Спектакль «Старые друзья»: «Нас выпустили сразу на войну»

cover Фото Ольги Чекмезовой

«Завтра была война» – одной этой фразой можно описать новый спектакль Национального русского театра драмы имени Лермонтова. Режиссёрская работа Романа Жукова по пьесе Леонида Малюгина получилась в лучших традициях советских военных фильмов – трогательной и светлой.

Каким прекрасным кажется всё вокруг, когда тебе семнадцать, и у тебя день рождения, а завтра – выпускной. Очаровательное платье, полный дом гостей, а два лучших друга тайно в тебя влюблены. У Тони всё именно так. Одноклассники ласково кличут её «Антоном», она отмахивается на их шуточные призывы вести себя по-мужски, и ещё не знает, что мужество ей точно пригодится. Потому что сегодня – 21 июня 1941 года.

Начавшаяся война раскидывает одноклассников на разные участки фронта. Единственное, что их объединяет – традиция собираться в «Антонов день», 21 июня, дома у Елизаветы Ивановны, мамы Тони и по совместительству их классной руководительницы. Они приезжают издалека, уходят в самоволку – но традиция должна соблюдаться. И это рвёт сердце: каждый раз ребят меньше и меньше. Кто-то убит, кто-то пропал… И когда герои вновь собираются за столом в 1945-м, всё будто, как раньше – но нет.

Фото Ольги Чекмезовой

Герои «Старых друзей» переживают ощутимые метаморфозы: чуткий и нежный Шура замыкается в себе после потери руки; заводной Володя возвращается в высоком звании и уже не может общаться с друзьями как прежде; взбалмошная Тоня, мечтавшая стать актрисой, после работы сестрой милосердия видит себя только в медицине.

«Не было у нас выпускного вечера. Нас выпустили утром – и сразу на войну», – произносит один из персонажей. Здесь очень легко можно скатиться в голимую слёзовыжималку, но театру имени Лермонтова удаётся выдержать нужный градус. История получается светлой, человечной, искренней, в том числе, потому, что в спектакле заняты несколько студентов КазНАИ имени Жургенова, для которых это одна из первых серьёзных работ. Из «взрослого» состава отмечу Артура Хакимова – артист, которого чаще можно увидеть на вторых ролях, здесь полностью оправдал своё сценическое время. И, конечно, Марину Ганцеву: её Елизавета Ивановна – символ мудрости, милосердия и стабильности, именно к ней все герои спешат вернуться.

 Фото Ольги Чекмезовой

«Старые друзья» – это ещё и погружение в эпоху. Лаконичные костюмы, патефон с хрипящей записью Леонида Утёсова, большой экран на заднике, где транслируются состаренные кадры школьного альбома. Хотя иногда этот самый экран отвлекает: когда видеохронику блокадного Ленинграда сопровождают нарисованные спецэффекты огня или дождя – в исторических декорациях смотрится странновато. Правда, не так отвлекает, как имитация артобстрела, под который зал буквально сотрясается.

Всё затихает, и метроном, до этого колотивший в бешеном ритме, начинает звучать медленно и гулко. И в этот момент очень хорошо слышны тихие всхлипывания по залу. Так что, если решите сходить на премьеру 4, 5 или 6 апреля, захватите с собой носовой платок – он может пригодиться.

Лента новостей

все новости