Театр начинается с хэштега
В алматинском театре «ARTиШОК» вышла новогодняя премьера – «Будни театральных котиков».
Что за постановка?
Спектакль «Будни театральных котиков» должен был поехать ещё летом на фестиваль в Центр имени Мейерхольда в Москву, но оказался слишком «густонаселённым», чтобы бюджет его потянул. Причём, арт-директор ЦИМа Елена Ковальская готова была взять спектакль в программу, не глядя: это как иллюстрация того, что «сначала студент работает на зачётку, а затем зачётка на него». Авторитет «ARTиШОКа» настолько высок, что само название театра – уже как знак качества.
Однако в июне спектакль только собирали, а выпустили под Новый год. И это получился идеальный праздничный капустник.
«Котики» – своего рода итог двадцатилетнего юбилея «ARTиШОКа», но круглая дата пришлась на первый пандемийный год, поэтому выпустили спектакль уже в 21-м театральном сезоне. Менее исторической премьера от этого не стала и оказалась идеальным подарком для фанатов. Особенно тех, кто был с «ARTиШОКом» все эти двадцать лет. Ну, или, во всяком случае, не менее десяти – это для эффекта узнавания и получения дополнительного удовольствия весьма важно.
О чём это?
Название «Будни театральных котиков» родилось из хэштега, которым помреж Мария Дорошенко маркирует в своем Инстаграме истории из театрального закулисья. Маша – тот человек, которого зритель «ARTиШОКа» видит в первую очередь, приходя на спектакли: она встречает на входе в зал. Узнать её легко: по розовым волосам. Если вы в «ARTиШОКе» были хоть однажды, наверняка её запомнили.
С монолога Маши начинается спектакль – её голосом озвучены истории о том, как артисты (то бишь – «театральные котики») собираются на репетиции, чем раздражают администратора, и отчего по степени своей беззаботности немногим отличаются от котиков настоящих, с ушами и хвостом.
Таймлайн жизни театра, которому спектакль посвящён, примерно от «Концерта №2» по Бродскому 2011 года, который так и вышел под названием «11.11.11», до «Женщины в песках» и «Ста лет одиночества» – премьер уже этого, 2021 года.
Как это?
О «Буднях театральных котиков» невозможно говорить без спойлеров, потому что иначе сложно объяснить, почему это получилось здорово и по-настоящему.
Во-первых, форма. Зал поделён на две части кулисами, и действие происходит одновременно по обе стороны. «Спектакль идёт без антракта. После антракта переместитесь в другую половину зала» – эта сложная для понимания формулировка значит, что в каждой из частей одна и та же история повторяется дважды, с перерывом, и за хронометраж каждый зритель должен увидеть обе.
Так вот, у «Котиков» фантастически крутой монтаж. Потому что, как вы понимаете, штора – это сомнительная свето- и звукоизоляция, поэтому с какой бы части вы ни начали смотреть, все равно догадываетесь, что происходит во второй. И после антракта собираете конструктор, понимая: вот почему в конкретном моменте зал на другой половине смеялся или аплодировал. И это совсем не значит, что два параллельных мира никак не пересекаются, напротив, они дополняют друг друга, как детали мозаики.
Единственное: «актёрская» и «зрительская» части (а именно так логичнее всего объяснить основное направление сюжета в разных актах) неравноценные, несоразмерные – по уровню интриги, экспрессии и юмора. Но это оттого, что «артишоковская» актуальность не про вербатим, она не документальная, а иллюстративная, почти плейбек. А «снимать» образ с коллег, с которыми вы давно один организм, понятнее и интереснее, чем с малознакомых, хоть и ярких, зрителей или случайных горожан.
Но в том, что касается самого «снятия», «Котики» достоверны настолько, что даже пугают. С первых сцен в спектакле появляются сразу две Марии Дорошенко: одна реальная, а другая – Айганым Сагынбаева в розовом парике. Затем в действие включается технический директор театра Эмиль Вяткин, у которого по другую сторону кулис есть двойник в исполнении Салима Балгазина. А дальше начинается карусель двойников: Виктория Мухамеджанова становится Галиной Пьяновой, Чингиз Капин – Вероникой Насальской, Куантай Абдимади – Анастасией Тарасовой, Нурсултан Мухамеджанов – Антоном Болкуновым. И тут прямо хочется ввернуть какую-нибудь метафору о том, как колесо обозрения ставится колесом сансары, и кататься (или катиться) хочется больше и дальше – увлекает.
Для кого это?
«Будни театральных котиков» – спектакль, чтобы влюбиться в «ARTиШОК» во второй раз. Это продукт, несомненно, для тех, кто с театром уже знаком, и чем ближе – тем глубже погружение. Мне сложно судить, как работа справляется с вовлечением новых зрителей – я с «ARTиШОКом» давно, и снаружи процесса, и внутри побывать тоже доводилось.
Да, пожалуй, если начинать знакомство с «ARTиШОКом» именно с «Котиков», то сложится ситуация «Ничего не понятно, но очень интересно». Но для того в спектакле и есть сцена телефонных разговоров со зрителем: обычно администраторы или директор театра Анастасия Тарасова рекомендуют новичкам, на какой спектакль стоит прийти, если до это в «ARTиШОКе» вы не были ни разу.
Но в ближайшие даты на Большой сцене, кроме «Котиков», ничего идти не будет – хотя для создания новогоднего настроения этот спектакль вполне подходит. В нём, как принято в праздники, главенствует ностальгия, по чему угодно: по старым спектаклям, по прошлому любимого города, по музыке из советского кино. Но, к счастью, нет ощущения, что ностальгия – единственное, что нам всем осталось.
Что там про «магию театра»?
Самое волшебное в «Буднях театральных котиков», повторюсь, – это перевоплощение артистов друг в друга. Но на премьере 26 декабря случился ещё один магический момент: «ARTиШОК» дал зрителю искусственного, «театрального» снега, а ночью в Алматы выпал долгожданный настоящий. Интересно, как этот эпизод адаптируют в новые даты показа, когда снег уже лежит. Но точно адаптируют, потому что импровизация – главное богатство и умение «артишоков». Да и в общем, спектакль этот настолько пластичный, что легко трансформируется во что-то новое уже после новогодних праздников и юбилейных дат.
В конце концов, видео и мемы с котиками по уровню популярности выше чего угодно в массовой культуре, и почему бы этим не воспользоваться в театре.
Лента новостей
- Токаев принял министра иностранных дел Великобритании Дэвида Кэмерона
- Возбуждено уголовное дело после пожара в природном резервате Алматинской области
- Джо Байден подписал закон о новом пакете военной помощи Украине
- Судебное следствие по смертельному ДТП с автобусом закончено
- Визит Кэмерона в Астану: подписано соглашение о стратегическом партнёрстве и сотрудничестве
- Бишимбаев признал свою вину в убийстве Салтанат Нукеновой, но без особой жестокости
- Задержан подозреваемый в изнасиловании несовершеннолетней в Туркестанской области
- К гадалкам ходят только дураки? Как устроен мировой эзотерический рынок
- О трудностях перевода: в Астане большинство судебных процессов проводятся на русском языке
- Вместе к победам: спортсменам с ограниченными возможностями из Жанаозена подарили новый спортцентр
- Била детей в детском саду: воспитателя оштрафовали в Костанае
- Удар в живот чуть не закончился плачевно для школьницы из Талдыкоргана
- В Атырау ждут прихода большой воды
- Дожди в Алматы: власти готовятся к борьбе с подтоплениями
- «Вы тоже меня поймите» — Бишимбаев пытался оправдаться за жуткие издевательства над Салтанат
- Сессия Ассамблеи народов Казахстана пройдёт в онлайн-формате
- В Жанаозене с 2025 года заработает завод по производству товаров необходимых для добычи нефти и газа
- «Думала, что это пьяный бред» — «ясновидящая» рассказала, зачем ей звонил Бишимбаев в день убийства Салтанат
- История захвата водоохранной зоны в Алматинской области, или При чём тут друзья Болата Назарбаева
- Судья получил взятку от педофила в Алматинской области