Новые станции метро Алматы обещают запустить в конце марта. Как они выглядят
В Алматы 30 декабря прошло техническое открытие двух новых станций метро: «Сарыарка» и «Бауыржана Момышулы». Открыть их для пассажиропотока обещают в конце марта. Orda.kz побывала на них до открытия.
На ещё не открытые станции журналисты и представители «Алматыметроқұрылыс» (АМК) приехали из «Москвы».
Обе станции выглядят недостроенными, отделочные работы ещё не завершены, на кроссовках оседает пыль от побелки, а местами даже есть не вшитые в стены провода. Две станции строили около полутора лет и они обошлись в 62,4 млрд тенге.
«Сарыарка» находится на глубине 32 метра. Она выполнена в этнической тематике. А на станции «Бауыржана Момышулы» можно увидеть цитаты героя Второй мировой и панно с его изображением.
«Сейчас выполняются строительно-монтажные работы по архитектурной отделке и идут работы по пусконаладке. Планируемый запуск для пассажиров – конец первого квартала, конец марта. На второй станции есть оборотный съезд для разворота состава. Расстояние от «Москвы» до «Сарыарки» – 800 погонных метров, от «Сарыарки» до «Момышулы» – 1560», – рассказывает генеральный директор АО «Алматыметроқұрылыс» Жанибек Етекбаев.
Когда запускали метро, на линии ходило семь составов. Сейчас, к запуску двух станций, КГП «Метрополитен» закупил ещё восемь составов. Пока станции не запущены, новые составы добавляются в часы пик.
По словам Етекбаева, с вводом станций пассажиропоток увеличится до 115 тысяч человек в день.
Ещё три станции
Ранее в планах города было построить ещё две станции: «Калкаман» и «Автовокзал Западный».
«Так как интенсивное развитие города идёт в западном направлении, в сторону Наурызбайского района, приняли решение построить три других станций, последняя из которых будет напротив рынка «Алтын Орда». Проектно-изыскательные работы планируются на 2022 год, а в 2023 году запланировано одновременное строительство трёх станций в западном направлении», – рассказывает о планах Етекбаев.
Сейчас протяжённость девяти станций метро – 10,3 километра. Сюда можно добавить протяжённость ещё двух станций – 3,1 километра. Протяжённость трёх станций, которые планируют строить в течение 3–3,5 лет, будет около шести километров.
Точная стоимость строительства трёх новых станций будет известна после создания технико-экономического обоснования, но Етекбаев говорит, что предварительно это около 47 млрд тенге за каждую станцию.
Увеличение стоимости одной станции связано с тем, что договор на строительство двух почти открытых станций составили в 2015 году, исходя из курса доллара того времени.
Почему станции сдают позже срока
«Строительство станций зависит от финансирования, от выделения денег из республиканского и местного бюджетов. Нормативный срок строительства станции «Калкаман» – 2,5 года. Для ускорения было принято решение строить следующие три станции одновременно. Можно будет построить все три за 3–3,5 года», – планирует гендиректор АМК.
Етекбаев размышляет, что при развитой конкуренции несколько компаний могли бы одновременно начать строительство нескольких станций и их можно было бы сдать быстрее.
Опоздание со сдачей в эксплуатацию станций «Сарыарка» и «Бауыржана Момышулы» связано с пандемией. 90% оборудования АМК – импортное, и из-за карантинных ограничений поставка техники приостановилась.
Етекбаев рассказывает, что строительством метро занимаются в основном казахстанские специалисты.
«Специалисты из Кореи приезжают, чтобы наладить работу поездов, так как это их производство, а строительство, укладку ходовых путей, отделку, освящение, электрику, монтаж оборудования выполняют наши специалисты», – отмечает он.
Метро – прибыльный бизнес
В пресс-службе метрополитена рассказывают, что метро себя не окупает, а живёт за счёт субсидий, как и весь общественный транспорт в городе, а доход с рекламы, транслируемой в поездах, идёт в управление госактивов.
«Никто не хочет купить метро. Единственное метро в мире, которое окупается – это Московское метро. Они в день перевозят больше пассажиров, чем мы за год», – отмечают в пресс-службе.
Почему Сагинтаев не открывает метро?
К слову, аким Алматы Бакытжан Сагинтаев почему-то осмотрел новые станции метро отдельно от журналистов.
Журналист Orda.kz поинтересовался у замакима Ержана Бабакумарова, почему аким не вышел к представителям СМИ, на что получил ответ, что «произошла какая-то недоработка, а специальной политики закрытости нет».
Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!
Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.
Лента новостей
- Паводки в РФ: уровень воды в реке Тобол у Кургана превысил десять метров
- Олжас Бектенов встретился с главами дипмиссий ЕС для обсуждения управления водными ресурсами
- Токаев и Жапаров посетили гала-концерт мастеров искусств двух стран
- Из Турции в Казахстан: задержан подозреваемый в экономической контрабанде
- Эксперты Казахстана предлагают оценить работу чиновников
- От генераторов до спичек: как работает пункт приема гуманитарной помощи пострадавшим от паводка
- Как Бишимбаев содержимого своего мобильника боялся
- Рекламный щит, при установке которого пострадали три женщины, демонтировали в Актобе
- Казахстанец получил штраф за незаконный ввоз 35 религиозных книг
- Строить устойчивые к землетрясениям здания в Алматы помогут японские эксперты
- Выбрали форму для казахстанских спортсменов к Олимпиаде-2024
- Визит Путина в Астану и убийство Салтанат Нукеновой в ресторане Бишимбаева: где точки пересечения
- «Родина нас всем обеспечивает!» Orda.kz проверила, хватает ли солдатам в СКО перчаток и носков
- Пытки во время Қаңтара: Викрам Рузахунов дал показания в суде
- Оползень сошёл на дом в Алматы
- Никах без брака между Бишимбаевым и Нукеновой: ДУМК не остался в стороне
- Таиланд стал безвизовым для казахстанцев
- Тимур Кулибаев направляет 30 миллиардов на ликвидацию последствий паводков
- Бензин дорожает: в каких регионах самые высокие цены на топливо
- Сколько денег тратит «КазМунайГаз» на зарплаты рабочих