Два дня, 25 и 26 августа, в арт-резиденции ALA показывали спектакль театрального критика Orda.kz Ольги Малышевой «Дилфизо и Донада». Хотя спектаклем в чистом виде его назвать сложно. Культурная головоломка, «бродилка», мозаика – ни один из этих терминов также до конца не раскроет сути. Так как заставлять автора оценить своё творение не вполне корректно, мы попросили отрецензировать постановку другого популярного театрального обозревателя – Алёну Тимофееву.

«Дилфизо и Донада» – это театр, в котором нет сцены. Нет разделения между подмостками и зрительным залом. Каждый зритель – немного актёр, каждый актёр – немного зритель. «Дилфизо и Донада» – двойной дебют. Во-первых, для арт-пространства «Трансформа» это первое событие после недавних потрясений (мы уже писали, что из-за резкого повышения арендной платы «Трансформа» была вынуждена съехать из SmartPoint). Во-вторых, это дебютная режиссёрская работа Ольги Малышевой.

А для площадки ALA, напротив, спектакль стал финальным аккордом перед реконструкцией.

Так в чём же изюминка? Авторы спектакля используют термин «иммерсивность», иными словами, вовлеченность зрителя, его влияние на восприятие происходящего.

Действие разворачивается параллельно в семи комнатах. Зритель сам выбирает, в каком порядке заходить – как пазл. Но если у пазла финальная картинка – как ни крути – будет одинаковой, то в случае со спектаклем конечный результат у каждого свой. И в этом особая прелесть.

Из-за того, что в «Дилфизо и Донаде» нет выраженного начала и конца, он кажется каким-то эфемерным. Усиливает это чувство и обстановка: никаких декораций, только стены, с которых взирают полотна казахстанских художников. Плюс восточный колорит: национальные таджикские костюмы, свежие фрукты и мелодичные напевы, доносящиеся из комнат.

Театральный пазл о женщинах разных эпох
Фото Анны Суворовой

В спектакле две центральные героини – собственно, Дилфизо и Донада. У обеих героинь есть прототипы. Жизненный путь Дилфизо списан с судьбы реальной женщины из Кыргызстана. По признанию режиссёра, спектакль во многом вдохновлён историями жён мигрантов из Центральной Азии. А вот Донада отдаёт дань классике – леди Макдуф из шекспировского «Макбета».

Их разделяет тысяча лет, но до чего при этом похожи их судьбы. Раннее замужество, потеря ребёнка, предательство мужа, осуждение… И это только то, что на поверхности. Героини встречаются, пускай и в условном пространстве, но в этом и заключается магия постановки.

«Дилфизо и Донада» стал настоящей мешаниной из театров: в спектакле участвуют актёры ТЮЗа имени Сац, Немецкого театра, инклюзивной лаборатории «Действие буквально», выпускники курса «ARTиШОКа». Ещё один полноправный участник спектакля – телеграм-бот. В трёх залах звуковое сопровождение полностью идёт через телефоны и наушники.

Театральный пазл о женщинах разных эпох
Фото Анны Суворовой

«Дилфизо и Донада» дарит ощущение временной петли. Находясь в одной комнате, зритель слышит, как доносятся выкрики из другой. И если шесть комнат непосредственно посвящены пьесе, то седьмая похожа на маленький кинозал. Через проектор прогоняют кадры неба, снятого в 33 городах. Здесь зритель может передохнуть и осмыслить увиденное.

Несмотря на участие мужчин, действие выстроено на женской энергии. Постановка отсылает к феминистской повестке. При этом спектакль не нагружен психологизмом. Никто не пытается выжать из зрителя сострадание через слёзы и выкрики.

Спектакль оставляет смешанное послевкусие, которое трудно, почти невозможно объяснить. Он чем-то напоминает развивающую игрушку для детей, в которой есть по крупице всё: музыка, живопись, история драмы. Ну, и что может быть лучше театра, в котором прямо во время действия угощают горячей лепёшкой и спелыми сливами?

Поделиться: