Связанные одной нефтью

cover

На прошлой неделе Казахстан посетил председатель совета директоров и главный исполнительный директор американской нефтяной корпорации Chevron Майкл Уирт. Его визит освещался довольно скудно, несмотря на встречи на самом высоком уровне с президентом РК и премьер-министром. Без преувеличения, цель визита главы американской нефтяной корпорации является судьбоносной для Казахстана, ведь на кону стоит главный источник дохода бюджета Казахстана. Эксперт нефтегазовой отрасли и обозреватель Orda.kz Артур Шахназарян рассуждает на тему альтернатив.

Сообразить за троих

«Тенгизшевройл» (ТШО) и «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» (КПО) на протяжении последних более 20 лет являются главными налогоплательщиками казахстанского бюджета и Национального нефтяного фонда, под номерами №1 и №2 с перспективой наращивания вклада. Но вместо увеличения проекты оказались под угрозой полной потери экспорта в случае, если санкции против России в нефтяном секторе хоть как-то заденут экспортный нефтепровод КТК. Для американской корпорации добыча и экспорт тенгизской нефти составляют уже 10–11% всей добычи компании. С запуском 3-й очереди проекта будущего расширения (ПБР) доля обещала только вырасти. Но без КТК коммерческий смысл деятельности Chevron в Казахстане начисто теряется. КТК позволяет западным компаниям экономить на расходах транспортировки нефти: доход от КТК возмещает расходы на транспортировку, что резко увеличивают маржу для таких мировых нефтяных гигантов, как Chevron, Exxon Mobil или Shell.

фото CPC.ru

У России свой интерес. Если КТК не попадёт под санкции, то 10% российского экспорта можно продавать вне санкционного пресса. Если же трудный сосед в качестве контрмер предложит западным компаниям продать доли в КТК по «сахалинскому варианту», а, по сути, конфискует, то для Казахстана – всё, пиши пропало. Все три казахстанских стратегических проекта – Тенгиз, Карачаганак и Кашаган – встают перед дилеммой дальнейшей разработки или минимизации добычи, что влечёт огромные потери для финансовой системы нашей страны. Это может привести к коллапсу зоны тенге. Избежать мрачного сценария можно только при одном варианте: если КТК исключат из санкционного списка по части банковского и страховочного сопровождения экспорта нефти. По планируемому 7 декабря вступлению шестого пакета санкций вводится так называемый «ценовой минимум» для российского нефтеэкспорта. Отделить казахстанскую нефть от российской в трубе КТК физически не представляется возможным. Вариант только один – вывести КТК из-под санкций. И эта задача партнёрами возложена на корпорацию Chevron и отчасти Exxon Mobil.   

Палка о двух концах

В свете всего этого неудивительно, что, прибыв в Казахстан, Майкл Уирт первым делом отправился в Атырау. За день до визита в столицу и встречи с высокопоставленными лицами он посетил офис внучатой компании «Тенгизшевройл». На совещание с главой корпорации был собран в основном юридический департамент, где за закрытыми дверями пытались найти решение, как избежать самого страшного – прекращения экспорта нефти с Тенгизского проекта. Месяцем ранее целый десант юристов всех уровней корпораций от «Тенгизшевройл» до «Шеврон Оверсиз» (зарубежная компания корпорации с офисом в Лондоне при Лондонском Сити) высадился в Лондоне, где пытался смоделировать печальные последствия, если КТК не удастся вывести из-под санкционных требований. И вряд ли случайно, что сразу после встречи с Майклом Уиртом в челночный рейд отправился уже президент РК. Сначала в Сочи – для встречи с российским президентом, а потом с официальным визитом в Баку. География поездок не случайная, говорящая сама за себя. На кону стоит судьбоносный для Казахстана вопрос, что будет в декабре с главным источником доходов бюджета страны – экспортом казахстанской нефти. 

Для обхода КТК нужна только половина КТК

Все эти месяцы с началом санкционной войны беспрерывно задается вопрос: «А есть ли альтернатива КТК?» Чего только ни пытались придумать, чтобы не быть «заложниками одной трубы». Вспомнили уже почти забытый Транскаспийский маршрут через Азербайджан, Грузию и Турцию. Выдали на-гора идею переименовать сорт смеси КТК в КЕБКО (Kazakhstan Export Blend Crude Oil), чтобы отделить её от российского сорта «Юралс» и тем самым избежать ограничения по банковскому сопровождению. Ответ на вопросы лежит в географии и экономике маршрутов транспортировки. Не может транскаспийский маршрут экспорта, даже в самом идеальном, благоприятном режиме, вытащить более 10 млн тонн в год. И обойдётся он в три-четыре раза дороже. При этом экспорт газоконденсата с месторождения Карачаганак по Транскаспийскому маршруту физически невозможен. Выключать из экономики Казахстана налогоплательщика №2? Также есть вопрос сроков, запустить транскаспийский маршрут возможно в лучшем случае лишь через три-четыре года, понеся при этом чувствительные затраты, которые неизвестно когда окупятся.

Ведь надо построить трубопровод от Тенгиза до порта Актау и Курык, построить причалы с объёмами перевалки по 5 млн тонн. Построить и закупить танкерный флот. Ждать, когда Азербайджан построит перевалку в Сангачалах, договориться о тарифах и банке качества. Словом, список дел очень длинный и дорогой.

фото CPC.ru

Самое любопытное во всей этой истории, что некая отдаленная альтернатива КТК всё-таки есть. Не менее призрачная, но более дешевая и быстрая, которую не берут в расчёт, видимо, из-за поставленной задачи перед экспертными аналитическими институтами полностью исключить из расчётов маршрут через территорию России. Стоит отметить, что качество экспертного обеспечения Акорды с лета прошлого года по нефтяному сектору (да и не только по нему) пугающе упало. Однобокие и непродуманные заявления власти в сфере рынка нефтепродуктов, энергетики и товарного рынка стали сами по себе провоцировать мини-кризисы. И этот факт не может не беспокоить. Но вернёмся к вопросу альтернативы, которая сама напрашивается, если просто посмотреть на карту.

Санкции базируются только на происхождении нефти и, главное, порте отгрузки. Они никак не касаются собственно транзита нефти по территории России. Поменяй на том же КТК вместо порта Новороссийск в Южной Озереевке на порт отгрузки нейтральной страны, и все санкции тают на глазах. Для этого надо договориться с вполне заинтересованными правительствами России и Грузии.

Маршрут альтернативы довольно прост. Самый дешёвый путь – всегда прямой и более короткий до рынка сбыта. Первая часть экспорта остается прежней – по КТК до нефтеперекачивающих станций на территории Калмыкии, НПС-2 «Комсомольское» или НПС-3 «Ики-Бурул». От этих НПС можно в довольно сжатые сроки построить ответвление до Тбилиси, а оттуда в причерноморские порты Супса или Батуми. При этом надо получить порт Супса в концессию Казахстана. По сравнению с экономикой КТК, ответвление ненамного дальше по расстоянию – всего 350 км (но с учётом, что всё придётся строить с нуля и не осталось какого-либо советского инфраструктурного наследия). При этом Грузия больше 17 центов за прокачанную тонну нефти не возьмёт. Вариант, близкий к КТК по экономике, но о нём никто, похоже, не догадался. Главный плюс этой ветки в том, что она позволит увеличить объем прокачки в случае наращивания добычи нефти в Казахстане и решает в самом дешёвом и близком к экономике КТК варианте обход санкций. Кстати, в том числе и для какой-то части российской нефти. В таком варианте надобность в сверхдорогих и спорных транскаспийских маршрутах отпадает полностью, если, конечно, исходить только из национальных и экономических интересов Казахстана. И больше никаких.

Автор: Артур Шахназарян

Редакция Orda.kz всегда открыта для иных мнений по этой и многим другим темам. Пожалуйста, пишите нам на [email protected].

Лента новостей

все новости