Тренды – бренды – секонд-хэнды: как живётся любителям винтажа в Казахстане

cover

Мода на винтаж растёт в Казахстане. Что люди ценят в винтажных вещах? Флёр таинственности. Эксклюзивность. Аутентичность. Особую энергетику. Возможность продемонстрировать миру свою нестандартность, в конце концов. «Испытатель» Orda.kz Инна Матвеенко разбиралась с тем, как обстоят дела на этом рынке у нас.

Говорят, что винтажной может считаться вещь, живущая на свете минимум 30 лет. При этом, она должна точно отражать дух своего времени. Ушлые байеры, однако, не всегда строго придерживаются правил и объявляют винтажом любые вещи, прошедшие их личные критерии отбора, и «тащат в дом» всё, что может быть продано.

Антикварными, кстати, считаются те вещи, чей возраст от 50 лет и выше. И это скорее уже экспонаты коллекций, чем предмет гардероба.

Где брать винтаж? Тут есть несколько путей.

Если вы по натуре - охотник и готовы потратиться на поиск жемчужины, вам самое место на блошиных рынках Европы. Лучшие из них, на мой взгляд, в Испании и Нидерландах. Мало того, что вещи в прекрасном состоянии и по разумным деньгам, так ещё здесь можно найти не единичную вещь, а собрать полный лук – туфли, аксессуары, украшения. Или даже больше: предметы домашнего обихода, игрушки, прочие прелестные безделушки типа шкатулок, подсвечников, ковриков.

Так, на передвижной «блошке» в Фуэнхироле, что под Марбельей, однажды практически с кибитки мне посчастливилось купить прекрасную карамельного цвета горжетку меха неопознанного зверька, которые так любят почтенные испанские сеньорас, ридикюльчик и кофейную пару почти прозрачного фарфора тех же времён. Понятно, что совмещала я эти три вещицы только в своих мечтах о буржуазных суаре, однако удовольствия от покупок эпохальных комплектов несоизмеримо больше.

У нас такой роскоши, увы, нет. Поэтому даже если вам повезёт откопать платье маминой молодости, то косыночку или браслетики под него придётся искать в закромах подруг или покупать «стилизации».

С другой стороны, если вы - не икона стиля и хоть на секунду сомневаетесь, выходя из дома, то тотал – винтаж – лук лучше разбавить чем-то гармонирующим из нынешней моды. Сейчас, кстати, это достаточно легко – просто обувай ко всему белые кроссовки.

Второй источник, где точно не прогадаешь с винтажем – специальные витажные магазины, чьи энтузиасты-владельцы носятся по всему свету и делают за вас грязную работу. Ближайшие, известные мне, в Москве и Киеве. Для настоящих охотников немного скучновато, нет адреналина от добычи, но для пополнения коллекций вполне годно.

Далее, конечно, интернет-площадки вроде eBay и Etsy. Подходит, скорее, для экспертов, умеющих на расстоянии разглядеть стоящую вещь и мысленно примерить её на себя.

Ну и, наконец, старые-добрые секонд-хэнды, заметно трансформировавшиеся в последние годы. Обзавестись винтажными вещами здесь можно только если очень повезёт, но в этом сегменте есть и свои приятные «плюшки».

Откровенно стрёмных «секондов», какими они начинались 30 лет назад – с разномастной, всех сезонов одеждой, наваленной в отслуживших своё детских манежах, и стойким запахом бинарного газа, не выветриваемого из тесных закутков, сейчас, к счастью, не сыщешь. Приличные магазины тогда дико стеснялись своих странных арендаторов и потому задвигали их в самые углы. В то же время директора этих самых магазинов не гнушались первыми приходить на раскрытие тюков (пресловутая распаковка манила людей во все времена). Ещё бы! Ведь там запросто, помесив пару минут руками одежную массу, можно было выдернуть пиджак «Шанель» или заветное диоровское платье. Пусть даже не по размеру – в семье найдётся, кого порадовать.

Я знаю, о чём говорю: соседка занималась этим бизнесом. Её машина часто ночевала на улице, потому что гараж превращался во временный склад. А в наш малюсенький переулок на восемь домов периодически и с большим трудом проталкивалась европейская фура, из чрева которой вываливались гусиными яйцами тюки с одеждой.

Много времени прошло, соседка переметнулась на автокраски, а позавчера… уехала жить в Эмираты. Собственно, на её проводах мне и стало интересно: а как живёт этот бизнес сейчас?

Нынешние секонд-хэнды можно поделить на три категории.

1. Крупные сетевые магазины вроде «Мегахенда» и «Свободного стиля». Сюда вложено много денег: и в товар, и в персонал (обучены, в униформе), и в оснащение (промышленные полки, вешалки, зеркала), и в рекламу (наружка, баннеры, полиграфия). Кроме того, у «Мегахенда» интересная маркетинговая стратегия: каждый день с момента завоза вещи дешевеют на 10%. Получается, что в пятницу можно прикупить остатки за копейки. Заманчиво, особенно, для молодёжи. Правда, успеть нужно с утра пораньше. Потому что энергичные женщины бороздят пространств с тележками и сметают всё, не глядя, вместе с вешалками.

Судя по динамике рынка, будущее как раз за такими магазинами. Пять-десять лет, и они сожрут мелких игроков.

2. Маленькие сети по два-три магазина. Они берут более высоким уровнем товара. Завоз по пятницам, за пять минут до открытия у входа собирается стайка околосветских персонажей. Нет, не те, кто вечером пойдёт блистать в найденных вещах на суаре. Эти, немного «подшаманив» вещицы – по выражению хозяина одного из магазинов, «подкрасив им губки», – выложат их на продажу в Инстаграм. Снабдив «стыдливыми» пометками «Надето один раз на той», «Практически не носилось» или «Пришёл не мой размер». «Диора» с «Шанель» тут давно не видели (хотя есть предположение, что это всё изымается ещё на складе, и там орудуют совсем другие инстаграмщики), но «Армани» и тому подобное приходит часто. Кстати, очень много действительно новых массмаркет-вещей с этикетками.

Чуть позже по времени сюда подтягиваются те, кто предпочитает, пусть и не брендовую, но необычную, особого стиля одежду. Давайте назовём их художниками. Таких людей не пугает разошедшийся шов, чуть больший размер или сломанная собачка на замке – они знают и любят одежду, умеют привести её в достойный вид.

Следующими сюда придут обычные люди, средний класс. Ими движут два мотива: экологичное потребление (да-да!) и экономия на крупных покупках вроде зимней верхней одежды или горнолыжных костюмов.

«Понятно, что майки, рубашки, брюки или, простите, трусы я тут никогда не куплю, - говорит один из «лыжников». – А вот комбинезоны уже который год берём на всю семью. Да пол-Чимбулака в «секонде», поверьте, у меня глаз намётан!»

3. Бутики. Да, есть и такие. Как правило, отдельно стоящие (в отличие от двух предыдущих категорий, предпочитающих ТЦ), с хозяйками в роли продавщиц, с отпаренным и приведённым в полную готовность отборным ассортиментом. Тут разве что кофе или игристое клиентам не предлагают.

Ходят сюда, как правило, регулярно, собирая за два-три года несколько полных капсул от разных брендов. Здесь принято оставлять заявки на недостающие вещи (например, «Придёт розовый плащ моего размера, отложите, пожалуйста») и как в придомовом продуктовом здесь верят на слово! Дают домой – померить вещи на детей или ленивого мужа, принимают их обратно, если на завтра разонравилось, снижают до приличной скидки стоимость. К слову, цены тут повыше, чем в сетях, но личные отношения и уют решают – люди готовы платить за это деньгами и лояльностью.

Набравшись смелости, я пригласила на шопинг известную алматинскую модницу и стилиста Анну Ефремову, чтобы попробовать собрать мне несколько полноценных луков. На мой взгляд, получилось. Было по-настоящему весело, интересно и познавательно.

Анна Ефремова

- Анна, где взять настоящий винтаж?

 - В музеях и на блошиных рынках Европы. У нас и так подобных вещей было мало, так ещё и с хранением мы особо не заморачивались. Часто ушивали, ремонтировали без должного уважения, теперь это редкость!

Винтаж – штука крайне коварная. Люди гоняются за ним, с трудом находят, приводят в порядок, надевают и… новый городской сумасшедший в строю! Чтобы винтаж смотрелся органично, нужно чувство стиля, внутреннее ощущение гармонии, которое годами прививалось и пестовалось, например, в институтах благородных девиц.

- Ты как-то взаимодействовала с «секондами» раньше, бывала тут?

 - Да, было дело. Мы затеяли съёмку в винтажном стиле, и я прям видела на голове одной героини шляпку с вуалью и какими-то элементами XIX века. Для другой мне хотелось платье в пол, и чтобы непременно – ряд необычных пуговичек сзади. Мы пошли вместе с моделями по «секондам». Конечно, никакой шляпы не нашли, а платье, как ни странно, попалось очень в тему. И заодно – пальто примерно того же стиля. Конечно, это всё был «новодел», но попадание в эпоху – 100%.

И в этот раз нам сильно повезло. Видите на мне юбку с воланами в цветочек? Ей, как минимум, лет 20. Условный, но винтаж. Правда, раньше их носили с легчайшими блузками, а теперь вот с такими толстовками.

- Сдаётся мне, - продолжает Анна, - вон та шуба может оказаться винтажной. Это вполне логично, так как мех – предмет долговечный, это не та вещь, которую обновляют раз в сезон.

- Как думаешь, какое будущее у «секондов»?

- Перепродажа. «Секонды» – это не только для бедных, интернет мог бы вообще убить эту догму. Ресейл-платформы – для тех, кто любит громкие имена и бренды, но умеет экономить, и для тех, кто за осознанное потребление. Я б сделала три категории: винтаж, новое и «одето один раз».

Возможно, последняя категория может стать нашим локальным успешным стартапом.

Лента новостей

все новости