Surfactant: лев, колдунья и платяной шкаф
Танцтеатр танцтеатру рознь. Jolda зарекомендовал себя, как коллектив с эстетичными, полными изящества спектаклями. Однако новая работа – Surfactant – разительно отличается от предыдущих. Её режиссёром выступил новичок команды Антон Шмаков – российский хореограф, обладатель премии «Золотая маска».
Обычно в любом спектакле, включая пластический, можно выцепить фабулу. Surfactant в некотором смысле ломает законы жанра: в нём нет сюжета, нет главных героев, нет какого-то очевидного диалога между персонажами. Всё держится на ощущениях.
В программе упоминается, что в основе спектакля лежат казахские мифы с размышлениями о жизни и смерти. Жизнь действительно есть, взять хотя бы название. Сурфактант – это жидкость в лёгких, не позволяющая им склеиваться во время дыхания. На сцене символом выступают огромные прозрачные капсулы, из которых вылупляются несколько актёров. А вот происходящее дальше сложно собрать воедино.
Пластика танцоров великолепна, каждый будто вылеплен из полимерной глины. Но формат спектакля заставляет их двигаться резко, рвано. В итоге, создаётся противоположное названию явление. Вместо обволакивающего эффекта зритель получает нечто острое, нервное.
На сцене творится хаос: одни актёры спорадически носятся, делают акробатические трюки, падают; другие – движутся в слоу-мо. Мужчины одеты в чёрное, женщины – в бежевое.
Свою лепту вносит музыка. Тяжёлая, гулкая электроника от Марка Ратнера сильно давит на перепонки и будто стискивает голову. Поначалу любопытное ощущение, но к середине спектакля от сосредоточения тревоги, исходящего со сцены, становится не по себе.
Успевает спектакль заглянуть и в нишу хоррора, когда на сцене появляется огромная не то паучиха, не то скорпион с многометровыми толстыми дредами. За концы держатся все остальные актёры. «Паучиха» с трудом тянет их за собой, и тут зависит от восприятия: то ли на ней паразитируют, то ли она не отпускает.
И только начинает казаться, что наконец началась та самая этническая часть, как вдруг в мифической атмосфере возникает фрагмент обычной комнаты: платяной шкаф, тумба с лампой и кресло, в котором сидит буднично одетый мужчина. Кажется, сейчас применят классический ход, будто всё предыдущее действо ему приснилось, но мужчина вдруг вскакивает и бросается на шкаф, из которого вырывается поток света, и «вытаскивает» из зеркала своё отражение. Напрашивается сравнение с первой книгой «Хроник Нарнии», и даже «лев» тут затесался: даром что у режиссёра копна кудрей.
Такие спектакли надо смотреть, как минимум, дважды. Хотя тем, кто хочет сломать в своей голове границы классического театра, хватит и одного. Но для зрителя, которому важно разобраться, желательно всё-таки дать пояснение. Прелесть танцтеатра в том, что он «убивает» автора, оставляя аудитории широчайший простор для интерпретации. Но когда постановка предлагает слишком большую палитру философских вопросов без направления, щедро сдабривая её мрачными декорациями и низкочастотной электронной музыкой, часть смыслов попросту ускользает.
Surfactant – хороший способ проверить себя на прочность, но это не является негативным вердиктом. Surfactant ещё и крутая возможность «прощупать» себя изнутри и ответить на вопрос «А почему именно здесь мне стало неприятно?» И пока театр позволяет это сделать, никакая мрачность не отвернёт зрителя от него.
Лента новостей
- В 2027 году в Казахстане пройдёт чемпионат мира по дзюдо
- 750 тонн нефтепродуктов пытались незаконно вывезти из Казахстана
- Скандально известная компания из структур «КазМунайГаза» уступает место близнецу
- Чиновников наказали за срыв госзакупок в Акмолинской области
- Журналисты подали в суд на Минкульт из-за новых правил аккредитации
- Стало известно имя нового акима области Улытау
- Акима одного из самых молодых регионов в РК освободили от должности
- Семь тысяч конкурсов за полгода: зачем тендермены ломают систему госзакупок в Казахстане
- Какая погода ждёт казахстанцев 9 октября
- 17-летнего парня признали виновным в убийстве матери
- В Костанайской области горела сухая трава
- Никого не оставить позади: зачем Казахстану помощь ООН в достижении целей развития
- Деньги королевской семьи Катара: выгодная сделка для будущего Казахстана
- Умер сын известного композитора Армана Дуйсенова
- Касым-Жомарт Токаев выступил на заседании Совета глав государств СНГ
- Bereke Bank окончательно продали катарскому инвестору
- Подтверждённый факт: в прошлый призыв казахстанцев забирали в армию с рабочего места и улицы
- «Слабое звено – человек»: онлайн-мошенничеств в Казахстане стало в 42 раза больше
- Семилетняя девочка упала в открытый колодец: суд вынес решение по делу Малики
- Ценой жизни: в области Абай открыли памятник пожарным и лесникам