Новые станции метро Алматы обещают запустить в конце марта. Как они выглядят

В Алматы 30 декабря прошло техническое открытие двух новых станций метро: «Сарыарка» и «Бауыржана Момышулы». Открыть их для пассажиропотока обещают в конце марта. Orda.kz побывала на них до открытия.
На ещё не открытые станции журналисты и представители «Алматыметроқұрылыс» (АМК) приехали из «Москвы».
Обе станции выглядят недостроенными, отделочные работы ещё не завершены, на кроссовках оседает пыль от побелки, а местами даже есть не вшитые в стены провода. Две станции строили около полутора лет и они обошлись в 62,4 млрд тенге.



«Сарыарка» находится на глубине 32 метра. Она выполнена в этнической тематике. А на станции «Бауыржана Момышулы» можно увидеть цитаты героя Второй мировой и панно с его изображением.


«Сейчас выполняются строительно-монтажные работы по архитектурной отделке и идут работы по пусконаладке. Планируемый запуск для пассажиров – конец первого квартала, конец марта. На второй станции есть оборотный съезд для разворота состава. Расстояние от «Москвы» до «Сарыарки» – 800 погонных метров, от «Сарыарки» до «Момышулы» – 1560», – рассказывает генеральный директор АО «Алматыметроқұрылыс» Жанибек Етекбаев.

Когда запускали метро, на линии ходило семь составов. Сейчас, к запуску двух станций, КГП «Метрополитен» закупил ещё восемь составов. Пока станции не запущены, новые составы добавляются в часы пик.
По словам Етекбаева, с вводом станций пассажиропоток увеличится до 115 тысяч человек в день.

Ещё три станции
Ранее в планах города было построить ещё две станции: «Калкаман» и «Автовокзал Западный».
«Так как интенсивное развитие города идёт в западном направлении, в сторону Наурызбайского района, приняли решение построить три других станций, последняя из которых будет напротив рынка «Алтын Орда». Проектно-изыскательные работы планируются на 2022 год, а в 2023 году запланировано одновременное строительство трёх станций в западном направлении», – рассказывает о планах Етекбаев.
Сейчас протяжённость девяти станций метро – 10,3 километра. Сюда можно добавить протяжённость ещё двух станций – 3,1 километра. Протяжённость трёх станций, которые планируют строить в течение 3–3,5 лет, будет около шести километров.

Точная стоимость строительства трёх новых станций будет известна после создания технико-экономического обоснования, но Етекбаев говорит, что предварительно это около 47 млрд тенге за каждую станцию.
Увеличение стоимости одной станции связано с тем, что договор на строительство двух почти открытых станций составили в 2015 году, исходя из курса доллара того времени.
Почему станции сдают позже срока
«Строительство станций зависит от финансирования, от выделения денег из республиканского и местного бюджетов. Нормативный срок строительства станции «Калкаман» – 2,5 года. Для ускорения было принято решение строить следующие три станции одновременно. Можно будет построить все три за 3–3,5 года», – планирует гендиректор АМК.
Етекбаев размышляет, что при развитой конкуренции несколько компаний могли бы одновременно начать строительство нескольких станций и их можно было бы сдать быстрее.
Опоздание со сдачей в эксплуатацию станций «Сарыарка» и «Бауыржана Момышулы» связано с пандемией. 90% оборудования АМК – импортное, и из-за карантинных ограничений поставка техники приостановилась.
Етекбаев рассказывает, что строительством метро занимаются в основном казахстанские специалисты.
«Специалисты из Кореи приезжают, чтобы наладить работу поездов, так как это их производство, а строительство, укладку ходовых путей, отделку, освящение, электрику, монтаж оборудования выполняют наши специалисты», – отмечает он.
Метро – прибыльный бизнес
В пресс-службе метрополитена рассказывают, что метро себя не окупает, а живёт за счёт субсидий, как и весь общественный транспорт в городе, а доход с рекламы, транслируемой в поездах, идёт в управление госактивов.
«Никто не хочет купить метро. Единственное метро в мире, которое окупается – это Московское метро. Они в день перевозят больше пассажиров, чем мы за год», – отмечают в пресс-службе.
Почему Сагинтаев не открывает метро?
К слову, аким Алматы Бакытжан Сагинтаев почему-то осмотрел новые станции метро отдельно от журналистов.
Журналист Orda.kz поинтересовался у замакима Ержана Бабакумарова, почему аким не вышел к представителям СМИ, на что получил ответ, что «произошла какая-то недоработка, а специальной политики закрытости нет».
Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!
Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.
Лента новостей
- Жара и дожди: прогноз погоды на 12 июля
- «Верните нам землю!»: в Актобе люди требуют остановить строительство двухэтажного торгового дома возле их жилья
- Полицейский стрелял в подчинённых из рогатки? Инцидент в области Абай
- Китайская компания планирует построить современный порт в Актау
- Легковушка врезалась в грузовик на трассе Караганда — Астана, есть погибшие
- Казахстан снял пошлину на галлий, но закрыл вывоз меди и алюминия
- Пузырь на KASE? Миллиардер Булат Утемуратов за две недели «разбогател» на семь миллиардов долларов
- Вечные проблемы Алаколя: бизнес жалуется на свет, связь и дороги
- Триллион за год: казахстанцы спустили состояние на туризм
- С книгой о захвате власти поймали иностранца на границе с Кыргызстаном
- Акимат объяснил переезд воспитанников детдома «Баганашыл»
- Алматы превратился в Сеул: что за кино снимают в южной столице
- Известных спортсменов Казахстана отказались заселять на сборы из-за двухлетнего ребёнка
- Суд по делу о пытках фигурантов «Хоргосского дела № 1» засекретили
- Казахстан между ливнями и зноем: погода резко разделила регионы
- Гадалки, астрологи и экстрасенсы заработали почти три миллиарда тенге за год в Казахстане
- Приезжают на ногах — уезжают на носилках: скольких казахстанцев доставили санавиацией из-за рубежа
- В Павлодаре наказали ресторан, который не закрылся после массового отравления
- Главный налоговик Жамбылской области получил штраф за игнорирование суда
- Казахстанские банки могут обязать давать отсрочку «социально уязвимым» заёмщикам