Казахстан балансирующий: зачем Токаев едет в Самарканд?

3-4 апреля Касым-Жомарт Токаев примет участие в саммите «Центральная Азия — Европейский Союз» в Самарканде. А в конце марта президент встречался с вице-президентом Еврокомиссии Каей Каллас в Алматы. По мнению американского эксперта Роберта Катлера, это знаки того, что Казахстан приобрёл повышенную значимость для Евросоюза, сообщает Orda.kz.
В статье для The Times of Central Asia Роберт Катлер пишет, что сейчас ЕС и Великобритания активно ищут новые возможности в Центральной Азии и стремятся выстроить здесь прочные связи. Если раньше регион воспринимался то как осколок Советского Союза, то как сфера влияния Китая, теперь его воспринимают как самостоятельную стратегическую единицу, с которой придётся считаться.
Для Каи Каллас Казахстан стал заключительной точкой в дипломатическом турне по Центральной Азии, и здесь Евросоюз максимально чётко обозначил свои интересы.
«В Казахстане на встречах с президентом Касым-Жомартом Токаевым и главой МИД Муратом Нуртлеу она подчёркивала важность макроэкономической диверсификации и поставок критически важного сырья. Это сферы, в которых Евросоюз — не просто партнёр, но и главная заинтересованная сторона», — замечает Роберт Катлер.
Эксперт подчёркивает, что Казахстан как крупнейшая экономика Центральной Азии будет играть ключевую роль в выстраивании отношений региона с ЕС.
«Казахстан играет центральную структурную роль балансирующего характера. У него длинные границы с Россией и Китаем; в нём значительная доля русскоязычного населения; он сумел поддерживать политическую позицию выверенной нейтральности в период резкого обострения геополитических трений. И для ЕС, и для Великобритании независимость и стабильность Казахстана выходят за пределы двусторонних отношений. Они на самом деле стали стабилизирующими системными факторами».
Способность Казахстана балансировать между интересами ключевых мировых держав и сохранять нейтралитет становится важным дипломатическим активом, и Евросоюз готов в этот актив вкладываться. Материальный вектор такого сотрудничества вполне очевиден: это энергетика и инфраструктура.
«Казахстан остаётся центральным пунктом европейской стратегии по энергетической диверсификации. У Великобритании логика ещё более прямая: Казахстан обеспечивает примерно 20 % британского нефтяного импорта. Британские компании, такие как BP и Shell, поддерживают долговременные инвестиции в месторождения Тенгиз и Кашаган».
На институциональном уровне интерес для европейских и британских партнёров представляет МФЦА. Центр работает по нормам английского права, обеспечивая инвесторам понятные и привычные правила взаимодействия. Привлекая зарубежные компании в МФЦА, Казахстан может отойти от сырьевой зависимости, стимулировать инновации в сферах финансов, технологий и услуг.
Не стоит забывать и о логистике: Казахстан становится всё более значимым хабом для международной торговли.
«Продвигаемый Казахстаном Транскаспийский международный транспортный маршрут — больше не местечковый проект. Поскольку торговля через территорию России стала политически и экономически нестабильной, этот коридор уже приобрёл высокую стратегическую значимость. И в Брюсселе, и в Лондоне это осознали».
Тем не менее европейцам придётся конкурировать за взаимодействие с Казахстаном. В качестве соперника здесь выступает Китай с его инициативой «Один пояс — один путь». Власти центральноазиатских стран не хотят делать выбор между ЕС и КНР, вместо этого рассматривая альтернативные логистические маршруты как диверсификацию своих стратегических возможностей.
Центральная Азия (и Казахстан в частности) больше не воспринимается Европой как периферия. Именно поэтому для Европы будут важны те решения, которые примут на саммите в Самарканде 3-4 апреля. Ожидается, что там заключат соглашения по таким вопросам, как цифровая инфраструктура, сотрудничество в сфере образования, логистическая координация и «зелёная» энергетика.
Доктор Роберт Катлер — старший научный сотрудник Института европейских, российских и евразийских исследований Карлтонского университета в Оттаве (Канада). В разное время преподавал в университетах США, Франции, Канады, Швейцарии и России. Специалист по политическому консалтингу, энергетической безопасности и геоэкономике.
Ранее Роберт Катлер рассказывал о том, что казахстанский уран может стать спасением для США.
Читайте также:
Лента новостей
- Реакция в мире на бомбардировку Ирана США
- МИД РК сделал заявление по ситуации на Ближнем Востоке
- Транснациональную ОПГ с казахстанскими главарями обнаружили полицейские в РК
- Иран снова обстреливает Израиль, а в ООН предупреждают об опасной эскалации
- Переселенцы из Газы Казахстану не грозят: МИД прокомментировал информацию
- Гузель Яхина приехала жить в Алматы и расплакала зал: как «Дети мои» ожили на сцене Немецкого театра
- Верховный лидер Ирана выбрал преемников на случай смерти
- «Вы сами таких рожаете»: что ждёт ребёнка с аутизмом в Казахстане, если у семьи нет миллионов
- Что сливают в Сайран и можно ли в нём купаться?
- США уничтожили ключевые ядерные объекты Ирана — Трамп в обращении к нации
- Жара и дождь — прогноз погоды на 22 июня
- Американские ВВС нанесли удары по Ирану
- Крупная авария на трассе Алматы — Бишкек: погибли пять человек
- Лукашенко освободил 14 политзаключённых после визита спецпосланника Трампа
- Алматы усиливает контроль за горными озёрами: аким проверил готовность к ЧС
- В Бразилии разбился воздушный шар с туристами
- 11 000 участников и 1460 м³ мусора: экосубботник в Алматы
- Павел Дуров оставил наследство 106 детям, но доступ к деньгам откроется только через 30 лет
- «Дуа за мир»: Назарбаев посетил мечеть, которую построил сам
- Химобработка против азиатской саранчи проводится в восьми регионах Казахстана