Танцующий Голощёкин на фоне горящей степи – театр имени Ауэзова показал историческую фантасмагорию
Казахский национальный театр драмы имени Ауэзова открыл свой 98-й сезон постановкой «Құйын». Это новый спектакль Алибека Омирбекулы, чья предыдущая работа «Шесть персонажей в поисках автора» на сцене Немецкого театра была признана лучшей постановкой сезона прошлого. И те, кто знаком со стилем режиссёра, не ждут от него простоты на сцене.
«Құйын» с первых секунд ставит зрителя в неловкое положение. Один из героев приветствует зал на русском языке, рассказывает историю спектакля, тонкости из закулисья, шутит. А второй – швыряет в него мокрой тряпкой… Сцена повторяется несколько раз, накаляя атмосферу. А потом произносится сакральная фраза: «Мы долго думали, как перевести «құйын»? Ураган, смерч, буря… Так вот сейчас мы вас «бурнём».
«Құйын» – это искажённая, фантасмагоричная ретроспектива истории Казахстана. Необъятная императрица Анна Иоановна, к которой приходит казахское посольство, с жуткой одышкой ловит бабочек и устраивает пиры. Семья Николая II бегает по сцене с громадными яйцами Фаберже от человека с ружьём, чтобы потом он их как бы нечаянно расстрелял. Голощёкин на фоне горящей степи исполняет танец маленьких лебедей, тем самым сжимая историю советского Казахстана до двух ключевых событий: прихода большевиков и ГКЧП. А в промежутках между сумасшедшими властителями появляется простой народ. В традиционных костюмах, с красивейшими певческими голосами, с обычными бытовыми проблемами и удивительной стойкостью. Впрочем, они не более, чем фон, особенно когда выносят бумажную ленту длиной во всю сцену, на которой изображены десятки безликих силуэтов.
Две ключевые декорации – поднимающаяся дворцовая стена с окнами и степная трава. Два мира существуют поочерёдно. Окна чаще зашторены, и голодная степь из-за них не видна. Громом смену декораций сопровождает резкая «Говорит Москва» группы Shortparis. Похоронный марш сменяется традиционным казахским кюем. А в один момент на сцену вылетает человек в джинсах и выдает яростный монолог о Голощёкине и голоде.
В спектакле столько подтекста, что за три с лишним часа ты успеваешь найти мириады слоёв. А языковой и исторический лейтмотивы, в современных реалиях смотрящиеся особенно остро, рвут зрителя на части.
Финальным аккордом дико красивого сумасшествия становится пародия на… Гиммлера. Актриса в красных колготках несколько раз выходит на сцену и исполняет Ave Maria, стоя на табуретке, окончательно загоняя зрителя в смысловой тупик. С одной стороны, непонятно, как это согласуется со всем показанным раньше, с другой – эффектно и дарит ощущение, что ты не в академическом театре, а в «Стене» Алана Паркера.
Ближайшие премьерные показы «Құйын» – 15 и 26 сентября.
Лента новостей
- Даниал Ахметов досрочно снял с себя полномочия президента федерации лёгкой атлетики
- Машина протаранила газовую магистраль в Сарыагаше
- Финансовые нарушения и упущенные миллиарды: ВАП проверила сельскохозяйственную отрасль РК
- Минсельхоз субсидировал несуществующих фермеров на миллиарды тенге — ВАП
- В Сарани назначили нового акима
- В алматинском аэропорту шесть лет бесхозно пролежала контрабанда из Индии
- Трогал за интимные места: на таксиста-извращенца жалуются десятки казахстанок
- Halyk поможет с цифровизацией крупнейших рынков Алматы
- Экс-министр обороны Южной Кореи пытался себя убить
- Курс тенге и искусственная девальвация: экс-глава Нацбанка раскрыл секреты экономики РК
- Как и почему благотворительные фонды в Казахстане разрушают свою репутацию
- 15 суток за хулиганство дали отцу убитого Шерзата
- Погода не балует: чего ждать казахстанцам 11 декабря?
- Отец убитого Шерзата Полата попал в больницу
- В Актобе построят драматический театр и стадион
- В Уральске мама пятиклассницы заявила о буллинге в школе
- Землетрясения не пугают: Минпром отрицает спад интереса к жилью в Алматы
- Полиция поделилась результатами судмедэкспертизы по факту смерти дяди Шерзата Полата
- Общественник Айтбек Амангельды: «Никто не запрещал Каржаубаю разговаривать со СМИ»
- Доллар снова будет по 500? Тенге отыграл позиции, но может снова упасть