменения в УПК для противодействия отмыванию денег

cover

На портале "Открытые НПА" размещён для публичного обсуждения законопроект, который изменит уголовно-процессуальное законодательство по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Так, в АФМ предлагают ввести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. Например, разрешить конфискацию судом денег, ценностей и имущества преступного происхождения в отдельном производстве – на основании вступившего в законную силу приговора по уголовному делу, проводившемуся в отношении преступления, являющегося основанием для конфискации, когда такие преступные средства находятся за рубежом.

Кроме того, предлагается принять следующие меры:

  • ввести категорирование лиц, осуществляющих операции с деньгами или иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, путём отнесения их деятельности к категориям низкой или высокой степени риска;
  • исключить из числа субъектов финансового мониторинга Фонд социального медицинского страхования;
  • признать субъектами финансового мониторинга НАО «Правительство для граждан», брокеров и дилеров, являющихся членами товарной биржи;
  • включить в компетенцию соответствующих государственных органов по осуществлению контроля в отношении субъектов финансового мониторинга на предмет соблюдения требований законодательства;
  • возложить обязанности по регистрации в системе независимо от наличия или отсутствия сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, на субъектов финансового мониторинга;
  • исключить требования по проведению анализа регуляторного воздействия по проектам нормативных правовых актов в сфере отмывания доходов;
  • обеспечить возможностью передачи Агентству по финансовому мониторингу сведений об оформленных или забронированных билетах перевозчиками через автоматизированные системы и базы данных в режиме реального времени.

В АФМ считают, что предусмотренное расширение полномочий правоохранительных органов должно эффективно повлиять на финансовые расследования по делам об отмывании денег, финансировании терроризма, а также розыск преступных активов.

Фото: gov.kz

В агентстве отмечают, что «данные об объёме капитала, незаконно выведенного из Казахстана, достаточно противоречивы».

Так, в исследовании организации Global Financial Integrity (далее  GFI) говорится о $167,4 миллиарда, выведенных только за период 2004–2013 годов. В своих расчётах эксперты GFI выявляют фальсификации торговых документов, из-за которых становятся возможными вывод и отмывание денег, уклонение от уплаты налогов и пошлин, сокрытие прибыли на счетах в офшорах и т. д.

Другое исследование GFI показывает ежегодный разрыв в стоимости товарных потоков, циркулирующих между Казахстаном и его торговыми партнёрами, в $8,5 миллиарда, или более $85 миллиардов за период 2009–2018 годов.

Организация Tax Justice Network, в свою очередь, фиксирует ежегодный отток капитала из Казахстана на уровне $212 миллионов. А в 2021 году она оценивала объём размещённых казахстанцами богатств в офшорах в $45,7 миллиарда.

Вместе с тем данные Национального банка показывают, что с 2010-го по 2021 год валовый отток прямых инвестиций из Казахстана (преимущественно на Кипр, в Нидерланды, на Каймановы и Сейшельские острова) составлял около $4,5 миллиарда в год, или $53,4 миллиарда за весь период.

Лента новостей

все новости