«Свобода 55»: аудиоспектакль, рождённый январскими событиями
Команде, создавшей спектакль «Свобода 55», не нужно арендовать помещение или торчать на репетициях. А зрителям не надо покупать билет и добираться по пробкам в театр. Достаточно загрузить телеграм-бот svoboda55bot и выйти на прогулку. Что делать во время прослушивания «Свободы 55», каждый выбирает сам. Потому что свобода выбора – главный лейтмотив спектакля, прослушанного Алёной Тимофеевой.
Авторами аудио-променада стали драматург и театральный продюсер Ольга Малышева и педагог и художественный руководитель студенческого театра «Эйдос» Лариса Нода. Для Ольги подобный формат не в новинку: прошлогодняя премьера – «Дилфизо и Донада» – также была основана на телеграм-боте, однако там присутствовали актёры и декорации. В «Свободе 55» ответственность за визуал полностью лежит на зрителе.
«Меня привлекла идея сделать такой спектакль, который был бы доступен откуда угодно. У меня много друзей и близких приятелей, которые в разных странах занимаются театром, и хочется с ними постоянно обмениваться опытом и энергией. А показать то, что делаешь в Алматы, можно только если человек приедет. Плюс, если говорить именно о Казахстане, то у нас тоже новые театральные формы до регионов не доходят. А очень бы хотелось», - говорит Ольга.
«Свобода 55» – грантовый проект. MediaCAMP, поддержавший спектакль, – это центральноазиатская программа, которая не ограничивается только столицами. «Свободу 55» можно послушать в любом месте – хоть в большом городе, хоть в маленьком, хоть, вообще, дома на диване.
Структура спектакля проста: он состоит из нескольких аудиодорожек, в каждой из которых герои по очереди рассказывают свои истории. Есть несколько сюжетных развилок, зритель сам выбирает, куда свернуть. Причём вернуться и выбрать другой поворот уже нельзя - для этого нужно будет переслушать спектакль.
«Мир ускоряется, мы ускоряемся. Сейчас, например, ты слушаешь спектакль – то есть ты, вообще-то, в театре. Но в мессенджере», – встречает зрителя в наушниках глубокий мужской голос.
Двойственность, о которой он говорит, проходит через весь спектакль. Есть интернет – плохо, нет интернета - тоже мало хорошего. В интернете издеваются, грабят, обманывают. Но стоит ему исчезнуть – и зритель вновь оказывается в начале января, запертым в собственном доме без связи. Именно о январских событиях основная рефлексия спектакля. Казахстанский театр уже затрагивал тему, но именно «Свобода 55» делает это без купюр. Ужас тех дней не маскируется под художественными образами.
«По условиям партнёров, мы создавали продукт, направленный на продвижение медиаграмотности. Но медиаграмотность – широкая штука, работающая не только с теми, кто создаёт контент, но и с каждым потребителем этого контента. И, естественно, январские события; то, как они подавались в медиа; то, что нас на несколько дней вообще отключили от интернета; вся пропаганда, которую мы – не после января, а после февраля – тоже начали ощущать – это то, с чем мы живём. Я всегда за то, чтобы искусство говорило об актуальном. Ещё в феврале я написала пьесу о январских событиях – это мой способ проживания событий. А в апреле мы с командой начали работу над «Свободой 55». Это совместная работа со студентами, в ней хотелось избежать сильных триггеров, поэтому там нет слишком жёстких историй про январь. Хотя каждый день в отзывах на спектакль кто-нибудь пишет, что именно в тех сценах, где мы говорим про январь, появляются слезы», - рассказывает Ольга Малышева.
Несмотря на локальность событий, «Свобода 55» содержит в себе речь на всех центральноазиатских языках, а также стихотворение украинского поэта Дмитрия Близнюка. Тем самым авторы задают вопросы не только казахстанцам, но и всем.
И даже когда в наушниках повисает тишина, зритель остаётся с комом в горле – а не забыл ли я о реальной жизни в погоне за виртуальной? Возможно, многие из первых слушателей «Свободы 55» последовали примеру героев и после спектакля позвонили близким, а потом поставили телефон на беззвучный режим и отправились на прогулку.
И всё-таки остаётся один вопрос: почему «Свобода 55»? В 55 году ХХ века был основан космодром Байконур. В 55 году XIX века представили первый механический компьютер. 55, две пятёрки, две отличные отметки. К упомянутым в спектакле вещам можно добавить ещё десяток теорий. Хотя всё куда проще: 55 минут длится аудио-спектакль.
Лента новостей
- Людей с инвалидностью заставляли попрошайничать в Актау
- Исключительный цинизм: сыну судьи из Уральска дали семь с половиной лет колонии
- Общество не поймёт — депутат о декриминализации экономических преступлений
- Двух жительниц Кокшетау осудили за создание финпирамиды «Eolus»
- В АФМ рассказали, кто украл деньги на строительство и обслуживание дамб в РК
- Может ли Россия вытеснить Казахстан с китайского газового рынка
- «Власти нас не понимают» — пострадавшие от паводка в Уральске впадают в отчаяние
- «Слушала оглашение приговора и рыдала от счастья»: в Алматы закончился суд по громкому делу об изнасиловании
- Автомобильные номера можно будет переоформлять на родственников
- Оглашение приговора по «делу Улжан» перенесли на 26 апреля
- Блогер Варламов назвал Алматы одним из лучших городов для жизни
- В суде допрашивают ясновидящую, которой Бишимбаев звонил в день смерти Салтанат (прямая трансляция)
- АФМ будет следить за социальными сетями и мессенджерами
- Сериал Fallout: Нолан и атомная бомба, дубль два
- Кадровые перестановки в АНК: Токаев сменил своих заместителей
- Шахтинскую ТЭЦ оштрафовали почти на 400 тысяч тенге за срыв отопительного сезона
- Эвакуированные жители ЗКО обретут дома не раньше осени — замакима области
- Мария Дмитриенко выиграла лицензию на Олимпиаду-2024
- Отопительный сезон в Темиртау может начаться на месяц позже
- Тихая революция: Собчак подвела итоги поездки в Казахстан