«Терпел провокации и угрозы» — бывший замакима Шымкента обвинил замначальника ДКНБ в произволе

cover Фото: Orda.kz

В Шымкенте продолжается резонансный судебный процесс над Максутом Исаховым. Его обвиняют в даче взятки в сумме 200 тысяч долларов первому заместителю департамента КНБ Манату Сарбасову. За деньги он должен был закрыть уголовное дело в отношении сотрудников акимата, сообщает Orda.kz.

Суд начался с допроса Маната Сарбасова, который выступил в качестве свидетеля. Именно ему, по версии следствия, Исахов передал деньги. Бывший сотрудник ДКНБ давал показания из следственного изолятора, так как находится под следствием по другому уголовному делу (по части 4 статьи 361 УК «Злоупотребление должностными полномочиями»). Сарбасов сообщил судье, что к процессу не готов и попросил допросить его в следующий раз. Но его просьбу отклонили.

Затем прокурор попросил рассказать подробности обстоятельств дела.

«К нам в ДКНБ обратился бизнесмен Егизбаев, который пострадал от действий Исахова при проведении государственных закупок и предоставил аудиозапись беседы с ним. После прослушивания записи заявитель обратился официально в следственное управление, дело было зарегистрировано конфиденциально по ст. 362 УК «Превышение власти и злоупотребление должностными полномочиями». Начались негласные следственные действия. Исахов начал искать встречи со мной, пытался поговорить через Мадияра, начальника управления строительства, он был хорошо знаком с членом следственно-оперативной группы Нурлыбековым Бахытжаном. Я долго не решался, но, думаю, надо всё равно выслушать по делу», – сказал он.

Свидетель рассказал, что перед тем, как встретиться с Исаховым в банном комплексе, он доложил о своих планах руководству. Было решено провести негласные следственные действия, и Сарбасову поручили записать разговор на диктофон, но он не стал его включать. По его словам, вся беседа с Исаховым проходила в парилке и воспользоваться диктофоном было невозможно.

«На встрече было ясно, что он был в курсе уголовного дела. Для меня это было неожиданно, ведь дело зарегистрировали конфиденциально. Просил помощи. На следующий день я доложил начальнику департамента о содержании беседы. Доложили в центральный аппарат, было принято решение, что дальнейшие действия будут документировать. Если он обратно выйдет на связь, будем документировать в рамках НСД. На следующей встрече он опять настаивал, чтобы мы развели дело. Эту встречу задокументировал на записывающее устройство, которое мне выдали в ДКНБ. Изучив эту встречу, приняли решение о возбуждении уголовного дела по даче взятки. В ходе последующих встреч, инициатива которых исходила от Исахова, он предложил мне взятку в сумме 200 тысяч долларов за то, чтобы дело передали в Антикор, а дальше он сам решит. Мы встречались раз 5-6, я не помню точно. В большинстве случаев по инициативе Исахова», — изложил свою версию бывший замначальника ДКНБ.

Сторона защиты установила, что Нурлыбеков Бахытжан, через которого руководитель управления строительства искал встречи для Исахова, является зятем свидетеля. Также адвокат Исахова поинтересовалась, почему в нарушение исключительной подследственности дела Антикорупционной службе ДКНБ выходит с ходатайством к прокурору о передачи уголовного дела их ведомству и, не дождавшись решения, создаёт следственную группу.

Манат Сарбасов ответил, что именно он на тот момент курировал следствие, а его полномочия позволяли обратиться с ходатайством к прокурору. Свидетель также отметил, что Егизбаев неоднократно обращался в антикоррупционную службу и другие ведомства, но нигде его не слушали, поэтому он пришел с заявлением в ДКНБ.

Адвокат сообщила, что Антикоррупционная служба в 2020 году списала заявление бизнесмена в номенклатурное дело ввиду отсутствия признаков уголовного правонарушения и направила материалы в Комитет внутреннего государственного аудита для проверки, которая не установила нарушения закона.

Сторона защиты заявила, что 26 июня, в день встречи с Сарбасовым, Исахов не мог знать, что в отношении него возбуждено уголовное дело, поскольку не был допрошен даже в качестве свидетеля. О возбуждении дела узнал от Сарбасова, который угрожал ему привлечением к уголовной ответственности.

«23 июня следователь поручил проведение НСД в отношении определенных лиц. Данное дело проходило под грифом конфиденциальности. Как Исахов мог узнать 26 июня, о том, что в отношении него возбуждено уголовное дело? Если он по делу не проходил: ни свидетелем, ни подозреваемым. Как он 26 июня мог с вами разговаривать о деле, о котором он не знал, по которому он даже не допрашивался», — заявила адвокат.

В свою очередь Исахов поддержал адвоката и сообщил, что до встречи не знал об уголовном деле в отношении него. Напомним, на первом судебном процессе обвиняемый сообщил, что именно Сарбасов искал с ним встречи, а после, в бане предложил помощь за определенную сумму. 

Адвокат также задалась вопросом, как могли возбудить дело по статье 362 УК «Превышение власти или должностных полномочий», если компания бизнесмена Егизбаева ТОО «Старт-Строй» по результатам повторного конкурса 14 сентября 2020 года выиграла его и была признана победителем. Сторонами дважды подписывался договор, в регистрации которого отказало именно казначейство ввиду необходимости взыскания суммы аванса у первого победителя ТОО «Корпорация Сити-Строй», договор с которым признан недействительным. После чего Егизбаев обратился в суд с иском о понуждении зарегистрировать договор с его компанией ТОО «Старт-Строй», заказчик иск признал и заключил мировое соглашение. Но суд отказал в удовлетворении иска, так как в 2021 году в бюджет города не были заложены на это средства.

«Мне вменяют то, что я якобы лоббирую интересы компании «Сити Строй». Однако 2 сентября заказчик подает в суд на «Сити строй», 7 сентября наложен арест на имущество этой компании, 10 сентября я якобы встречаюсь с Егизбаевым, 11 сентября компания Егизбаева признана победителем. Кого я лоббировал тогда? Получается я наоборот «Старт строй» лоббировал, а не «Сити строй» и ущерб последние понесли. Вы же юрист, Сарбасов. Почему в этом деле за 20 дней не разобрались? Не пригласили меня в качестве свидетеля с правом на защиту, если вы забыли, какой у меня статус был. Какой мне смысл был Мадияра, Бахытжана просить, договариваться о встрече с вами, если я лично знаком с вами», – сообщил суду Максут Исахов.

Сарбасов не отрицал, что знаком с Исаховым. Подсудимый сообщил, что замначальника ДКНБ мстит ему за то, что три года назад он не выполнил его просьбу. 

«В конце лета 21 года мы встречались по вашей просьбе, по улице Адырбекова, там как раз шел ремонт. Вы подошли с черной папкой и попросили меня назначить Султана, он в тот момент был депутатом городского маслихата, директором спортивной школы восточных единоборств, где он работал заместителем. Я сказал, что там работает директор Нурлан Орымбай, нормально справляется с должностью. На что вы ответили, что у вас имеются компрометирующий материал на Орымбаева. После я вызвал Орымбая и сказал, что идет просьба от КНБ, может освободишь свое место? Он сказал: "проверяйте меня, у меня нет нарушений". Я потом эти слова через начальника управления спорта вам передал, то есть не исполнил вашу просьбу. И через некоторое время один из депутатов городского маслихата мне сказал, что он был на неформальной встрече, там Сарбасов сказал, вот, Исахов не выполнил мою просьбу, я буду ему мстить».

Также адвокат подсудимого сообщила суду, что в деле нет рапорта, который, по словам Сарбасова, он предоставил руководству перед встречей с Исаховым 26 июня.

«Прошу обратить внимание на том два, лист дела 156, в материалах дела имеется рапорт за подписью Сарбасова, датированный 27 июня 2023 года. Если вы разрешите, я могу огласить содержание данного рапорта. В производстве 9 управления Департамента КНБ РК по городу Шымкенту начато досудебное расследование в отношении заместителя акима города Исахова. По указанному делу Исахов просит встречи со мной. Не исключается факт того, что во время встречи Исахов будет просить прекратить уголовное дело №40 , по которому ведется предварительное расследование в отношении него и других должностных лиц акимата, а также предлагать взятку. Поэтому прошу вашего разрешения на встречу с ним. По результатам встречи будет представлен незамедлительный рапорт. Вы его датируете 27 июня, то есть после встречи. В материалах дела нет рапорта от 26 июня или же дате, предшествующей 26 числу», – сказала Жания Бодау.

Манап Сарбасов заявил, что все встречи с Исаховым проходили в рамках негласных следственных действий. На что адвокат отметила, что в первоначальном протоколе допроса свидетель указал на то, что встреча в банном комплексе была неформальной.

«Сарбасов, получается, 26 июня в бане вы специально не включили записывающее устройство, поскольку вы сообщили Исахову о возбуждении уголовного дела, несмотря на конфиденциальность, то есть раскрыли информацию, приравненную к государственным секретам. И там же стали угрожать Исахову привлечением к уголовной ответственности», задавала вопросы адвокат.

Также защита выясняла у Сарбасова, получал ли он указание вышестоящего руководства задержать Исахова и давал ли ему подобное указание замначальника КНБ Али Алтынбаев? Сарбасов все отрицал, после чего адвокат Жания Бодау заявила суду ходатайство о просмотре видеозаписи с youtube-канала блогера Айгуль Орынбек, где в интервью супруга Сарбасова сообщила, что ее муж исполнил указание сверху «закрыть» Исахова.

Несмотря на то, что были помехи со связью, допрос свидетеля Манапа Сарбасова закончили до обеда. После перерыва суд приступил к допросу в качестве свидетеля сотрудника абайского районного отдела ДКНБ Нурлыбекова Бахытжана, по совместительству зятя Манапа Сарбасова. На многие вопросы адвоката он не отвечал, ссылаясь на то, что прошло много времени, и он ничего не помнит. 

Редакция Orda.kz продолжит следить за развитием событий. Следующее судебное заседание пройдёт 1 апреля в 10 часов утра в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Шымкента.

Читайте также:

Лента новостей

все новости