«У нас пытаются отжать бизнес»: Глава «АлматыМетроКурылыс» заявил о давлении

cover Фото: pressclub.kz

В Алматы по обвинению в хищении двух миллиардов тенге арестовали сотрудника «АлматыМетроКурылыс». Председатель совета директоров акционерного общества Кайрат Реимов полагает, что уголовное дело завели, чтобы отнять у него бизнес или вынудить предоставить дорогостоющую технику конкурентам для строительства станции метро.  

19 января специализированный следственный суд Алматы санкционировал арест на два месяца сотрудницы АО «АлматыМетроКурылыс» Жамили Арисовой и её мужа Нуржана Арисова. Они взяты под стражу по подозрению в «присвоении или растрате чужого вверенного имущества».  

В судебном постановлении сказано, что Жамиля Арисова подозревается в том, что с 2018-го по 2020 год совершила хищение, присвоив или растратив вверенное чужое имущество группой лиц по предварительному сговору, с использованием своего служебного положения, тем самым нанесла ущерб в 2 044 974 454 тенге. Её супруга подозревают в пособничестве.   

«По повестке вызвали нашу сотрудницу из производственно-технического отдела, которая занимается технической документацией, в здание Семиреченской (Жетысуской) транспортной прокуратуры. Её муж у нас не работает, он только привёз её на допрос, но его тоже поместили в следственный изолятор. Якобы они похитили и растратили бюджетные деньги. Что им инкриминируют, непонятно. Трое их малолетних детей остались сейчас без родителей. Думаю, что этот хитрый ход направлен на то, чтобы они начали делать всё под диктовку правоохранительных органов, чтобы быстрее вернуться к детям», – предположил Кайрат Реимов.

Выдержка из постановления следственного судьи Алматы по делу Жамили Арисовой

Как всё началось

В 2015 году АО «АлматыМетроКурылыс» выиграло тендер стоимостью 62 миллиарда тенге на строительство станций «Бауыржан Момышулы» и «Сарыарка». Администратором бюджетной программы выступило  управление автомобильных дорог Алматы, заказчиком – коммунальное предприятие «Метрополитен», а поставщиком – АО «АлматыМетроКурылыс».  

По первоначальному договору, станции должны были сдать до декабря 2018 года, но затем сроки исполнения продлили до конца 2021 года. По словам Реимова, это произошло из-за нехватки финансирования из бюджета. Технический запуск двух новых станций метро состоялся в канун 2022 года.

Ближе к завершению строительства, в начале 2021 года, в компании начались проверки со стороны ревизионной комиссии Алматы.

«Последний год мы находимся под давлением со стороны правоохранительных органов. В начале 2021 года в компанию удивительным образом зашла ревизионная комиссия Алматы. Изначально они проверяли заказчика – «Метрополитен», обнаружили там какие-то нарушения при закупе оборудования, товаров. Затем у нас в компании начались проверки», – рассказал Реимов.

Не согласившись с результатами проверки, руководство «Метрополитена» направило жалобу в администрацию президента, оттуда обращение спустили в Счётный комитет. После этого СК проверил действия ревизионной комиссии на предмет законности и обоснованности выданного заключения. В итоге выяснилось, что отчёты по «Метрополитену» не соответствуют стандартам государственного аудита.

В заключении Счётного комитета сказано: «Несоблюдение стандартов госаудита, слабое знание законодательства и отсутствие контроля за деятельностью привлечённого к аудиту эксперта привели к грубым нарушениям, допущенным при формировании итогов аудита КГП «Метрополитен».  

Более того, 12 мая 2021 года судья специализированного межрайонного административного суда Руслан Жамалбеков оштрафовал исполняющего обязанности председателя ревизионной комиссии Аскара Раимбаева за воспрепятствование работе аудитора.


Выдержка из судебного постановления по делу Аскара Раимбаева

Несмотря на заключение Счётного комитета, правоохранительные органы начали расследование.

«Счётный комитет в пух и прах разнёс заключение ревизионной комиссии. Но к этому моменту первый отчёт ревкома попал в правоохранительные органы. Там колесо завертелось, завели уголовное дело по факту хищения и растраты вверенного имущества. Мы пытались объяснить, что в наши обязанности входит строительство метро «под ключ», а ценообразование в коммерческом акционерном обществе – это не вопрос ревкома и правоохранительных органов. Тем не менее департамент экономических расследований Алматы стал вызывать всех на допрос, прошли обыски, начались бесконечные допросы. Это при том, что Счётный комитет признал незаконность того заключения. Нам говорят: «Ну, мы должны разобраться, есть хищение или нет. Может, у вас как в ЛРТ». Я понимаю, если бы мы набрали авансов, взяли кучу денег и благополучно исчезли. Но мы в конце декабря сдали объект, сумма освоена, у заказчика и государства к нам претензий нет», – недоумевает Реимов.  

Сейчас расследованием дела занимается транспортная прокуратура.

По словам главы «АлматыМетроКурылыс», изначально следствие считало, что при строительстве станций были разворованы все 62 миллиарда тенге. Но теперь речь идёт о завышении стоимости при закупе комплекса автоматизированной системы управления, который компания закупила у своего субподрядчика за 4,7 миллиарда тенге. Это система включает в себя камеры слежения при входе, формирование базы данных, источник бесперебойного питания, диспетчерский центр и систему антитеррористической защиты.

В Казахстане это оборудование не производят. «АлматыМетроКурылыс» привлекла субподрядчика – ТОО «Автоматизация и Технологии – Сервис», который привёз технику из-за границы, и установила её. Теперь, по словам Раимова, следствие считает, что субподрядчик купил некоторые детали автоматизированного комплекса по низкой цене и обналичил часть денег.    

«Непонятно тогда, причём тут мы. Говорят, что мы купили дорого у поставщика, якобы оборудование стоит на рынке на 30–40% дешевле, – заявляет Реимов. – Но мы не лезем в ценообразование в поставщика. На тот момент это была единственная компания, которая в этих условиях (сжатые сроки и закуп за свой счёт) могла поставить. Нам говорят, что АО должно было привлечь другие компании, провести некий тендер. Но мы не могли проводить тендер, потому что мы частное акционерное общество. Мы находим поставщиков путём прямых переговоров, при этом нельзя рисковать, взяв компанию, которая будет на этом экспериментировать. Наш субподрядчик – компания с серьёзными оборотами, которая поставляет оборудование почти во все квазигосударственные и частные компании», – продолжил Реимов.

«По версии следствия, якобы мы, не исследовав должным образом рынок, нанесли ущерб государству и нарушили Бюджетный кодекс.

Нам государство сказало построить две станции метро за 62 миллиарда тенге, мы в эту сумму уложились. Тогда о каком ущербе идёт речь?!» – задаётся вопросом глава «АлматыМетроКурылыс».

Реимов полагает, что дело о хищении денег при строительстве метро завели, чтобы вынудить «АлматыМетроКурылыс» предоставить свою технику другой компании для строительства новой станции метро в Алматы.  

«Полагаю, что у нас пытаются отжать бизнес, чистое рейдерство. Последний тендер на строительство станции «Калкаман» выиграло ТОО «Bazis Construction»», два года прошло, но ни метра не вырыто. Я полагаю, что нас хотят использовать как субподрядчиков. Я бы не допускал такой мысли, если бы не было настойчивых просьб вырыть за них. Чтобы строить метро, нужна специальная техника, которая очень дорогая и ни у кого не возьмёшь в аренду. Когда они выиграли, ко мне стали отправлять людей, очень больших, я сказал, что не могу отдать технику. Говорили: «Ты что упёрся? Тебе тех проблем было мало?». А так получается, что можно обанкротить компанию и разобрать их имущество с аукциона по заниженной цене», – заявил Реимов.

Обратившейся в нашу редакцию спикер пояснил, что не просит прекращения дела, а добивается честных результатов. При этом глава АО «АлматыМетроКурылыс» сказал, что опасается дальше участвовать в проектах по строительству метро в Казахстане и подумывает об уходе с рынка.

Примечание. Редакция Orda.kz безуспешно пыталась связаться с представителями группы компаний Bazis, чтобы выяснить, причастны ли они к возбуждению уголовного дела в отношении сотрудников «АлматыМетроКурылыс». Нам сообщили, что у компании нет пресс-службы, по предоставленному номеру никто так и не ответил. Редакция направила запрос на имя основателя корпорации Bazis Александра Беловича и озвучит позицию компании по мере поступления ответа.    

Лента новостей

все новости