Спектакль «Транзитный пассажир»: нежданное счастье по-алматински

cover Фото Виктора Харченко

Если собрать все произведения о любви, созданные человечеством за последние лет сто, то и не сосчитать, сколько из них о любви случайной. Блага цивилизации этому только способствуют: своего человека можно найти в социальных сетях, позвонив не на тот номер или прилетев на пересадку в родной город, где не был двадцать лет. «Транзитный пассажир» в театре имени Лермонтова — история в духе «Иронии судьбы», когда хозяйка сначала не знает, как выпроводить незваного гостя, а в конце – как бы уговорить его остаться.

Герои Айторе и Зейнеп оба на пенсии и оба несчастны: у неё – два непристроенных сына, а красавица-дочь погибла в подростковом возрасте; он, потеряв жену и сына, сбежал почти на край света – в Якутск. У Айторе всего три часа пересадки в родном Алматы, и он хочет потратить их на прогулку до дома, где родился и прожил большую часть жизни – благо аэропорт совсем рядом. Только вот погода на улице такая, что рейс несколько раз переносят, а у Зейнеп вкусный чай…

Фото Виктора Харченко

Для двух незнакомцев герои подозрительно быстро сближаются: проведя вместе пару часов, уже пьют вино, поют под гитару и готовят мясо, словно женаты тысячу лет. Но в этом всём чувствуется и надрыв осточертевшего одиночества. Оба признаются, что подчас им не хочется жить. Но воспоминания о старой-доброй Алма-Ате, которая в спектакле не просто локация, а персонаж, роднят их. Чего только стоит эпизод с землетрясением: Айторе впадает в панику, ведь он уже забыл, каково это, а Зейнеп хохочет – тоже мне, алматинец! Зрители, к слову, проверку на сейсмоустойчивость также едва не провалили. Зато хохотали, узнав себя в соседе-алкоголике, выскочившем на лестничную клетку полуголым, но с тревожным чемоданчиком.

На премьере спектакля присутствовал и автор пьесы – мэтр казахстанской литературы Дулат Исабеков. 

Задорного настроения аудитории писатель не разделил и на критику не поскупился: некоторые сцены, мол, получились затянутыми, а кое-что из деталей режиссёр Дмитрий Скирта явно взял с потолка.

И пускай пьеса в своё время доехала аж до Лондона, «лермонтовскую» трактовку хочется отстоять. Да, ни сценография (хотя кое-где просматривается фирменный стиль Вячеслава Люй-ко), ни видеоряд в спектакле не особо примечательны. Но дуэт Ирины Лебсак и Сергея Уфимцева – просто загляденье. Дуэт знаменитых артистов смотрится одновременно трогательно и чертовски харизматично. Глядя на них, веришь, что вот так оно и бывает: в немолодом возрасте, случайно, за несколько часов.

Фото Виктора Харченко

«Транзитному пассажиру» по духу больше подошла бы малая сцена театра – история камерная. Местами спектакль, может быть, и наивен, но знакомые каждому интерьеры и понятные герои подкупают. За ощущение тёплого алматинского ветерка, треплющего волосы, огрехи постановке можно и простить. А еще – за греющее напоминание, что даже в грохочущий по подоконнику дождь можно услышать, как в дверь стучится счастье.

Лента новостей

все новости