Спектакль «Тартюф»: сегодня мы испортим вам Мольера!

Сценические переделки классики – вещь непростая и довольно тонкая. Как правило, на знакомые названия на афише ходит консервативная публика, ожидающая академической трактовки, и потом страдает, наткнувшись на вольную интерпретацию. Кажется, что-то подобное случилось с «Тартюфом», собственное прочтение которого в Алматы представил ташкентский театр «Ильхом».
«Да пусть всю труппу вздёрнут на шпалерах – сегодня мы испортим вам Мольера!» – так задорно и самокритично начинается спектакль. В каком-то смысле труппа своё слово сдерживает: с первых минут становится ясно, что с классики срезали верхний слой и немного поджарили.
Герои «Тартюфа» в изящных масках и красочных костюмах будто по щелчку пальцев превращаются в обычных актёров «Ильхома». В этом и есть основная фишка спектакля: через призму пьесы режиссёр Борис Гафуров рассказывает закулисную жизнь театра.
Этакий «фильм о фильме», в котором переходы между фактической игрой и «техническими вставками» не всегда очевидны. И уже тут часть зрителей начинает «плыть».
Сама по себе задумка показать «Ильхом» изнутри отличная. Но то ли не хватает какого-то культурного контекста, чтобы понять глубину, то ли Мольер – слишком сложный сам по себе материал, чтобы нагромождать на него что-то. Нет в спектакле какой-то цепкости. Он похож на кардиограмму – вверх-вниз, вверх-вниз. Вот герои читают высокопарные стихи – и тут же начинается повседневная перебивка.
С другой стороны, театру удаётся сыронизировать: целая мизансцена посвящена претензиям, которые коллектив «Ильхома» получает за творчество – мол, своим вольнодумством бросает тень на культурное наследие Узбекистана в принципе; а ещё – матерятся и выпускают на сцену голых женщин.
В таком полукомичном духе проходит первая часть спектакля. После антракта полный изначально зал поредел процентов на десять, но те, кто не дождался продолжения, пропустили самое интересное. Начался театр-театр: на сцену вышел Тартюф. По ощущениям, у «Ильхома» все французы смешались воедино, и больше Тартюф оказался похож на Квазимодо – горбатый, кривоногий, отвратительно хрипящий. Игра Владимира Юдина – почти методичка по сценическому надрыву, от которого по телу пробегает дрожь. Но в канве спектакля она тоже выглядит странно. Снова ирония, снова глумление над академическим театром, стреляющие чеховские ружья и летающие со свистом шпаги.
Но главную мысль пьесы спектакль держит, то и дело возвращаясь к ней в сценическом диалоге. Ложь, лицемерие, подобострастие, да те же самые маски не чужды человечеству до сих пор – что в театре, что за его пределами. И актёры это передают великолепно: персонажи выпуклые, трагикомичные; особенно в исполнении Юлии Плакиды и Клавдии Безматерных – двух supergirls, которых представили в самом начале одноимённым хитом Reamonn, таким же внезапным, как всё остальное.
В спектакле много и других «ильхомовских» приёмчиков со светом, звуком, культурными отсылками и высоким стёбом. Но «Тартюф» без декораций, со скачками сюжета и без конца бегающей по сцене служанкой, которая вдруг стала главным героем спектакля, похож на корпешку, сшитую из тканей разной фактуры. Как бы там ни было, нужно отдать «Ильхому» должное: чтобы высмеять комедию, над которой смеются уже четыреста лет, нужно иметь большую смелость и мастерство.
Лента новостей
- Смог и тёмный газ окутали промзону Усть-Каменогорска
- Трамп рассказал, о чём говорил с Путиным
- Владимир Путин и Дональд Трамп завершили телефонный разговор
- Токаев подписал закон: новый порядок подтверждения происхождения товаров
- США арендуют землю в Алматы на 49 лет — Токаев подписал закон
- Стендап-комика Нурлана Сабурова задержали в России — ему грозит депортация
- «Мы уничтожим всё»: Израиль хочет полностью захватить сектор Газа
- Сара Назарбаева: путь женщины, подарившей тысячам детей семью, шанс и веру
- «Содержат скрытые смыслы»: казахстанцев предупредили об опасных мультфильмах
- Прямые рейсы в Сочи запустят ещё из одного города Казахстана
- Налоговая против блогеров: инфлюенсеры заплатили 256 миллионов тенге
- Упразднить фонд «Самрук-Казына» предложили в мажилисе
- «Кормлю пятерых детей, а саранча жрёт арбузы»: сельчанка заявила, что теряет урожай
- Новая экономическая зона обеспечит работой тысячи казахстанцев
- Полицейский сломал жене жизнь и позвоночник. Суд дал ему полтора года
- Возлюбленную пару наказали за секс на пляже в Темиртау
- Петушиные бои: птицефабрика в Костанайской области под угрозой закрытия из-за разборок с прежним владельцем
- «У неё остался сын»: подруга погибшей в Египте казахстанки просит власти о помощи
- Стало известно, откуда взялась триллионная дыра в бюджете Казахстана
- Полный провал: бюджет Казахстана за 2024 год ужаснул даже пессимистов