«Ушёл служить без нашего ведома»: трагическая история срочника Ербаяна Мухтара
Солдат Нацгвардии Ербаян Мухтар, который больше полугода пробыл в коме, постепенно идёт на поправку. Тяжёлые травмы он получил, неся службу в армии, где по официальной версии он упал в туалете, ударившись головой. Родители парня не верят в это, утверждая, что его жестоко избили. На теле Ербаяна обнаружили множественные травмы, которые, по их словам, невозможно было получить при падении с высоты собственного роста. Журналист Orda.kz побывала дома у пострадавшего и поговорила с его родными.
Мать Ербаяна Мухтара зовут Гульсум Камиева. Она рассказала нам, каким её сын был в детстве, о чём мечтал и к чему стремился. С детства мальчик был добрым, активным, душой компании, семьи и всегда заряжал всех на добрые поступки. Больше всего Ербаян любил спорт, а именно — футбол. Ходил на тренировки в любую погоду и при любых обстоятельствах.
«Даже если у него температура, а на улице минус 40 градусов, он всё равно убегал на тренировку. Хотел стать тренером. Отучился в колледже и планировал поступать в университет, но перед этим решил сходить в армию. Несмотря на то, что рвение к службе мы в нём прослеживали давно, его уход в армию стал для нас неожиданностью», сказала мать Ербаяна.
После того как Ербаян утратил возможность ходить и говорить, в его семье практически перестали улыбаться. Все силы и ресурсы тратятся на то, чтобы обеспечить уход парню. Даётся семье это с трудом, как морально, так и материально. Денег у семьи Ербаяна нет, есть только надежда на восстановление. Чтобы поставить парня на ноги, требуется дорогое лечение за рубежом, но и для этого нужно сначала подлечиться. Неравнодушные казахстанцы уже собрали Ербаяну больше 140 миллионов тенге, и хоть цифра баснословная, её всё равно может не хватить.
Но брат Ербаяна говорит, что парню становится лучше. С тех пор, как его привезли из Алматы домой, в Астану, он медленно, но верно пошёл на поправку. Наурызбай Сакибаев уверен, что причина в качественном и заботливом уходе, которого не было в государственных клиниках.
«У моего братишки сейчас хорошее состояние, он наконец-то начал набирать вес. Домашний уход даёт свои плоды. Он начал выполнять все команды, которые дают ему врачи, сжимает руки. Он понимает, видит нас и слышит. Мы невербально коммуницируем. Сейчас он примерно как маленький ребёнок, по ощущениям. Душа немного успокоилась», сказал брат.
Как рассказывает Наурызбай, диагноз Ербаяну в итоге так и не поставили. Ни в Астане, ни в Алматы не дали никаких надежд на лучшее, а после выписки хотели отправить парня в хоспис. Но врачи, с которыми удалось повстречаться семье Ербаяна, говорят, что его нынешнее состояние и анализы вообще не совпадают с тем, на что уже способен пациент.
«Врачи говорят, что это безумие, потому что показания всех врачей вообще не совпадают с его состоянием. Он уже хорошо реагирует на происходящее. Есть надежда, что он встанет на ноги и снова начнёт говорить. Мы рассматриваем несколько зарубежных клиник и постепенно готовимся к поездке. Но для этого нужно ещё немного подождать», сказал Наурызбай.
Отец Ербаяна Хамит Айтмаганбетов рассказал, что его сын решил отправиться в армию, не предупредив об этом никого. Узнав, что юноша поехал проходить медкомиссию и перестал выходить на связь, он отпросился с работы и поехал в военкомат.
«Подбежал к окошку, спросил про сына, а мне ответили, что уже увезли всех. Спустя несколько часов, когда я вернулся домой, он позвонил матери и сказал, что их на машине забрали в штаб. Ербаян сказал, что они находятся в дороге в Кокшетау. Предполагаю, что на какое-то время у него забрали телефон, потому что он был не на связи», добавил он.
Отец парня признался, что, в отличие от матери, он был не против, чтобы тот отслужил в армии. Поскольку Ербаян хотел стать футбольным тренером, отец объяснил ребёнку, что для этого ему может понадобиться военный билет. Однако парень собирался идти на службу только осенью, пообещав обдумать всё ещё раз.
«Честно скажу, я его не заставлял. Я поддержал его стремление, не подозревая, что всё сложится так. Он ушёл в армию, мы думали, что всё будет хорошо. Но в разгар службы, 4 декабря 2023 года, мне позвонил командир его роты, офицер, и сообщил что Ербаян упал в туалете и ударился головой. Я заволновался и начал расспрашивать и него, как это случилось, но тот ответил, что всё нормально и положил трубку. Через пять минут он снова перезвонил и сказал, что мне нужно приехать в Алматы. Я в ту же минуту отпросился с работы и поехал домой за вещами», сказал отец.
Для того чтобы приехать в Алматы как можно быстрее, родители Ербаяна купили билет на ближайший ночной авиарейс, оставили младших детей с родственниками и отправились в воинскую часть:
«Супруга плакала уже по дороге. С нами поехала её сестра. Военные нас встретили и привезли в больницу к Ербаяну. Нас свели с главным врачом учреждения, который сообщил нам, что сын находится в коме. Разрешили лишь зайти по одному и посмотреть на его состояние. Я зашёл самый последний, но разглядеть травмы не смог, поскольку вся голова и лицо у него были перебинтованы, видны были только глаза, нос и рот».
Недоумевая, что происходит с Ербаяном и как обычное падение могло привести к таким последствием, родные парня отправились в часть, где им продолжили внушать, что он сам довёл себя до такого состояния. Командир роты извинился перед семьёй солдата и показал место, где якобы произошло падение.
«Привели в туалет, показали, мол, так упал. Но сын у меня высокий, в таком узком помещении он не мог удариться головой. Там хоть как падай, со всех сторон стены. Если бы действительно было так, то были бы ещё травмы на его теле, на спине как минимум или на ягодицах. Будучи в сознании, любой человек попытается смягчить удар», говорит отец Ербаяна.
А позже, когда бинты с головы солдата сняли, его сестра, которая практически круглосуточно дежурила у палаты, обнаружила, что на голове у него есть ещё три шрама, не считая основной травмы.
«Я тогда в Астане был, работал, дочка звонит, говорит: "Папа, вы знаете, у него на голове три шрама ещё свежие". Отправила мне фотографию. А позже мы нашли ещё один шрам на ноге, как будто не хватает кожи, вырезана. Нам сказали, что ему якобы пересаживали кожу на голову куда-то. Но другие врачи, с которыми мы советовались позже, утверждают, что травмы, которые получил Ербаян, не требуют таких процедур по пересадке кожи», сказал Хамит Айтмаганбетов.
Отец парня предполагает, что сына избили, причём как минимум шесть-семь человек. И поскольку Ербаян был совсем неконфликтным человеком, стать инициатором драки он не мог. По словам Айтмаганбетова, избиение могло произойти из-за денег, потому что его сын часто звонил из армии и просил денег у родных. На что он мог их потратить — остаётся загадкой.
Хамит Айтмаганбетов добавил, что сын редко просил у него деньги. Но из армии всё чаще и чаще ему звонили и просили отправить на карту тысячу-другую:
«Я говорю ему: у тебя там всё есть же: тебя одевают, кормят, зачем тебе деньги? Он у меня немного ещё просил, в основном у матери брал. Брал частями, чтобы не вызывать подозрений. Ему если нужно было пять тысяч тенге, то он сначала у меня брал две тысячи, потом у неё три. Поэтому я надеюсь, что все виновные, причастные к этим поборам будут наказаны. Мы хотим справедливости, это будет правильно».
Читайте также:
Лента новостей
- Брат Хасана Касымбаева, которого связывают с ОПГ «Хуторские», уволен из акимата Талгарского района
- Интим без согласия: казахстанцев осудили за распространение личных фото
- В Хромтау в морозильнике нашли голову пропавшего мужчины
- «Занимайтесь строительством»: инвесторы Кашагана резко ответили QazaqGaz
- Мост через Есиль для ЛРТ достроили в Астане
- Посредничество в мирных процессах, тёплое отношение к армянам, исторические корни: что Токаев сказал Хачатуряну
- Скандал вокруг спецкомплекса для сирот «Жануя»: чиновники отрицают, что меняли детям диагнозы
- Казахстан продаст Китаю уран почти на полтора триллиона тенге
- Бывший начальник отдела управделами президента получил высокую должность в МЧС
- Bereke Business: особое отношение к предпринимателям
- В Кыргызстане запретили роскошные надгробия
- Дело о захвате акимата Алматы: одному из подсудимых увеличили срок
- Попечительский совет СК «Жануя» требует отставки главы комитета по охране детей
- Что думает глава МНЭ о падении уровня жизни казахстанцев
- «Есть бюрократия» — на критику премьера в связи с уходом инвесторов из Казахстана ответил глава МНЭ
- В Сеть слили кадры начала конфликта в Талгаре: МВД возбудило уголовное дело
- ОПГ «Хуторские» не числится в полицейских базах — Аленов
- «Быть нацменьшинством здесь очень тяжело»: как выживают этнические казахи в Афганистане
- Дом семьи Шерзата загорелся снаружи — прокуратура
- Убийство Шерзата в Талгаре: обнародована видеозапись конфликта