Торговая война или новые возможности? Что значат для Казахстана новые тарифы Трампа

cover Иллюстрация создана с помощью нейросети DALL-E

3 апреля как гром среди ясного неба грянула новость: Дональд Трамп ввёл новые торговые пошлины на импортные товары. Среди стран, к которым США будут применять дополнительные тарифы, оказался и Казахстан, получивший ставку в 27 %. Чего ждать нашей стране от экономических нововведений Трампа, разбиралась Orda.kz.

Что случилось?

Казахстан попал в список стран, по отношению к которым администрация Трампа ввела дополнительные импортные пошлины. Для РК их ставка составила 27 %.

Среди стран Центральной Азии это самые высокие дополнительные пошлины. Хотя по сравнению со многими другими — и не драконовские: например, для Камбоджи новые тарифы составляют 49 %, для Вьетнама 46 %, для Китая 34 %. Казахстан скорее попадает в один ряд с несколькими крупными торговыми партнёрами США, такими как Индия (26 %), Евросоюз (20 %) и Япония (24 %).

России в списке стран, на которые распространяются новые дополнительные тарифы, нет. По довольно очевидным причинам: дело в том, что РФ уже давно находится под санкциями США, и торговля с ней заведомо ограничена.

Экономист Расул Рысмамбетов полагает, что особого повода волноваться у властей Казахстана нет: если даже администрация Трампа решила взорвать «термоядерную тарифную бомбу», РК в самом худшем случае заденет по касательной.

«Те самые 27 %, которые США введут по импорту из Казахстана, практически не касаются нашего экспорта, так как наши товары заходят в Штаты по списку стратегических материалов и под пошлины не попадают — это президентское исключение»,подчёркивает Расул Рысмамбетов. 

Пострадает ли Казахстан?

Сразу после публикации указа Трампа большие опасения были связаны с нефтью и ураном — ключевыми экспортными товарами Казахстана, которые приносят экономике страны львиную долю денег. Но Минторговли РК поспешило разъяснить, что большая часть сырьевого экспорта под новые тарифы Трампа не попадает. В том числе нефть, урановая руда, серебро и ферросплавы. И даже если продавать это сырьё в США станет неприбыльно, всегда остаются другие рынки для его сбыта.

«Эти ограничения затрагивают торговлю на сумму немногим более 95 млн долларов. Это, в принципе, небольшая сумма для Казахстана. Также надо исходить из того, что у нас товарооборот с США недостаточно высокий — 4,2 млрд долларов, из него порядка двух миллиардов приходятся на экспорт. То есть можно говорить о том, что эти пошлины будут не настолько уж чувствительными для внешней торговли с США. Основной объём не затрагивается, и в следующем году, если тенденция сохранится, мы покажем примерно такие же цифры», — пояснил журналисту Orda.kz политолог Замир Каражанов.

Эксперт подчёркивает: даже если бы казахстанские уран и нефть тоже попали под новые пошлины США, не было бы никакой сложности в том, чтобы найти на них других покупателей. Такая продукция гарантированно имеет спрос на внешних рынках.

Следовательно, «Казатомпрому», у которого в США уходят 70 % поставок урана, и «Казцинку», в чьём экспорте серебра на Соединённые Штаты приходятся 39 %, волноваться не о чем. В разряд исключений попадают также уголь, титан, медная и цинковая руда. Что касается нефти, то в её отношении американские пошлины было бы легко обойти, даже если бы в этом имелась необходимость.

А вот для таких предприятий, как TOO «BioOperations», которое производит пшеничную клейковину, новые тарифы могут стать неприятным сюрпризом. Для этого завода, расположенного в СКО, США — одно из приоритетных направлений поставок. Но клейковина в перечень товаров, освобождённых от новой тарификации, не входит. Как следствие, BioOperations — единственный производитель глютена и крахмала в Казахстане — может быть вынужден срочно пересматривать географию поставок и искать новые рынки.

Проблемы могут возникнуть и у группы ERG, которая поставляет в Штаты больше половины производимого ферросилиция. Под действие новых тарифов попадают и нитрат аммония, производимый «КазАзотом», и фосфор от ТОО «Казфосфат».

Пока что эти компании не заявляли напрямую о том, что новая политика США как-то повредит их бизнесу, но Минторговли уже сообщило, что будет консультироваться с американской стороной по поводу отмены дополнительных пошлин для Казахстана.

Что делать казахстанским экспортёрам?

Политолог Замир Каражанов считает, что для предприятий, которые в значительной степени ориентировались на поставки в США, новые пошлины от администрации Трампа могут стать стимулом для поисков более географически близких партнёров. И в целом те торговые войны, которые сейчас ведёт Америка, приведут лишь к консолидации региональных рынков.

«У нас очень интересная ситуация сложилась во внешней торговле. Мы долгое время акцентировали внимание на сотрудничестве со странами дальнего зарубежья. Хотя более правильный подход — торговать со всеми ближайшими соседями. В последние три-пять лет мы делаем акцент на своём регионе. И когда мы говорим о поиске новых рынков сбыта, их всё-таки надо искать здесь». Замир Каражанов 

Казахстан уже сейчас переориентируется на сотрудничество с другими государствами Центральной Азии, так что если продавать, например, фосфор Азербайджану или Кыргызстану станет выгоднее, чем Соединённым Штатам — то Дональда Трампа можно будет поблагодарить за нежданный подарок. Торговые связи Казахстана с соседями из-за его игр с пошлинами будут только укрепляться.

«Если у нас будет очень сильная торгово-экономическая связанность внутри региона, мы таким образом сможем компенсировать все проблемы, связанные с большой политикой, с торговыми войнами в мире, за счёт взаимного сотрудничества. Можно будет найти рынки сбыта, тем более что 95 млн долларов в нашем регионе собрать не проблема», — заключает Замир Каражанов.

По сути, Трамп своими торговыми ограничениями стимулирует другие страны (в том числе традиционных партнёров США) искать другие варианты сотрудничества. И это может побудить Казахстан активнее торговать, например, с Китаем или Евросоюзом (не случайно объявление о новых американских пошлинах совпало по времени с приездом Токаева на саммит «Центральная Азия — Евросоюз» в Самарканд).

Чего ждать потребителям?

Для простых казахстанцев ужесточение тарифной политики со стороны Штатов может означать, что американский импорт подорожает.

«Компаниям нужно будет время, чтобы переориентировать поставки на какие-то другие рынки. Товары, которые мы импортируем из Америки, — это, конечно, автомобили, всяческая техника, любимая нами продукция Apple (которая, даже если не собирается в Штатах, в любом случае считается американской). Те тарифные войны, которые идут сейчас, естественно, отразятся на стоимости этой продукции. Цепочка поставок в целом усложнится, они подорожают, и очевидно, что Apple и другим компаниям придётся повышать цены на свою продукцию. Рынки на это уже отреагировали, у многих американских компаний акции показали отрицательную динамику. Это всё скажется на конечных потребителях и на их спросе», — считает эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.

Экономист Расул Рысмамбетов видит в новых тарифах Трампа даже возможный положительный эффект для Казахстана. К примеру, пошлины могут разогреть инфляцию в США, а значит, ослабить курс доллара и тем самым нежданно-негаданно укрепить тенге.

«По идее, некоторые товары для нас даже могут подешеветь. Те страны, против которых вводятся пошлины, будут искать новые рынки — и вполне возможно, Казахстан получит более выгодные предложения по ценам на технику, металлы, транспортные средства или стройматериалы. Это может даже улучшить условия для бизнеса и потребителей в Казахстане. Мы, конечно, не можем заместить рынок США, однако на фоне других стран в СНГ – наш рынок привлекателен ценой, а не объёмом». Расул Рысмамбетов 

Испортятся ли отношения Казахстана с США?

В любом случае, Белый дом дал Казахстану очередную возможность поупражняться в дипломатической эквилибристике и многовекторности. При хорошем развитии событий казахстанские дипломаты могут убедить США отменить или снизить тарифы (возможно, в обмен на лакомые бонусы вроде редкоземельных месторождений). При плохом — у властей появится интересная задача по поиску новых рынков и налаживанию более выгодных торговых связей.

«Объём небольшой у нас пострадал. Просто цифра страшная, 27 %. В принципе, этот момент можно просто проигнорировать, потому что сейчас бороться с Трампом смысла нет. Зачем Казахстану втягиваться в эту торговую войну?», считает Замир Каражанов. 

В то же время непредсказуемость решений Трампа вызывает опасения, что в будущем его администрация может предпринять недружественные шаги. Тогда под удар могут попасть и нефть, и уран, поэтому разумное решение — наладить с американскими партнёрами деловой контакт и заранее снять те вопросы, которые могут иметься между двумя странами.

«В целом ничего хорошего в этом, конечно же, нет. Я думаю, для Казахстана это вызов, и нужно задействовать дипломатические каналы, чтобы для нас тарифы были хотя бы на уровне Узбекистана. Нужно более плотно контактировать с администрацией нового президента — убедить её в том, что Казахстан соблюдает санкционные ограничения и не идёт на конфликты с американскими компаниями. Это было бы успехом для казахстанской дипломатии», резюмирует Олжас Байдильдинов. 

Подробнее о том, что и в каком объёме Казахстан поставляет в США, мы писали в материале по ссылке.

Читайте также:

Лента новостей

все новости