Театр начинается с хэштега

cover

В алматинском театре «ARTиШОК» вышла новогодняя премьера – «Будни театральных котиков».

Что за постановка?

Спектакль «Будни театральных котиков» должен был поехать ещё летом на фестиваль в Центр имени Мейерхольда в Москву, но оказался слишком «густонаселённым», чтобы бюджет его потянул. Причём, арт-директор ЦИМа Елена Ковальская готова была взять спектакль в программу, не глядя: это как иллюстрация того, что «сначала студент работает на зачётку, а затем зачётка на него». Авторитет «ARTиШОКа» настолько высок, что само название театра – уже как знак качества.

Однако в июне спектакль только собирали, а выпустили под Новый год. И это получился идеальный праздничный капустник.

«Котики» – своего рода итог двадцатилетнего юбилея «ARTиШОКа», но круглая дата пришлась на первый пандемийный год, поэтому выпустили спектакль уже в 21-м театральном сезоне. Менее исторической премьера от этого не стала и оказалась идеальным подарком для фанатов. Особенно тех, кто был с «ARTиШОКом» все эти двадцать лет. Ну, или, во всяком случае, не менее десяти – это для эффекта узнавания и получения дополнительного удовольствия весьма важно.

О чём это?

Название «Будни театральных котиков» родилось из хэштега, которым помреж Мария Дорошенко маркирует в своем Инстаграме истории из театрального закулисья. Маша – тот человек, которого зритель «ARTиШОКа» видит в первую очередь, приходя на спектакли: она встречает на входе в зал. Узнать её легко: по розовым волосам. Если вы в «ARTиШОКе» были хоть однажды, наверняка её запомнили.

С монолога Маши начинается спектакль – её голосом озвучены истории о том, как артисты (то бишь – «театральные котики») собираются на репетиции, чем раздражают администратора, и отчего по степени своей беззаботности немногим отличаются от котиков настоящих, с ушами и хвостом.

А дальше артисты говорят о том, что происходит в их театре. И это так, как может и любит «ARTиШОК»: честно, самоиронично, жёстко и с нескончаемым потоком импровизаций.

Таймлайн жизни театра, которому спектакль посвящён, примерно от «Концерта №2» по Бродскому 2011 года, который так и вышел под названием «11.11.11», до «Женщины в песках» и «Ста лет одиночества» – премьер уже этого, 2021 года.

Как это?

О «Буднях театральных котиков» невозможно говорить без спойлеров, потому что иначе сложно объяснить, почему это получилось здорово и по-настоящему.

Во-первых, форма. Зал поделён на две части кулисами, и действие происходит одновременно по обе стороны. «Спектакль идёт без антракта. После антракта переместитесь в другую половину зала» – эта сложная для понимания формулировка значит, что в каждой из частей одна и та же история повторяется дважды, с перерывом, и за хронометраж каждый зритель должен увидеть обе.

Так вот, у «Котиков» фантастически крутой монтаж. Потому что, как вы понимаете, штора – это сомнительная свето- и звукоизоляция, поэтому с какой бы части вы ни начали смотреть, все равно догадываетесь, что происходит во второй. И после антракта собираете конструктор, понимая: вот почему в конкретном моменте зал на другой половине смеялся или аплодировал. И это совсем не значит, что два параллельных мира никак не пересекаются, напротив, они дополняют друг друга, как детали мозаики.

Это драматургический лабиринт памяти, по которому блуждают что актёры, что зрители. Истории, рассказанные в спектакле, тоже принадлежат и команде театра, и тем, кто в разное время на спектакли приходил.

Единственное: «актёрская» и «зрительская» части (а именно так логичнее всего объяснить основное направление сюжета в разных актах) неравноценные, несоразмерные – по уровню интриги, экспрессии и юмора. Но это оттого, что «артишоковская» актуальность не про вербатим, она не документальная, а иллюстративная, почти плейбек. А «снимать» образ с коллег, с которыми вы давно один организм, понятнее и интереснее, чем с малознакомых, хоть и ярких, зрителей или случайных горожан.

Но в том, что касается самого «снятия», «Котики» достоверны настолько, что даже пугают. С первых сцен в спектакле появляются сразу две Марии Дорошенко: одна реальная, а другая – Айганым Сагынбаева в розовом парике. Затем в действие включается технический директор театра Эмиль Вяткин, у которого по другую сторону кулис есть двойник в исполнении Салима Балгазина. А дальше начинается карусель двойников: Виктория Мухамеджанова становится Галиной Пьяновой, Чингиз Капин – Вероникой Насальской, Куантай Абдимади – Анастасией Тарасовой, Нурсултан Мухамеджанов – Антоном Болкуновым. И тут прямо хочется ввернуть какую-нибудь метафору о том, как колесо обозрения ставится колесом сансары, и кататься (или катиться) хочется больше и дальше – увлекает.

Для кого это?

«Будни театральных котиков» – спектакль, чтобы влюбиться в «ARTиШОК» во второй раз. Это продукт, несомненно, для тех, кто с театром уже знаком, и чем ближе – тем глубже погружение. Мне сложно судить, как работа справляется с вовлечением новых зрителей – я с «ARTиШОКом» давно, и снаружи процесса, и внутри побывать тоже доводилось.

Да, пожалуй, если начинать знакомство с «ARTиШОКом» именно с «Котиков», то сложится ситуация «Ничего не понятно, но очень интересно». Но для того в спектакле и есть сцена телефонных разговоров со зрителем: обычно администраторы или директор театра Анастасия Тарасова рекомендуют новичкам, на какой спектакль стоит прийти, если до это в «ARTиШОКе» вы не были ни разу.

Но в ближайшие даты на Большой сцене, кроме «Котиков», ничего идти не будет – хотя для создания новогоднего настроения этот спектакль вполне подходит. В нём, как принято в праздники, главенствует ностальгия, по чему угодно: по старым спектаклям, по прошлому любимого города, по музыке из советского кино. Но, к счастью, нет ощущения, что ностальгия – единственное, что нам всем осталось.

Что там про «магию театра»?

Самое волшебное в «Буднях театральных котиков», повторюсь, – это перевоплощение артистов друг в друга. Но на премьере 26 декабря случился ещё один магический момент: «ARTиШОК» дал зрителю искусственного, «театрального» снега, а ночью в Алматы выпал долгожданный настоящий. Интересно, как этот эпизод адаптируют в новые даты показа, когда снег уже лежит. Но точно адаптируют, потому что импровизация – главное богатство и умение «артишоков». Да и в общем, спектакль этот настолько пластичный, что легко трансформируется во что-то новое уже после новогодних праздников и юбилейных дат.

В конце концов, видео и мемы с котиками по уровню популярности выше чего угодно в массовой культуре, и почему бы этим не воспользоваться в театре.

Лента новостей

все новости