Свои законы: накажут ли сына Рамзана Кадырова, который в СИЗО избил поджигателя Корана?

cover Фото: скрин с видео

Глава Чечни Рамзан Кадыров и его семья уже вторую неделю служат источниками новостей, выходящих за пределы России. Недавно повестку наводнили слухи о смерти Кадырова. А сейчас в сводках отметился его младший сын Адам, причём тоже с подачи отца. 

Кадыров старший выложил в сеть видео, на котором юноша избивает в здании СИЗО Никиту Журавеля, задержанного за сожжение Корана.

Корреспондент Orda.kz разбирался, как такое возможно в правовом государстве и вспоминает о других случая осквернения Священной Книги, в том числе в России. 

Отец за сына 

История с жителем Волгограда Никитой Журавелем началась в мае этого года, когда в Сети появилось видео, на котором он сжигает Коран возле мечети. Когда 21 мая молодого человека задержали, он заявил, что сделал это за 10 тысяч рублей по заданию неких администраторов телеграм-канала из Украины. В российских СМИ их тут же окрестили украинскими спецслужбами. 

Несмотря на то, что Коран парень сжёг в Волгограде Следственный комитет РФ передал расследование в Чечню, куда доставили и самого Журавеля. Это объяснили тем, что в качестве потерпевших по этому делу выступили жители Чеченской Республики.

Правда, в российской следственной практике это был первый случай. Раньше, наоборот, подозреваемых для проведения расследования могли этапировать в регион, где произошло преступление.

Никита Журавель. Фото: Кавказский узел

После того, как Журавеля доставили в Чечню, российские правозащитники высказывали мнение, что на объективный суд рассчитывать не придётся. Дело в том, что к соблюдению федерального законодательства в Чечне, в принципе, возникает много вопросов.

Рамзан Кадыров. Фото: Asia-Plus.

Например, именно здесь, практически с начала войны в Украине, существуют лагеря подготовки добровольцев, законность существования которых, мягко говоря, спорна. Отряды национальной гвардии «Ахмат» фактически подчиняются лично Рамзану Кадырову, хотя по российскому законодательству они часть федеральной структуры. К чеченским судам тоже было много вопросов по поводу объективности. 

Но того, что задержанного Журавеля будут избивать в СИЗО родственники главы Чечни, кажется, не ждал никто.

Сообщения о том, то Адам Кадыров избил в СИЗО Никиту Журавеля появились еще 16 августа – об этом сообщила уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Полтора месяца про это шли разговоры – было ли избиение на самом деле? В самой Чечне тогда объявили, что проведут проверку информации. Но вчера стало понятно, что избиение было. Видео инцидента выложил у себя в Telegram-канале сам Рамзан Кадыров и сопроводил подписью: 

«Не люблю недосказанность. Всегда лучше ставить окончательную точку - правдивую и честную. В сети до сих пор спорят по факту избиения Адамом Кадыровым сжигателя Священного Корана Никиты Журавеля, пособника спецслужб Украины. Было ли это или не было? Побил и правильно сделал. Более того, я считаю, что посягнувший на любое Священное Писание, в том числе демонстративно сжигающий его, оскорбивший этим десятки миллионов граждан нашей большой страны, должен понести суровое наказание".

Позже российская журналистка Ксения Собчак выложила в Telegram-канале «Кровавая барыня» краткое содержание разговора с Кадыровым-старшим, который, по её словам, сам ей и позвонил. 

«Мы пришли в СИЗО, Журавель сказал, что хочет поговорить со мной лично. Сказал, что хочет принять ислам, я сказал ему, что он шайтан и просто хочет спасти свою шкуру. И что такие мусульмане нам не нужны. Я ему ничего не делал, я законопослушный гражданин. Но потом я ушел из кабинета, а Адам там остался, я этого не заметил. Он у меня вообще сам себе на уме. Потом услышал крики, послал охранника своего разнимать их. Адам самостоятельный, темпераментный», - приводят в канале слова Кадырова.

После того, как глава Чечни выложил в Сеть видео с избиением Журавеля, в России многие выразили возмущение случившимся. В том числе и сторонники действующей российской власти. Действия Адама Кадырова поддержали, в основном, уроженцы Чечни. Например, Адам Делимханов – депутат Госдумы, дядя Рамзана Кадырова. 

Адам Кадыров. Фото: Telegraf

 И конечно же, встал вопрос – как на случившееся отреагирует Федеральная служба исполнения наказаний и Следственный комитет России? Будут ли они привлекать к ответственности Кадырова-младшего, которому 15 лет, а по российскому законодательству уголовная ответственность наступает с 14. Ведь он не только избил содержащегося в СИЗО, но и непонятно на каких основаниях там находился. Да, Рамзан Кадыров имеет звание генерал-майора полиции, но это не даёт права его сыну находиться в кабинетах СИЗО.  

Пока силовые ведомства на видео с избиением Журавеля никак не отреагировали. Нет официальных комментариев ни от одного из духовных управлений мусульман – в России их два. 

Зато есть мнение самого Рамзана Кадырова, которое приводит всё та же «Кровавая барыня»:

«Если суд решит, что Адам виновен, значит он понесет наказание по всей строгости закона».

Правда, учитывая, что никаких оснований для переноса следствия в другой регион нет – и расследование, и суд, если они всё-таки будут, пройдут на территории Чечни. 

От Швеции до Свияги

Никита Журавель был не единственным, кто в этом году осквернил в России Коран. 1 июля в Ульяновске гражданин Египта Саид Абу Мустафа облил Священную Книгу шампанским, растоптал её, а потом выбросил с моста в реку Свияга. Его тоже задержали, но, в отличие от Журавеля, ни в Чечню, ни в какой другой регион отправлять не стали. Возможно потому, что объяснение с большим количеством потерпевших в другом регионе здесь бы не сработало. Из 600 тысяч жителей Ульяновска около 100 тысяч – это мусульмане. Так что потерпевших хватило и там. 

В отличие от Журавеля, который заявил, что его поджечь Коран подбили из Украины, действия Саида Абу Мустафы были частью европейской серии акций по осквернению священной книги мусульман. Египтянин заявил, что, осквернив и выбросив Коран в реку, он поддерживал акцию уроженца Ирака Салвана Момика, который за три дня до этого сжёг книгу в Стокгольме. 

Швеция и Дания в этом году вообще стали центрами кощунственных акций, которые проводили и правые радикалы, и выходцы из арабских стран.

Всё началось ещё в январе, когда датский националист Расмус Палудан сжёг Коран сначала у посольства Дании в Стокгольме, а потом уже у себя на родине – у мечети в Копенгагене. 

Расмус Палудан. Фото: Anews.

Он делал это с разрешения властей Дании и Швеции. В Турции на действия Палудана ответили тем, что объявили его в розыск и пригрозили Швеции, что действия радикала могут стать ещё одним поводом для отказа во вступлении в НАТО. 

Позже акции с сожжением Корана проходили в Швеции и Дании ещё несколько раз. Акция Салвана Момика стала одной из самых громких, потому что прошла в первый день Курбан-байрама. Это даже стало поводом для экстренного совещания Организации исламского сотрудничества

На 20 июля в Стокгольме была запланирована очередная акция с сожжением Корана. Реакцией на это стал погром посольства Швеции в Ираке и высылка из страны шведского посла. 

26 июля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев осудили акции по осквернению Священной Книги. Причём, в происходящее он призвал вмешаться ООН. 

«Своё веское слово по этому поводу должна сказать и Генеральная Ассамблея ООН», – заявил тогда Токаев. 

В конце июля Дания и Швеция объявили, что планируют запретить сожжение Корана и осквернение религиозных символов вообще. Но позже в Швеции отказались от этой идеи. И если в Дании акции по осквернению прекратились, то в Швеции нет. В последний раз там сожгли Коран 4 сентября. Сделал это всё тот же уроженец Ирака Салван Момика. В России его на сей раз никто не поддержал. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости