«Трясёт не только горы»: о стереотипах про землетрясения рассказал директор Института сейсмологии
Иллюстрация: DALL-E
Землетрясение, которое произошло утром 5 ноября в Алматинской области, было, пожалуй, самым ощутимым после мартовского. Как рассказали в МЧС, в Талгаре и Есике его расчётная интенсивность составила четыре балла. За последнее время это далеко не первое землетрясение в Казахстане. С конца августа только Orda.kz писала о четырёх, которые ощущались в Алматы, Алматинской области и области Жетысу. А кроме них ещё были толчки в Карагандинской и Атырауской областях. Поэтому Orda.kz решила, что настало время поговорить про «дрожь земли», и обратилась за комментарием к директору Института сейсмологии МЧС РК Даулету Сарсенбаеву.
Землетрясения, о которых сообщалось за последние месяцы, были не сильные — ощущались на два-три балла. Как тут не вспомнить теорию, которую можно сформулировать так: пусть трясёт часто, но не сильно, чем один раз, но сильно. Это действительно так работает?
— Эта теория остаётся теорией — она не доказана. Что же касается количества землетрясений, то это нормальный фоновый режим. На юго-востоке Казахстана мы фиксируем до 10–12 тысяч сейсмических событий в год. Эту территорию всегда трясло и будет трясти.
К сообщениям о землетрясениях в Алматы и Алматинской области действительно уже привыкли. Но на этом фоне выбивались сообщения о толчках в Карагандинской и Атырауской областях. Хотя, казалось бы, там равнина и чему там трястись?
— Бытует такой стереотип — если нет гор, то не будет землетрясения. Но это именно стереотип. Если архивные данные по сейсмике поднять, то на территории Карагандинской области были сейсмические события — три, четыре, пять баллов. К тому же, кроме землетрясений природного характера, есть землетрясения техногенного происхождения. То есть возникающие из-за влияния человека на природу. Этот фактор тоже необходимо учитывать. И вообще, сейсмические события происходили и в Карагандинской области, и в области Улытау, и на севере республики, и на западе. Это тоже стандартное явление. У нас 40 % страны расположено в сейсмоопасной зоне. Здесь происходили и будут происходить землетрясения.
Запад и север трясёт из-за близости Уральских гор? Они ведь хоть и старые, но горы...
— Земля — живая, она «дышит». Она засыпает, просыпается, есть цикличность, времена года. Это всё влияет. Вы правильно заметили, что и Уральские горы влияют. И техногенный фактор там имеет значение. Но стоит помнить, что убивает не землетрясение, убивают разрушения. Убивают вторичные факторы — взрывы, пожары, оползни, прорывы плотин. Поэтому просто нужно адаптироваться и быть готовыми. Нужен комплексный подход. Это и интеграция с соседними странами — Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном. И соответствие строительным нормам. В том числе на объектах повышенной опасности — на гидротехнических сооружениях, на складах, где хранятся ядовитые вещества. И ответственность со стороны граждан за себя и своих близких. Нужно хотя бы иметь «тревожные чемоданчики».
Жители Талгара в соцсетях сегодня жаловались на то, что не получили сообщений о землетрясении. И некоторые комментарии были в таком тоне, что люди ждали прогноза. Этот вопрос, наверное, задавали тысячу раз, но всё-таки — можно ли предсказать землетрясение?
— Нигде в мире не решён вопрос точного прогноза землетрясений. Никто не может точно знать, где оно произойдёт и с какой силой. Но работа всё равно ведётся огромная. Сейчас, чтобы дать свою оценку по сейсмической ситуации в Алматы и Алматинской области, мы изучаем геофизику, GPS-наблюдения, гидрохимию, гидробиологию и многое другое. Исследуем приливы, отливы, подземные воды, состав воды, состав газа. В том числе работаем и в направлении решения проблемы прогноза землетрясения.
А что касается сообщений о землетрясениях, то, повторюсь, в Талгаре оно было не таким сильным, чтобы включать систему оповещения. Например, для Алматы наша организация разработала методику системы раннего оповещения о землетрясениях. Его принцип такой: чем дальше находится эпицентр от населённого пункта, тем больше запас времени. Для Алматы эта система срабатывает при магнитуде от 5,5 и выше. А магнитуда землетрясения в Талгаре и до пяти не дотягивает.
Читайте также:
Лента новостей
- Снег и дождь: прогноз погоды на 21 ноября
- Президент Кыргызстана наградил Тасмагамбетова орденом
- В Атырау компании-монополисты необоснованно повышали тарифы
- Три года без питьевой воды: в Актюбинской области завершили два «водных» долгостроя
- Зеленский получил от США проект мирного плана по Украине
- Франция всё ещё хочет участвовать в строительстве АЭС в Казахстане
- В Украине погиб уроженец Казахстана, воевавший в иностранном легионе ВСУ
- В Актобе умерла восьмилетняя девочка, которую сбили на пешеходном переходе
- Между Вашингтоном и Москвой: как Центральная Азия ищет собственную опору
- МЧС экстренно доставило в Шымкент ещё одного пострадавшего при пожаре в Алгабасе
- Ипотека стала не по карману: какое решение нашли казахстанцы
- Юриста по делу Яны Легкодимой объявили мёртвой — фейковый пост появился в фейсбуке
- Пограничный вопрос в ВКО с Россией наконец обещают решить
- Ван И встретился с Жапаровым на фоне антикитайских настроений в Кыргызстане
- Спектакль «Безымянная звезда»: любовь не от мира сего
- Казахстан наращивает добычу нефти, но видит всё меньше прибыли
- Что Токаев может негласно обсудить с Пашиняном
- Отстреливаться от дронов готовятся казахстанские военные
- «Солдаты умирают? Да что вы говорите!» — министр обороны о череде смертей в армии
- Алматинцам не понравились предлагаемые стройки



