Спектакль «Ұлпан»: казахская классика под классику рока

Пока большинство коллективов на каникулах, Казахский государственный академический театр для детей и юношества им. Г. Мусрепова представил громкую премьеру по роману писателя, чьим именем ТЮЗ назван.
Габит Мусрепов двигал идеи феминизма ещё до того, как это стало мейнстримом. Равенство женщин и мужчин в казахской степи – тема, которой пронизан один из главных его романов «Ұлпан». За последние несколько веков своей актуальности произведение не потеряло, поэтому спектакль Гульназ Балпеисовой смотрится свежо и рассчитан на смешанную аудиторию.
Немалую роль здесь играет персоналия режиссёра. Гульназ дебютировала в мастерской Римаса Туминаса, затем ставила спектакли на сценах разных российских театров. Кажется, ветерок свежести веет именно оттуда. Несмотря на то, что «Ұлпан» – скорее, костюмированная драма из XIX века, в ней то и дело проскальзывают неожиданные элементы.
Сама по себе история довольно типичная: пожилому баю Есенею приглянулась юная и бойкая Улпан. Несмотря на то, что брак в том числе был по расчёту, постепенно между героями зародились тёплые чувства. Улпан из сорванца превращается в мудрую честолюбивую женщину, которая сменяет умирающего мужа на посту правителя аула. Хотя в спектакле, в отличие от книги, больше показан период становления главной героини, нежели её правления, всё это обыграно богатыми костюмами и харизмой главных персонажей в исполнении Асета Имангалиева и дуэта Толкын Нурбекова/Рабина Белгибаева (молодая Улпан в её интерпретации – настоящий вихрь).
Всё выглядит настолько целостно и в хорошем смысле по-книжному, что, когда саундтреком начинает играть Time группы Pink Floyd, кажется, что звукорежиссёр ошибся треком. И если тиканье часов и глубокую мелодию ещё как-то можно увязать с сюжетом, то внезапный выход биев под скрипучий голос Фила Коллинза в I Can’t Dance оправдать никак не получается. С одной стороны, это разряжает обстановку и помогает зрителям не увязнуть в истории хронометражем в три с половиной часа, а с другой – это так же странно, как и персонаж, выезжающий в одной из сцен на роликах. К музыкальному вкусу вопросов нет, а вот к смысловой нагрузке…
Хотя кое-что всё же работает. Один из ярчайших моментов спектакля – пожар в бане, которую назло Улпан сжигает один из антагонистов. С потолка сыплются блёстки, раздуваемые дым-машиной, прожекторы расщедриваются на все оттенки оранжевого, а на сцене пылает настоящий огонь. И вот тут люди в деревянном срубе, падающие на колени под Earth Song Майкла Джексона, выглядят очень убедительно.
Ещё одна любопытная фишка спектакля – задник, отдалённо напоминающий искусственную гору для скалолазания. Благодаря выступам, которых в темноте не видно, персонажи принимают причудливые позы, и кажется, будто висят в воздухе. К основному сюжету они почти не имеют отношения, зато смотрится очень необычно.
Несмотря на все новации, спектакль «Ұлпан» с трепетом относится к тексту романа и отлично передаёт дух времени. Очень подробно рассматривается обычай аменгерства, когда овдовевшая женщина «переходила» брату покойного мужа. Да и в целом быт степи успешно препарирован. С минимумом декораций создателям удалось передать и атмосферу юрты, и базара, и степи во время бурана (дым-машины перевыполнили план на год вперёд, но завораживающий эффект держался на протяжении всей постановки). Пускай мощный хронометраж пугает цифрами, на деле динамика почти ни разу не просела.
И если уж выделять «Ұлпан» среди других постановок классики, то нужно отметить восхитительную вокальную работу. Это далеко не мюзикл, но, когда актеры поют все вместе, кажется, будто зашёл в старинную церквушку и слушаешь ангельский хор. И этот чистый перезвон голосов, разносящийся по залу, закрепляет ощущение, что на сцене творится что-то большое и важное.
Следующий премьерный показ спектакля «Ұлпан» – сегодня, 31 июля.
Лента новостей
- Буллинг есть, но его «нет»: в школах Жамбылской области скрывают факты насилия над детьми
- На ситуацию с поставками угля в Усть-Каменогорске отреагировали в КТЖ
- Лечат симптомы, а не болезнь — что показал анализ казахстанской политики запретов в сфере потребления никотина
- Прокурор запросил 4,5 года колонии для карагандинки за посты о казахах
- Девять молодых орлов мигрировали из Казахстана за рубеж
- Путин на Аляске рассказывал Трампу про Рюрика и Богдана Хмельницкого — Financial Times
- Разговор слепого с глухим: что будет с экономикой Казахстана после антикризисных мер Бектенова?
- Генпрокуратура возобновила дело о рейдерстве, в котором фигурирует Нурбол Назарбаев
- Полицейского чуть не убили во время вызова в Атырау — видео
- Заказчика убийства директора Lenovo задержали в Дубае
- Дорогу к Медеу перекроют на выходных
- Сериал известного режиссёра заблокировали в Казахстане: «Будем выпускать кассеты»
- Река стала канализацией: зачем на самом деле в Караганде объявили ЧС
- Правила получения статуса кандаса снова изменились
- На ночной охоте погиб подросток в Жамбылской области
- Пассажирский самолёт не смог приземлиться в Усть-Каменогорске
- Синоптики обещают последние тёплые дни в Казахстане, но повезёт не всем
- Главный редактор Orda.kz выступила на конференции ОБСЕ
- Медики рассказали подробности смерти футболиста в Алматы
- Чиновники и бизнесмены пиарятся за счёт спорта — Токаев