Суд в СКО признал медсестру виновной в гибели двух детей, несмотря на протест министра и апелляцию

cover Фото: Orda.kz

В Северо-Казахстанском областном суде завершилось разбирательство по делу о гибели двух детей от пищевого отравления. В июне медсестру Айдану Бейсембаеву признали виновной и приговорили к двум годам колонии-поселения. С приговором осуждённая и её родственники не согласились и подали апелляцию, сообщает Orda.kz.

Трагедия произошла в прошлом году в селе Надежка Кызылжарского района. Семья Коваленко отравилась продуктами: ели пельмени и пили газировку. За помощью они обратились в местный медпункт. Медсестра несколько раз приходила к пациентам, промывала им желудки, ставила капельницы, измеряла температуру, выдала активированный уголь.

Однако на следующее утро в доме скончался трёхлетний Василий. Его шестилетнюю сестру Алису доставили в многопрофильную детскую больницу, но спасти её не удалось. В тяжёлом состоянии находились также третий ребёнок Кирилл и мать. Их с трудом, но спасли. 

По итогам расследования уголовное дело возбудили только в отношении 26-летней Айданы Бейсембаевой. Суд первой инстанции установил, что медсестра проигнорировала экстренность ситуации: не назначила полноценное лечение, не организовала госпитализацию и не сообщила о происшествии в больницу или санитарные органы.

Мать погибших детей, Галина Коваленко, на суде заявила, что медработник не оказывала должной помощи.

«Далее Бейсенбаева прошла в комнату к Кириллу, где пробыла около пяти минут, после вернулась в зальную комнату, где подняла лежащего на полу Василия и положила на диван, при этом какой-либо помощи ему не оказала, не осмотрела, температуру не измерила. Промывание желудка никому не делала, рвота у всех происходила самопроизвольно, кроме супруга. Далее Бейсенбаева выдала супруге, Кириллу и Алисе таблетки активированного угля, при этом её мужу не хватило, из-за чего она самостоятельно выдала ему таблетки из домашней аптечки, однако он отказался принимать, поскольку его самочувствие было нормальным. Василию Бейсенбаева каких-либо таблеток не дала»,указано в приговоре специализированного межрайонного суда по уголовным делам СКО.

Подсудимая вину не признала. Прокурор просила назначить пять лет лишения свободы, однако, учитывая положительные характеристики и возраст, судья Айдарбек Беккужинов назначил два года колонии и лишил права заниматься медицинской деятельностью на три года. Айдану Бейсембаеву взяли под стражу в зале суда.

Также суд постановил взыскать с Кызылжарской районной больницы в пользу пострадавших 10 млн тенге в качестве компенсации морального вреда, хотя истец, Галина Коваленко, требовала 50 млн.

После вынесения приговора в защиту Айданы Бейсембаевой высказался бывший министр здравоохранения Елжан Биртанов. Он заявил, что приговор нарушает не только внутренние принципы справедливости, но и международные обязательства Казахстана по защите медицинских работников.

«Приговор, возлагающий полную ответственность на единственного среднего медработника в селе, в условиях существенного дефицита кадров в области оказывает разрушительное влияние на мотивацию и доверие сельских медицинских работников по всей стране. Это может привести к массовому отказу фельдшеров и сестёр оказывать экстренную помощь в сложных ситуациях из страха перед уголовным преследованием», написал он в соцсетях.

Биртанов также отметил, что у детей было тяжёлое отравление, несовместимое с жизнью, и невозможно однозначно установить причинно-следственную связь между действиями медработника и летальным исходом.

14 августа в областном суде состоялось заседание апелляционной инстанции. Несмотря на доводы защиты, приговор оставили без изменений.

Председательствующий судья Сергей Викторенко пояснил решение: по его словам, ситуация осложнялась ночным временем, и днём медсестра могла бы действовать иначе.

«В любом случае в Кызылжарской районной больнице был дежурный врач. Необходимо было сообщить. Всем было плохо, их рвало, нужно было насторожиться, так как малолетние дети. Она не предложила поехать в больницу. Расписки об отказе в госпитализации нет, и мы не можем говорить, что такое предложение поступало. Есть вопросы и к поведению супругов Коваленко, что они сами не поехали в больницу. Пострадавшая объясняла, что плохо себя чувствовала, а что касается мужа, то он действительно проявил бездействие, но опять же — его ответственность моральная, и ответственности с Айданы Кайратовны это не снимает. Она медработник, обладающая специальными знаниями, и могла полагать, чем всё это может закончиться»,сказал судья.

Решение суда вступило в законную силу.

Читайте также:

Лента новостей

все новости