Спектакль «Ревизор»: понравится ли Гоголю лагман?

cover

Республиканский государственный академический уйгурский театр музыкальной комедии имени Куддуса Кужамьярова представил свою версию гоголевской классики. Получилось задорно, хотя автор наверняка удивился бы контексту спектакля.

«Ревизор» – парадоксальная пьеса. Меняя время и место постановки, она не только не становится хуже, наоборот – только набирает актуальность. В трактовке Уйгурского театра Хлестаков превращается в блогера, его слуга – в видеографа, а городничий – в акима. У персонажей отбирают фамилии, зато награждают узнаваемыми восточными чертами. Даже первая сцена спектакля проходит в бане, куда высокопоставленные «агашки» пришли отдохнуть.

Режиссёр Дилмурад Жамбакиев не отказывает себе в откровенном стёбе. «Салат ачичук – одна порция, лагман – одна порция…» – читает жена акима письмо. Да нет, госпожа, переверните чек – ну, что было под рукой, на том и написали! А блогер-Хлестаков, будучи подшофе, хвалится, что пишет песни самому Димашу Кудайбергену.

«Ревизор» в Уйгурском театре балансирует где-то между акиматовскими кабинетами и тоем. Где вы ещё увидите, как герои русской классики зажигают под «Балхию» Улангасыра Ками? С саундтреком, в целом, всё любопытно: например, основная музыкальная линия – неожиданная Golden Days от Fanfare Ciocarlia. При этом театр оправдывает название «музыкальной комедии», и несколько раз в спектакле песни исполняются вживую.

Очарователен актёрский состав. Что примечательно, 2025 год для исполнителей двух главных ролей в «Ревизоре» стал наградным. Мухидин Варисов (Хлестаков) был признан лучшим актёром по версии Freedom Ticketon Awards, а Гайратжан Тохтибакиев (городничий) удостоился звания «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері». Новый спектакль лишь убеждает, что награды по праву нашли героев. Есть в спектакле и ещ один прелестный дуэт: правая и левая рука акима, они же Добчинский и Бобчинский в оригинале, манерно и забавно исполненные Кудратом Юсуповым и Тайиром Тохтибакиевым.

Занятно, что Уйгурским театром интерес к Гоголю в Казахстане в этом году не заканчивается. На днях режиссёр Акан Сатаев начал работу над киновоплощением пьесы. Учитывая фирменный стиль автора, сюжет рискует превратиться в триллер. Театральная версия Жамбакиева – это с первой до последней секунды комедия, которую тоже легко можно было бы представить на киноэкранах вместо очередных «Бишарашек». Взять хотя бы одну из финальных сцен, где Хлестаков мечется между женой и дочкой городничего.

Пожалуй, главное достижение этого «Ревизора» – он рушит шаблон, что классика – это академично и скучно. Постановка может понравиться как приверженцам традиционного театра, так и любителям авангардного. Академический театр часто грешит тем, что, пытаясь осовременить материал, лишь суёт персонажам в руки мобильные телефоны и добавляет в речь сленговые словечки. «Ревизор» Уйгурского театра действительно злободневен и понятен – и неважно, что пьесе почти двести лет.

 

Лента новостей

все новости